Стоило с начала этого года замедлиться приросту добычи нефти, как темпы прироста ВВП сократились с 7, 1 до 5, 6 процента.
Ханты-Мансийский автономный округ стал 74-м регионом, который посетил председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов.
Он отметил уникальность этого субъекта Федерации, который занимает первое место в стране по добыче нефти, второе по добыче газа и третье по... рождаемости.
Естественно, предметом обсуждения во время встреч с руководством округа, местными парламентариями, нефтяниками стали вопросы нефтяного сектора, который играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности, финансовой устойчивости, экономическом развитии и социальном благополучии страны. Стоило, например, с начала этого года замедлиться приросту добычи нефти, как темпы прироста ВВП сократились с 7, 1 до 5, 6 процента.
Хотя по объемам добычи нефти Россия делит первое-второе места наряду с Саудовской Аравией, а по мощностям нефтепереработки уступает только США, "нефтяной каркас", на котором уже долгие годы держится российская экономика, нуждается в кардинальном обновлении, подчеркнул спикер. Если не делать этого, нефтяной сектор может превратиться из основного фактора роста в тормоз экономического развития.
В то время как цены на мировом рынке держатся на очень высоком уровне, бизнес не торопится идти на масштабные вложения в развитие нефтяного комплекса. Не потому ли против намеченной Энергетической стратегией на период до 2020 года суммы инвестиций около 24 миллиардов долларов в год реально имеем менее половины этого.
А как решается задача воспроизводства минерально-сырьевой базы? Пока, можно сказать, никак. Для того чтобы бизнесу было выгодно вкладывать средства на всех этапах геолого-разведочных работ, государство должно создать четкую систему правовых гарантии и стимулов. И что не менее важно - обеспечить стабильность и предсказуемость правил игры.
Отдельно спикер выделил проблему совершенствования законодательства по природопользованию. В результате нового разграничения полномочий между Центром, регионами и местным самоуправлением значительно сужаются права субъектов Федерации в вопросах природопользования. И это уже сейчас очень неоднозначно воспринято регионами, особенно богатыми ресурсами. Поэтому следует еще раз посмотреть, в частности, на концепцию проекта нового закона "О недрах" и, возможно, серьезно его откорректировать.
Очень по-разному сегодня оценивается и переход к аукционам как основной форме предоставления права пользования недрами. Нет единства мнений и по поводу "сквозных лицензий", положения о свободном обороте прав пользования недрами и ряду других норм. Уже не первый год на всех уровнях обсуждается вопрос о дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых. Она может положительно сказаться не только на усилении работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы, но и на отработке низкорентабельных и истощенных месторождений.
Юрий Федоров