МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации: Реформируя экономику, нельзя забывать о людях

13 мая 2005

На последнем пленарном заседании Совет Федерации рассмотрел предложения палаты по реализации положений ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию. С докладом по этому вопросу выступил Председатель СФ Сергей Миронов.

- Сегодня мы включили в повестку дня чрезвычайно важный вопрос. Речь идет о политическом курсе и фундаментальных принципах развития страны, определенных Президентом Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также о приоритетах и программе конкретных действий палаты по реализации этого курса в соответствии с конституционным статусом Совета Федерации, - отметил Сергей Миронов. - Комитеты и комиссии палаты подготовили свои предложения для формирования такой программы и принятия постановления Совета Федерации по данному вопросу.

В своем выступлении глава Совета Федерации прежде всего остановился на нескольких принципиально важных аспектах.

- Мы должны четко понимать, что Конституция Российской Федерации однозначно определила главные источники государственной политики в ее стратегическом измерении. Это законы и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, - заметил Сергей Миронов. - Цитирую: "Статья 80, часть 3: "Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". Статья 84, пункт "е": Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

При этом глава государства обращается через Федеральное Собрание - представительный орган Российской Федерации - ко всему многонациональному российскому народу, ко всем территориальным сообществам России.

У каждого органа государственной власти есть право на участие в конкретизации политики государства, формировании ее тактических задач, есть свои инструменты по ее реализации. Нет только одного права - права ревизовать конечные цели, базовые принципы и приоритеты государственной политики.

Поэтому совершенно недопустимы ситуации, которые мы констатировали в нашем Докладе о состоянии законодательства в Российской Федерации. Ситуации, когда результаты конкретных действий по реализации той или иной реформы, обоснованные (если не сказать "прикрытые") ссылкой на приоритеты государственной политики, оказываются прямо противоположными тем конечным целям и базовым ориентирам, которые ставил в своих Посланиях Президент страны.

Послание Президента Российской Федерации 2005 года имеет особое, поистине историческое значение. В нем глава государства:

дает краткую, но емкую оценку условий, направленности и результатов государственной политики, проводимой в течение всего новейшего периода российской истории;

закрывает предыдущую страницу политики стабилизации и открывает новый этап - политики, устремленной в будущее, но сохраняющей вместе с тем преемственность стратегических ориентиров и целей развития страны;

утверждает фундаментальные принципы государственной политики развития страны на долгосрочную перспективу. Прежде всего это приверженность конституционным ценностям и международным стандартам демократии, прав и свобод человека при суверенном праве России на самостоятельный выбор темпов, приоритетов и методов построения и развития демократического, свободного и справедливого общества и государства;

подтверждает сформулированные ранее конечные цели политики и, соответственно, критерии оценки результатов ее проведения. Это эффективное государство, устойчивый экономический рост и конкурентоспособность, социальное благополучие, достойное место России в мировом сообществе и ее равноправное участие в решении актуальных мировых проблем.

Мы должны также учитывать политическую значимость текущего момента - мы будем подводить итоги реализации обсуждаемого Послания Президента Российской Федерации за два года до завершения восьмилетнего политического цикла в жизни страны. И достигнутые результаты будут во многом определять то состояние России, в котором она войдет в будущее...

При этом Председатель Совета Федерации напомнил, что работа по реализации основных направлений государственной политики тесно связана и с работой над Докладом Совета Федерации о состоянии законодательства в стране. И заметил, что "выводы нашего первого Доклада во многом созвучны положениям обсуждаемого Послания".

- Достаточно сказать лишь о таком принципиальном предложении Совета Федерации, как необходимость перехода от исчерпавшей себя политики фрагментарных преобразований и антикризисного управления к формированию долгосрочной целе- и ценностно ориентированной стратегии развития страны. То есть стратегии, учитывающей в должной степени базовые ценности российского общества, направленной на повседневное укрепление гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан, - заметил Сергей Миронов. - Но главное даже не в этом. Работа над Докладом позволяет нам выявить слабые места в механизмах реализации государственной политики, критические точки в состоянии законодательства - главного инструмента власти в конституционном государстве. И не только выявить, но и определить конкретные способы решения этих проблем. Это означает, что мы должны увязывать в единый комплекс задачи реализации как положений Послания Президента России Федеральному Собранию, так и выводов первого Доклада Совета Федерации, а также задачи подготовки следующего Доклада палаты о состоянии законодательства в Российской Федерации.

Послание Президента Российской Федерации - это политический документ, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества и государства и весь спектр проблемных вопросов. Реализация программных установок государственной политики - это совместное дело всех органов публичной власти - от федеральных до местных. Вместе с тем каждый государственный орган должен следовать конституционным принципам разделения властей, действовать строго в рамках своей компетенции.

Поэтому, определяя приоритетные направления усилий Совета Федерации по реализации положений государственной политики, мы должны исходить не только из значимости тех или иных задач, поставленных главой государства, но и строго соотносить их с конституционными вопросами ведения и полномочиями Совета Федерации.

Мы знаем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы ведения Совета Федерации ориентированы прежде всего на региональные аспекты общенациональной политики. Кроме того, Совет Федерации разделяет с Президентом Российской Федерации ответственность за состояние дел в таких важнейших сферах, как национальная безопасность и обороноспособность страны, соблюдение режима конституционной и общей законности, укрепление федеративных и национальных отношений, а также единства экономического пространства, равенства прав и свобод граждан на всей территории России...

Этот перечень может быть продолжен. Но сейчас более важно отметить, что для выполнения своей высокой миссии Совет Федерации наделен достаточно сильными полномочиями и в кадровой политике, и в области контроля за деятельностью исполнительной власти, и, главное, в сфере законодательной деятельности...

В этой связи Председатель Совета Федерации выделил несколько основных приоритетов формируемой палатой программы.

В сфере государственного строительства:

укрепление Федерации, в том числе объединение субъектов Российской Федерации, завершение разграничения полномочий между всеми уровнями публичной власти, совершенствование порядка формирования региональных органов государственной власти;

повышение эффективности государственного аппарата, особенно в правоохранительной и судебной системе, и исключение коррупционных факторов в его работе; в центре нашего внимания должны быть оценка результатов административной реформы, анализ и совершенствование законодательства о государственной службе и, что не менее важно, о статусе должностных лиц;

развитие институтов гражданского общества и общественного контроля за деятельностью государственных органов, в первую очередь - в регионах России;

совершенствование инструментов парламентского контроля, в том числе парламентских расследований.

В финансово-экономической и социальной сферах нашими приоритетами должны быть прежде всего вопросы:

развития межбюджетных отношений; полагаю, что пришла пора ставить перед Правительством Российской Федерации вопрос о рассмотрении не только федерального бюджета, но и о тщательном анализе состояния консолидированного бюджета Российской Федерации;

результатов и методов реформирования социальной сферы, обеспечения равенства социальной защиты граждан независимо от места их проживания;

обеспечения экономической эффективности и соблюдения условий национальной безопасности при привлечении инвестиций, смене форм собственности, легализации капиталов;

государственной поддержки социально-экономического развития в проблемных и стратегически важных регионах страны, в том числе таких, как Юг и Дальний Восток России, Калининградская область.

- И, конечно, Совет Федерации должен принимать самое активное участие в решении всех задач по развитию внешнеполитических и внешнеэкономических связей Российской Федерации, - подчеркнул Сергей Миронов. - Кроме того, Совет Федерации в силу своей конституционной роли должен рассматривать все проходящие через парламент законы с точки зрения качества формируемого законодательства, соответствия принимаемых законов конституционным ценностям и целевым установкам государственной политики, соблюдения всех необходимых условий для введения их в действие и эффективного применения.

Также Сергей Миронов особо обратил внимание коллег на то, что "новые задачи требуют принципиально иного уровня и развития методической базы и экспертного обеспечения принимаемых нами решений, и здесь тоже широкое поле для приложения наших усилий".

- Полагаю, что с учетом вышесказанного программа Совета Федерации должна быть максимально конкретной, - определил задачу законодателей глава Совета Федерации.- По каждому тематическому приоритету нам следует определить действия Совета Федерации в следующих направлениях:

по подготовке и реализации законодательных инициатив Совета Федерации;

по формированию критериев оценки приоритетных законов и выработке позиции Совета Федерации при их рассмотрении на заседании палаты;

по контролю за подготовкой необходимых условий для введения законов в действие;

по мониторингу правоприменительной практики и эффективности действия принятых законов.

Полагаю, что наше сегодняшнее обсуждение и последующая доработка программы и постановления Совета Федерации позволят нам принять эти документы в виде, соответствующем значению обсуждаемого Послания Президента Российской Федерации, конституционной роли Совета Федерации, а также объективным потребностям страны и общественным ожиданиям.

После обсуждения проект соответствующего постановления был принят за основу.

Геннадий Сергеев>

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International