МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации: Законодатели стали мудрее

20 марта 2006

84 руководителя региональных парламентов, члены Совета Федерации и Правительства России, отвечающие за реализацию национальных проектов, участвовали в прошедшем на днях в Совете Федерации заседании Совета законодателей.

В предыдущем номере газеты мы уже рассказали о ходе заседания, выступлениях на нем Президента Владимира Путина, первого вице-премьера Правительства Дмитрия Медведева, говоривших о том, что проблемы в местных законах тормозят национальные проекты. На этом же заседании Совета законодателей по вопросу "О докладе Совета Федерации "О состоянии законодательства в Российской Федерации" выступил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Сегодня мы публикуем его выступление в изложении.

Вопрос о втором докладе Совета Федерации "О состоянии законодательства в Российской Федерации" не случайно поставлен в повестку заседания Совета законодателей, сказал руководитель верхней палаты парламента. Нетрудно видеть, насколько тесно тема совершенствования правового поля России связана с вопросами эффективной реализации национальных проектов.

Более того, считает Сергей Миронов, мы должны учитывать, что в прошедшем году Президент Владимир Путин предложил стране еще более широкую программу. Речь идет о переходе к долгосрочной государственной политике. Сформировать такую политику и тем более воплотить ее в жизнь невозможно без стратегического видения курса правового развития России.

Как представители законодательной ветви власти мы хорошо понимаем, каковы здесь наши роль и ответственность, говорит он. Для соответствия этой миссии нам еще очень многому предстоит научиться, освоить программно-целевое планирование законопроектной работы, методы решения масштабных межотраслевых задач и надежного прогнозирования соответствующих последствий. Все это требует и нового уровня взаимодействия с исполнительной властью на всех этапах законодательного регулирования - от замысла до реализации законов.

Ежегодный доклад Совета Федерации, содержащий итоги мониторинга правового пространства страны и задачи его развития, является одним из инструментов достижения обозначенных целей. Эта форма позволяет и законодателю, и правоприменителю наглядно увидеть объективное измерение результатов своей работы, полагает Сергей Миронов.

Такое понимание смысла и назначения доклада поддержал Президент России. В этом же убеждают многочисленные отзывы на первый доклад, содержащие как слова одобрения, так и конструктивную критику, но главное - конкретные предложения по улучшению законодательной и правоприменительной деятельности.

Представленный вниманию участников заседания Совета законодателей документ - это, по словам главы верхней палаты, результат большой совместной работы, заинтересованного и творческого сотрудничества государственных органов, представляющих все ветви и уровни власти, а также экспертного сообщества. Но, безусловно, основной движущей силой этой работы являются участники Совета законодателей.

В докладе сохранены основные критерии оценки законодательной -деятельности. Это прежде всего: полнота реализации приоритетов государственной политики, определенных Президентом России; гарантии соблюдения конституционных прав граждан; качество и действенность законодательства. Именно такая система координат востребована обществом и государством.

Устранен существенный пробел первого доклада, подчеркнул Сергей Миронов, и теперь значительное место уделено вопросам законодательства субъектов Российской Федерации. Почти полностью эта часть документа построена на материалах региональных органов законодательной власти. Обращает на себя внимание, что в них практически не упоминается вопрос приведения регионального законодательства в соответствие федеральным законам, который еще недавно стоял чрезвычайно остро. Это, конечно, не означает, что проблема системного единства правового поля России снята с повестки дня. Но ее решение переведено из антикризисного в принципиально иной режим - конструктивного сотрудничества, разрешения возникающих вопросов на ранних стадиях законотворчества.

Существенное место в докладе уделено оценке реального влияния на организацию законодательного регулирования выводов и рекомендаций, принятых Советом Федерации год назад. Результаты здесь неоднозначные.

С одной стороны, наметилась устойчивая тенденция своевременного формирования законодательной базы для реализации приоритетов государственной политики, определяемых главой государства. Так, в 2005 году были приняты все законы, проекты которых вносил Президент России в качестве приоритетных.

В ряде случаев удается также оперативно провести эти законы и проекты в жизнь, полностью сохранив при этом основной смысл задач, поставленных Президентом страны. Примеры тому есть и в сфере государственного строительства, и в области экономики, и в урегулировании комплекса сложных проблем во взаимоотношениях России со странами СНГ. В то же время, считает Сергей Миронов, законодатели научились проявлять мудрость и корректировать сроки тех преобразований, для которых не готова необходимая почва. Как, например, в случае муниципальной реформы.

Вместе с тем в предыдущем докладе содержалось немало правильных рекомендаций, позволяющих предупредить принятие откровенно неподготовленных решений или своевременно инициировать реакцию законодателя на актуальные проблемы в общественных отношениях. Такие, например, как разумная реформа ЖКХ. Справедливо был также сделан вывод о том, что большинство проблем порождается недостаточно продуманной организацией всего процесса законодательного регулирования. Однако принципиальных сдвигов в нужном направлении пока не произошло.

В целях исправления такого положения в представленный законодателям документ включены подготовленные по инициативе Совета Федерации концепции трех важных законов. Они направлены на регламентацию системы нормативных правовых актов и совершенствование законодательного процесса, а также взаимодействие палат Федерального Собрания между собой и с другими органами федеральной и региональной государственной власти. В целом ряде регионов есть опыт решения подобных задач, заметил Сергей Миронов. Поэтому предложения участников заседания Совета законодателей по его использованию на федеральном уровне будут с благодарностью восприняты. Но этого, по его словам, сегодня уже недостаточно. Жизнь постоянно ставит новые, все более сложные задачи, требующие межотраслевого подхода. Что хорошо видно на примере национальных проектов.

В докладе Совета Федерации значительное место уделено анализу законодательного обеспечения таких системных задач, как разрешение демографического кризиса, развитие районов Крайнего Севера, проблемы молодежной политики. На этой основе сделан вывод о том, что для решения межотраслевых общенациональных проблем необходим системный, целостный подход к правовому регулированию. Тогда и качество правового обеспечения государственной политики существенно повысится.

Принятие неотложных и исчерпывающих мер по приведению законотворческой деятельности в соответствие современным требованиям стало одной из важнейших задач государственной политики.

Сергей Миронов подчеркнул, что подготовка следующего доклада уже началась. В специальном Постановлении Совета Федерации, сказал он, мы предложили членам палаты по согласованию с руководителями органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации организовать в регионах детальное обсуждение настоящего доклада с учетом результатов мониторинга состояния законодательства и результатов правоприменения, который все больше входит в повседневную практику.

Глава палаты считает, что наряду с ежегодным докладом Совета Федерации было бы целесообразно готовить подобные доклады органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. По его мнению, в совокупности они могут стать эффективной формой координации и консолидации законодательной и правоприменительной деятельности органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что особенно важно для успешной реализации приоритетных национальных проектов.

Роль законодательных и представительных органов власти в реализации масштабных национальных проектов заключается прежде всего в их законодательном обеспечении, а также в организации парламентского контроля. Законодательное обеспечение национальных проектов должно представлять собой программы законодательной деятельности на ближайшее время как на федеральном, так и региональном уровнях. Необходимо сделать так, чтобы принимаемые законодательные акты корреспондировались с законодательным обеспечением хода проводимых в стране реформ, прежде всего с разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти. В них нужно заложить механизмы исполнения, контроля и ответственности, сказал Председатель Совета Федерации.

Сергей Миронов уверен, что законодательной ветви власти вполне по силам выйти на уровень тех перспективных задач, которые поставлены перед ней главой государства.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International