На очередном заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса
России при Председателе Совета Федерации сенаторы обсуждали проект федерального
закона "Основы государственной аграрной политики", подготовленного рабочей
группой, возглавляемой депутатом Государственной Думы первого, второго и
третьего созывов Геннадием Чуркиным.
Как уже неоднократно отмечалось на предыдущих совещаниях на Большой
Дмитровке, закону уготована непростая судьба. Это чувствовалось и на последнем
заседании, где присутствовали в основном единомышленники, которые готовы
отстаивать интересы отечественного АПК, как заметил Председатель Совета
Федерации, что называется, "до конца". Тем не менее даже здесь прозвучали
некоторые претензии к тексту закона.
Выступая перед участниками заседания, Сергей Миронов заявил: от
принятия закона зависит судьба не только российского сельского хозяйства, но и
вообще безопасность всей страны. Поскольку если процент импортной продукции
составляет более 15 процентов, то государство не может чувствовать себя в полной
безопасности, постепенно превращаясь в зависимое от других. А у нас сегодня
импорт продовольствия зачастую достигает 50 процентов.
Закон, по словам руководителя палаты, должен заложить основы
аграрно-продовольственной политики Российского государства на многие годы
вперед. Поэтому, считает он, чрезвычайно важно, чтобы закон поступил в
Государственную Думу не позднее 31 декабря, чтобы ускорить процесс его
окончательного принятия. При этом Сергей Миронов заметил, что
окончательный вариант документа (который был утвержден 19 ноября) уже на днях
поступит в Правительство и в профильные министерства.
Впрочем, считает Председатель Совета Федерации, разрешение проблем в сельском
хозяйстве поможет решить и другие производственные задачи государства. И - что
не менее важно - социальные тяготы, которые испытывает на себе около трети
населения России, проживающее в сельской местности. При этом он напомнил, что
Президент России Владимир Путин поставил эти вопросы в ряд важнейших
приоритетов.
В свою очередь один из разработчиков документа Геннадий Чуркин уверен, что
новый закон поможет отечественному АПК легче интегрироваться в мировой рынок.
Правда, до этого еще придется выводить российское сельское хозяйство из
состояния системного кризиса, в котором оно пребывает с момента распада
советской системы агропрома.
На заседании также тщательно обсуждались и вопросы проблемы продовольственной
безопасности, качества сельхозпродукции, а кроме того созданную вокруг
производителей систему посредников, которые зачастую извлекают прибыль за счет
самих сельхозпроизводителей, ставя их в заведомо невыгодные условия.
Альтернативой посредникам разработчики законопроекта предлагают систему
сельхозбирж, при помощи которых и должны заработать действительно рыночные
механизмы. При этом, по мнению Геннадия Чуркина, в государстве должны
существовать структуры, которые оценивали бы этот рынок, собирали информацию,
составляли прогнозы, когда нужно включать механизмы федеральных программ
поддержки АПК. На государстве должны лежать обязанности разработки госстандартов
и обеспечения прав производителей.
Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор
Всероссийского научно-исследовательского института экономии сельского хозяйства
Иван Ушачев, участвовавший в разработке предыдущего закона, тем не менее признал
достоинства нового законодательного акта. Однако при этом заметил, что основным
его недостатком является рамочный характер. "Селяне ждут конкретных норм, а в
тексте сегодня существует единственная конкретная норма", - заявил ученый. И
сослался на 12-ю статью законопроекта, где определено, что господдержка АПК не
может быть ниже 10 процентов от бюджета. При этом он заметил, что, к сожалению,
именно этот пункт и вызывает большие сомнения: поскольку, по его мнению, Минфин
не пропустит такую норму.
Это замечание вызвало весьма бурную реакцию у Сергея Миронова, который
заметил, что именно здесь и нужно выяснить: кто определяет действительную
политику в государстве - "Президент и Федеральное Собрание или бухгалтерия"? По
мнению Председателя Совета Федерации, Минфин должен исполнять то, что ему
предписывают. "А если происходит наоборот, то получается то, что получается", -
резюмировал Сергей Миронов. И призвал коллег ставить политические задачи
без оглядки на конкретные министерства, пусть и весьма влиятельные.
По мнению же другого участника совещания - директора Всероссийского института
аграрных проблем и информатики Александра Петрикова, в законопроекте необходимо
дать четкое определение сельхозпроизводителю, а также создать перечень условий
господдержки, поскольку гарантированные 12-й статьей 10 бюджетных процентов
вовсе не гарантируют этой самой поддержки. Поэтому и важно то, каким образом они
будут распределяться. При этом ученый заметил, что если не удастся
законодательно "протащить" эти самые 10 процентов, то к третьему чтению
законопроекта необходимо потребовать от Правительства разработки государственной
программы развития сельского хозяйства, где все механизмы и должны быть детально
прописаны. По его мнению, необходимо более четко прописать и полномочия
Минсельхоза. Александр Петриков выразил сомнения в том, что система бирж сможет
решить все проблемы по формированию рынка.
Другой не менее важный вопрос поставил заместитель председателя Комитета
Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Николай Долгушкин. Он
заметил, что создание конкурентоспособного сельского хозяйства невозможно без
конкурентоспособных работников. И в подтверждение этого тезиса привел цифры:
сегодня в России 7 процентов руководителей сельских хозяйств не имеют полного
среднего образования, а 30 процентов довольствуются исключительно теми знаниями,
которые дала средняя школа. В связи с этим сенатор предложил создать специальные
государственные структуры, которые смогли бы консультировать
сельхозпроизводителей. И напомнил, что в мировой практике подобное существует. К
примеру, в странах Балтии и в Украине такие советы оформлены законодательно, а в
Дании, если фермер не имеет специального образования, то ему и вовсе не продадут
земельный участок свыше 30 гектаров.
Кстати, еще один разработчик законопроекта Александр Чепа заметил, что
большинство претензий, высказанных на заседании, уже внесены в текст. Он
предложил сенаторам активно участвовать в обсуждении законопроекта уже в
Государственной Думе.
В результате члены совета предложили авторам законопроекта направить свои
предложения в межведомственную рабочую группу, занимающуюся проектом
федерального закона "О развитии сельского хозяйства".
Александр Ржешевский