Создание и развитие центров нефте- и газодобычи, сопутствующих производств по переработке, строительство объектов трубопроводного транспорта, газификация практически всех промышленных центров юга Восточной Сибири позволят резко увеличить производство валового внутреннего продукта и в корне изменить структуру региональной экономики и социально-экономическое положение местного населения.
Вот только при очевидных экономических выгодах практические действия осуществляются крайне медленно и неорганизованно. Основная сдерживающая причина - неразработанность директивных документов по реализации решений, заложенных в Энергетической стратегии России, отсутствует единая концепция развития восточных регионов, базирующаяся на природоресурсном потенциале. Об этих проблемах говорили в своих выступлениях участники парламентских слушаний "Нефтяные и газовые ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока как основа регионального развития" , состоявшихся в Совете Федерации на этой неделе.
Открывая слушания, председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, что "эта проблема чрезвычайно важная и несколько даже перезревшая". "Государство должно вернуть Россию на Восток" , - заявил он, подчеркнув, что комплексное и ускоренное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока усилит наши геополитические и геостратегические позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Важность темы и необходимость осуществления конкретных практических шагов для развития регионов Восточной Сибири и усиления российского присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе подчеркивали выступавшие на слушаниях председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, замруководителя Федерального агентства по недропользованию Петр Садовник, директор департамента ТЭК минпромэнерго Анатолий Яновский, представители Минэкономразвития и минрегиона.
"Главным звеном, с помощью которого можно вывести Восток страны на новый качественный уровень, - отметил Сергей Миронов, - является вовлечение в промышленную разработку крупных запасов нефти и газа". Сейчас в Восточной Сибири и на шельфе Сахалина открыты 75 нефтяных и газовых месторождений с внушительными суммарными извлекаемыми запасами. Причем этот потенциал может быть значительно увеличен за счет труднодоступных северных территорий, Магаданско-Камчатской зоны и шельфа Охотского моря.
В то же время увеличиваются потребности в природном газе в странах Азии и в первую очередь в Китае. Так, Китай в 2020 году будет покрывать свои потребности в газе на 50 процентов за счет поставок из-за рубежа, а основным поставщиком будет Россия.
В связи с высказанными соображениями то внимание, которое сейчас уделяется проекту создания Восточно-Сибирского нефтегазохимического комплекса на всех уровнях государственного и хозяйственного управления, представляется вполне оправданным и актуальным. Особенно в свете становящейся все более отчетливой необходимости кардинального решения проблем регионального развития районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
"На севере Иркутской области имеется уникальное Ковыктинское газоконденсатное месторождение с запасами, оцениваемыми в 2, 13 триллиона кубометров. Вместе с группой сопутствующих более мелких месторождений оно создает надежную сырьевую базу для газификации этих и соседних территорий (Читинская область и Бурятия) и поставок газа на растущие рынки Китая и Южной Кореи, - сообщил зампредседателя Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН Александр Арбатов. - Принимая во внимание проведенные проектные расчеты, свидетельствующие об экономической рентабельности проекта и его большой социальной значимости, следует признать этот проект газохимического комплекса приоритетным как с точки зрения регионального развития, так и интересов государства. Тем более что в настоящее время не существует других проектов, сравнимых по обеспеченности доказанными ресурсами, финансовым показателям и глубине проработки. И его претворение в жизнь даст мощный импульс развитию значительной части территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также масштабному проникновению трубопроводного газа на растущие рынки Китая и Южной Кореи".
Вместе с тем в проекте рекомендаций по итогам слушаний отмечено, что до сих пор нет комплексного государственного подхода к освоению нефтегазовых ресурсов Дальнего Востока и Восточной Сибири, который позволит определить наиболее рациональную последовательность и сроки освоения месторождений с учетом всех факторов.
Принятие программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР в согласованном виде позволит оптимальным образом организовать работу компаний-недропользователей в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития региона и страны в целом.
Выступая на слушаниях, исполнительный директор ТНК - ВР по развитию газового бизнеса Виктор Вексельберг высказался за скорейшее принятие программы, поскольку если принять эту программу сейчас, сказал он, то газ придет в Китай лишь в 2012 году. Вексельберг добавил, что Китай планирует развивать альтернативные источники энергии и строить терминалы по регазификации СПГ. "И эти планы Китая могут привести к тому, что российские запасы газа останутся нереализованными", - добавил он.
Освоение нефтегазового потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока позволит России занять достойное место среди поставщиков не только нефти, газа и продуктов их переработки, но также гелия на рынки АТР. И, что важнее, обеспечит долгосрочное устойчивое развитие экономики и энергетики этого региона России, повысит территориальную сбалансированность производства и потребления энергетических ресурсов, создаст условия для развития смежных областей ТЭК.
Геннадий Поляков