Вчера спикер Совета Федерации (СФ) Сергей Миронов представил очередной доклад "О состоянии законодательства в РФ в 2005 году". Как и в прошлом году, в докладе в основном критикуется правительство, которое продавливает через парламент сырые законы. Но на этот раз досталось и Госдуме, которая, по мнению СФ, ввела порочную практику принимать законы сразу в трех чтениях. Во избежание этого спикер СФ предложил принять закон о порядке принятия законов.
Практику подготовки докладов о состоянии законности в стране Совет федерации ввел в прошлом году. Судя по всему она возникла в связи с протекавшим весьма бурно в первый президентский срок Владимира Путина процессом приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным и возникавшими по этому поводу многочисленными спорами. Хотя этот процесс считается завершенным, в СФ посчитали, что законодательство по-прежнему требует пристального контроля. Итогом этой работы стал почти 400-страничный документ, из которого следует, что и с законотворческим процессом, и с качеством законов, и с практикой их применения дела по-прежнему обстоят не лучшим образом.
Как и в 2005 году, больше всего досталось правительству, которое зачастую продавливает через парламент сырые законы, в связи с чем законодатели вынуждены постоянно заниматься работой над ошибками. В прошлом докладе самым ярким примером некачественной работы правительства был назван закон о монетизации льгот, который вывел на улицы недовольных граждан. В этом году претензии к министрам навеяли январские морозы. "У нас новые беды - холода, - ядовито объявил спикер СФ. - Разве исполнительная власть не знала, что системы ЖКХ изношены и не выдержат сильных морозов?" И сам себе ответил: "Некоторым членам правительства, похоже, мешают работать четыре причины: зима, весна, лето и осень".
Впрочем, досталось на этот раз и коллегам из Госдумы, которая, как посетовал спикер СФ, ввела практику принимать законы сразу во втором и третьем чтениях, превратив законотворческий процесс в "поправочный" из-за необходимости постоянного латания дыр в законах. В связи с этим господин Миронов предположил, что наступил наконец момент для принятия целого ряда законов ("О порядке принятия конституционных и федеральных законов" , "О нормативных правовых актах в РФ" и "О Федеральном собрании - парламенте РФ"), которые бы регламентировали собственно законотворческий процесс.
Спикера горячо поддержал представитель думы Ханты-Мансийского округа Петр Волостригов, обвинивший Госдуму в том, что она в последнее время умудряется принимать законы сразу в трех чтениях, не оставляя возможности вносить в них хоть какую-то правку. Так, в прошлом году Дума приняла таким образом поправки в закон "О федеральном бюджете на 2005 год" (ими распределялись 348 млрд руб. дополнительных доходов, которые образовались в результате взимания с ЮКОСа налоговых недоимок) и в закон "О кредитных историях". А в 2004 году так были приняты поправки в закон "О политических партиях" , разрешающие членам правительства занимать руководящие посты в партиях, в конституционный закон о создании Пермского края, а также закон, резко увеличивающий налоговую нагрузку на нефтяные компании.
Справедливость выводов спикера СФ немедленно подтвердили приглашенные на заседание представители федеральных структур. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин пожаловался, что законодатели и суды не исполняют пять постановлений КС. Глава Счетной палаты Сергей Степашин отметил "коррупционность законодательства" , а министр юстиции Юрий Чайка сообщил, что Минюст завершает работу над созданием единого банка данных всех нормативных актов РФ - федеральных, региональных и муниципальных, что, по его мнению, значительно облегчит контроль над законодательством.
Наталья Городецкая, Алла Барахова