Совет Федерации, осознавая огромное значение восточных регионов для
настоящего и будущего страны, на протяжении последних лет настойчиво привлекал и
привлекает внимание правительства, общественных деловых кругов к этим
территориям, обсуждая накопившиеся проблемы в рамках различных парламентских
слушаний и крупных форумов.
Эта тема обсуждалась и в рамках слушаний по теме "Нефтяные и газовые ресурсы
Восточной Сибири и Дальнего Востока как основа регионального развития" ,
состоявшихся в Совете Федерации. Открывая слушания, председатель верхней палаты
российского парламента Сергей Миронов заявил: "Главным звеном, с помощью
которого можно вывести восток страны на новый качественный уровень развития,
является вовлечение в промышленную разработку крупных запасов нефти и газа.
Именно топливно-энергетический комплекс может стать системообразующим звеном,
которого многие годы не хватало экономике Восточной Сибири и Дальнего Востока".
Но этот огромный природно-ресурсный потенциал задействован в экономике страны
явно недостаточно - ресурсы недр используются не более чем на 30 процентов и как
результат, по словам Сергея Миронова, из 20 субъектов, относящихся к
этому региону, лишь один - Красноярский край является финансово самодостаточным.
Остальные 19 регионов либо дотационные, либо высоко дотационные.
Именно поэтому основной темой слушаний стало обсуждение первоочередных
направлений стратегии развития сырьевого и производственного потенциала
Восточной Сибири и Дальнего Востока и, что отметил практически каждый
выступавший, немедленное начало работы по реализации нефтегазовых проектов на
данной территории.
Причины для спешки действительно есть. Как отметил исполнительный директор
ТНК-ВР по газовым проектам Виктор Вексельберг: "Если мы с вами начнем
реализовывать программу завтра, то мы на рынки АТР придем лишь только в 2012
году, потому что это требует огромных инвестиций, это огромные проекты, которые
нам надо поднимать. Рынок диктует свои условия, и на сегодняшний день мы должны
четко себе отдавать отчет, что затягивание решения несет существенный
экономический риск. Мы обязаны двигаться на рынки Юго-Восточной Азии и занимать
там свои позиции. И если мы затянем решение этой проблемы еще на пять-семь лет,
то мы можем никуда не успеть с нашим газом".
Призвал поторопиться с выходом на рынке АТР в своем выступлении и директор
Института геологии нефти и газа СО РАН Алексей Конторович. Согласно его
прогнозам, даже если Россия выйдет на максимальные объемы экспорта в АТР, это
закроет не более 17-20 процентов потребности стран этого региона в газе. "Я
поддерживаю тех, кто говорит о необходимости национальной программы освоения
нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и развития всей
связанной с ним инфраструктуры, потому что это единственный способ поднять
валовой региональный продукт в этих регионах. И соответственно выполнять задачу
по ВВП, которую ставит президент" , - заявил Алексей Конторович.
Касаясь возможных направлений поставок газа, Конторович заявил:
"Предпочтительным вариантом развития газовых поставок назван вариант "Восток".
Это означает, что восточносибирский и якутский газ до 2030 года в
Азиатско-Тихоокеанский регион не попадает. Весь наш экспорт газа базируется
только на Сахалине, а другие регионы замораживаются. А как это скажется на
экономике - никто не считал. Второй вопрос: ковыктинский газ поворачивают на
запад, перегораживая таким образом дорогу красноярскому газу. В Западной Сибири
спроса на этот газ не будет, а если его качать до Москвы, то сколько он будет
стоить - страшно представить! Направлять ковыктинский газ на запад, не
газифицируя Бурятию, Читинскую область и не решая экспортных проблем, с моей
точки зрения, неправильно".
В проекте рекомендаций по итогам слушаний отмечено отсутствие комплексного
государственного подхода к освоению нефтегазовых ресурсов Дальнего Востока и
Восточной Сибири. А ведь только такой подход позволит определить наиболее
рациональную последовательность и сроки освоения месторождений с учетом всех
факторов: состояния и перспектив развития внутренних и внешних рынков
углеводородов и продуктов их переработки; развития на востоке страны нефте- и
газотранспортной системы и позволит организовать работу
компаний-недропользователей в соответствии с приоритетными задачами
социально-экономического развития региона и страны в целом, даст возможность
осуществить экспортные поставки добываемых углеводородов на выгодных для России
условиях.