6 июля министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко выступил с докладом о модернизации российской науки на "Правительственном часе" в Совете Федерации.
Заметим, что накануне председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, что проблемы сохранения лучших российских традиций образования, высшей школы и науки «волнуют сенаторов», и они настроены на «серьезный разговор» с Правительством РФ.
Впрочем, большая часть выступления и ответов на вопросы Андрея Фурсенко была посвящена именно науке. Он заявил, в частности, что «мы опаздываем с модернизацией государственного сектора науки», и что любое промедление, даже с учетом повышения финансирования, "ускорит процесс системной деградации российской науки и приведет к массовому уходу наиболее молодой части нашего научного сообщества". В то же время министр сообщил о существенном повышении государственного финансирования, к 2008 году ученые будут зарабатывать не менее 30 тысяч рублей, а их молодые коллеги - от 15 до 20 тысяч рублей, заявил он.
По завершении доклада председатель Совета Федерации Сергей Миронов задал министру два вопроса. Один касался мер, которые предполагает принять правительства для борьбы с так называемой «утечкой умов». Второй вопрос – существует ли статистика отчислений студентов после первого семестра, и насколько велика разница между количеством таких студентов, поступивших по результатам ЕГЭ, и – по обычной, «классической» схеме?
После сдачи ЕГЭ отчисление по стране в целом не больше, чем при сдаче экзаменов по стране по обычной системе, пояснил министр. Что касается «утечки умов», то вся предлагаемая программа модернизации как раз и направлена на то, чтобы сохранить в российской науке наиболее дееспособных и перспективных ученых, и, в первую очередь, молодежь. Для этого министерство предлагает изменения в оплате труда, причем «эти изменения реалистичны и просчитаны», пояснил министр. Не менее важно и сохранить среду генерации знаний, сеть прославленных научных институтов, то уникальное научное сообщество, которое является своеобразным «ноу-хау» России. Подобного явления не существует нигде в мире, и сама возможность работы в этой творческой среде является стимулом, который нередко оказывается более важным для ученого, нежели соображения финансового, материального плана.
В общем, как уже неоднократно отмечал Андрей Фурсенко, умы утекают не только туда, где теплее и сытнее, а в первую очередь туда, где интереснее, и Россия в этом смысле, с ее уникальной, пока что еще сохранившейся творческой средой, имеет очень неплохие перспективы.
Еще одна мера – развитие вузовской науки, сотрудничества между вузами и академической наукой. Необходимо, чтобы со студенческой скамьи молодой человек мог заниматься реальной исследовательской работой. Наконец, ряд изменений в законодательстве направлены на то, чтобы помочь молодым ученым создать собственный бизнес в инновационной сфере.
Отвечая на вопрос сенаторов о возможности закупки за рубежом новых технологий, министр выразил мнение, что «делать ставку на закупку западных технологий и западного оборудования было бы неправильно». В России существуют собственные конкурентоспособные технологии, к примеру, одна из трех ведущих фирм мирового уровня в области нанотехнологий расположена в Зеленограде.
Конечно же, прозвучал вопрос и о качестве высшего образования. Андрей Фурсенко рассказал, что министерство борется с «профанацией высшего образования», отозваны лицензии у 23 филиалов вузов, в числе которых и достаточно известные государственные, еще 10 лицензий будут отозваны в ближайшее время. Министерство борется за увеличение финансирования высшего образования, но при этом «мы не можем позволить себе обучать за бюджетный счет всех желающих», отметил министр. «Кроме того, существует большое количество людей, которые и не заслуживают того, чтобы их обучали, - заметил министр. – Наши проверки показали, что в ряде вузов студенты фактически покупают дипломы, не заботясь о том, чтобы получать знания».
В заключение обсуждения председатель Совета Федерации Сергей Миронов поблагодарил министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко за выступление и выразил надежду, что «ни наше образование, ни наша наука не останутся без попечения, без государственного ока и нормальной государственной политики».