Девятый Петербургский международный экономический форум стал ярким,
заметным событием в экономической и политической жизни страны и на пространстве
СНГ.
Об этом сказал председатель Совета Федерации, председатель
организационного комитета форума Сергей Миронов на итоговом заседании,
которое состоялось в Москве.
- В работе форума приняли участие представители 60 стран мира - более 4 тысяч
человек, что само по себе является беспрецедентным, - подчеркнул он. -
Безусловным достижением является то, что впервые в нем принял участие Президент
России Владимир Путин. Об этом событии писала вся мировая пресса.
Северный "Давос" был сильнее, чем все предыдущие, не только по составу
участников, но и по уровню обсуждения стратегических вопросов. Выступая на
пленарном заседании, Владимир Путин четко обозначил достижения России и
дальнейшие пути развития экономики страны, в том числе в развитии высоких
технологий на общем фоне нашего лидерства в области экспорта сырья и природных
ресурсов. Президент подчеркнул, что "выиграет та страна, которая в общем
распределении товарной продукции сумеет представить на рынок продукцию наиболее
высокотехнологичную". Эта тема нашла отражение и в работе форума. Заседания 15
"круглых столов" были посвящены именно развитию высоких технологий.
Как отметила на итоговом заседании заместитель председателя Совета Федерации,
заместитель председателя Оргкомитета Светлана Орлова, немаловажно то, что по
итогам форума заключены серьезные контракты. Компания "ЛУКойл" подписала
меморандум об инвестиционном сотрудничестве с правительством Македонии на сумму
около 50 миллионов долларов. В ходе форума состоялась закладка первого камня
автозавода компании "Тойота".
На пленарных заседаниях и "круглых столах" форума говорилось, что в области
высоких технологий сегодня все большее место занимает транспортная составляющая
российской экономики.
В Северо-Западном регионе это связано с двумя аспектами. Во-первых,
организация высокоскоростного движения поездов по линии Москва - Санкт-Петербург
- Хельсинки, которое называют проектом века. Впервые мы покупаем не готовую
продукцию, а новейшие технологии по производству высокоскоростных поездов,
которые будут реализовываться в России. Первые из них должны выйти на линию к
2007 году. И второе. На форуме шла речь о совершенствовании логистических схем
взаимодействия различных видов транспорта и грузоперевозчиков, в частности
железной дороги и крупнейших морских портов Северо-Запада.
В настоящее время ОАО "РЖД" выполнило и планирует в дальнейшем значительный
объем работ по усилению и развитию железнодорожных подходов к морским портам. В
этом году планируется завершить электрификацию линии Обозерская - Маленьга.
Реализация этого приоритетного проекта осуществляется на двух дорогах -
Октябрьской и Северной.
Проблемой сегодня является отставание темпов развития портов от темпов
развития железных дорог. Впрочем, как показал форум, ситуация меняется к
лучшему. Правительство России все большее внимание обращает именно на развитие
крупнейших портов. Министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил, что оптимизация
взаимодействия железной дороги и портов Северо-Запада была одной из важнейших
тем прошедшего саммита.
На заседании "круглого стола" "Транспорт и экономический рост", как сказал
Игорь Левитин, произошел мозговой штурм транспортных проблем. Участники сошлись
во мнении, что необходимо принятие федерального закона "О транспортной
безопасности", который должен быть увязан с Транспортной стратегией России.
Также активно обсуждалась и Концепция развития транспортной инфраструктуры
районов Крайнего Севера, прежде всего Арктического региона. С учетом того что
Россия сейчас является председателем Арктического совета, эта проблема
становится актуальной как никогда и имеет все шансы на разрешение.
Завершая итоговое заседание, Сергей Миронов вручил почетные грамоты за
активное участие в работе Петербургского международного экономического форума.
Среди награжденных - министр транспорта РФ Игорь Левитин и президент ОАО "РЖД"
Владимир Якунин.
Санкт-Петербург - Москва
Дмитрий Григорьев, Елена Кудрявцева