МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов: Национальный проект - это коренное изменение отношения государства к культуре

30 марта 2006

21 марта в редакции газеты "Культура" состоялся "круглый стол", посвященный обсуждению концепции пятого национального проекта, посвященного культуре. Инициировать принятие такого проекта намерен Совет Федерации. Об этом в редакции нашей газеты заявил спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов. Вместе с известными деятелями культуры и журналистами газеты он обсудил возможные приоритеты нового национального проекта.

Национальной идеи только школьники и студенты!

Кстати, без культуры быть не может Юрий Белявский, главный редактор газеты "Культура":

- Уважаемые коллеги, думаю, за этим столом сегодня нет людей, которые бы не понимали, почему национальный проект "Культура" так остро необходим современной России. Однако каким именно будет этот проект, вопрос пока открытый. Допустим, он будет создан и под нею выделят деньги... На что именно они будут потрачены? Понятно, что сегодня у государства нет средств, способных решить абсолютно все проблемы культуры. Значит, самое важное, - определить приоритетные направления, обозначить проблемы, которые нуждаются в первостепенном решении. Иначе государственные средства будут банальным образом распылены. Только если мы четко будем знать эти приоритеты, мы сможем с уверенностью сказать, что в первом приближении готовы к появлению еще одного национального проекта Сергей Михайлович, именно с этого соображения мне хотелось бы начать нашу дискуссию.

Сергей Миронов:

- Отсутствие национального проекта "Культура" - это ошибка, прямо и четко сказал Президент РФ Владимир Путин. Что привело к этой ошибке, мы не будем в этой беседе выяснять, но, безусловно, тому есть целый ряд причин, одной из которых, как это ни печально, явилось отсутствие сильных лоббистов проекта. У меня есть личное убеждение: если сейчас, когда в государстве наконец-то появились финансовые возможности и политическая воля, мы не начнем менять отношение к культуре, мы не достигнем желаемых результатов, в том числе и по всем другим национальным проектам. Я принадлежу к тем, кто верит: у России есть одно преимущество перед всеми остальными державами - наша духовность, наша культура. По первому образованию я - горный инженер и прекрасно осведомлен о богатствах, скрытых в недрах российских земель. Однако даже это не заставит меня изменить свою точку зрения: главное наше богатство - многообразная российская культура.

Актуальность национального проекта "Культура" подтверждается катастрофическим отсутствием финансирования всех аспектов культурной жизни - от детского художественного и музыкального образования до научной реставрации, а не вульгарного "приспособленья" великих памятников отечественного зодчества под помещения для контор и офисов. Сегодня необходимо не только сохранять и поддерживать культуру, но и восстанавливать ее утраченные памятники, заниматься просвещением народа, прививать людям чувство любви к Отечеству, расширять их духовный кругозор. Хочу подчеркнуть: национальный проект - это системное изменение отношения государства к культуре. Реальная опасность утраты национальных и общечеловеческих культурных ценностей диктует необходимость неотложных мер по спасению национальною культурного достояния, подразумевая под этим и детское творчество, и поддержку как молодых талантов, так и всемирно известных наших музыкантов, художников, актеров, других деятелей культуры. Мне кажется, что национальный проект спасения культуры и сохранения культурно-исторического наследия России должен явиться фундаментальным в становлении совершенно новых государственных и общественных отношений в области культуры. Для этого необходимо объединение усилий многих государственных и общественных организаций в разработке и осуществлении комплексного проекта программ развития различных отраслей культуры и сохранения культурно-исторического наследия России.

К сожалению, пока мы не имеем целостной концепции культурного развития России в XXI веке. Ведь культура - это не только музеи, театры, филармонии, эстрада, литература. Культура - это и наука, техника, образование, общение между людьми, духовно-психологическое состояние общества. Поэтому когда изолированно рассматриваются, например, проблемы театра (а вы, конечно, помните, какую резкую реакцию театральной общественности встретила так называемая "театральная" реформа), ситуация зачастую достигает почти трагической остроты.

Не могу не коснуться других болевых точек отечественной культуры. Меня, например, чрезвычайно заботит судьба сельских и городских библиотек. Ведь библиотека на селе всегда была очагом культуры. Теперь они почти повсеместно закрываются, из нескольких остается одна - где-то в районном центре, до которого еще и добираться надо. А те библиотеки, что еще держатся, уже полтора десятилетия почти не получают новых книг, не имеют возможности выписывать центральные газеты и журналы. Люди стали меньше читать, и это очень тревожно. Приведу по памяти некоторые данные различных исследований последних лет: до 40 процентов взрослых россиян не читают книг а почти половина их вообще не покупают Только 20 процентов россиян регулярно читают газеты и журналы. В стране за последние годы закрылось более половины книжных магазинов, во многих малых городах и селах они исчезли вообще. Если 10 -15 лет назад библиотеками пользовалось около половины населения, то сейчас ими пользуются в основном не в последнюю очередь именно поэтому мы должны сосредоточить наши основные усилия на подрастающем поколении. Я имею в виду и поддержку музыкальных и художественных школ, и проведение различных конкурсов, позволяющих выявить таланты, и создание телевизионных программ для детей и подростков.

В этой связи не могу не сказать несколько слов о культурных программах Российской партии ЖИЗНИ, которую я возглавляю. В свое время мы организовали конкурс детского рисунка "Цветок России" В нем приняли участие около тысячи детей. Потом такие конкурсы под разными названиями стали регулярными. Партия ЖИЗНИ выступила спонсором исторического концерта в Большом зале консерватории, посвященного 145-летию Русского музыкального общества. Два года назад мы провели в Доме кино кинофестиваль "Созвездие" Как писала критика, это был самый неангажированный и объективный конкурс современного кино. В области литературы наша партия единственная, кто проводит конкурс среди детских писателей. Итоги его еще предстоит подвести, но мы рады, что в нем приняло участие много писателей со всей России. Это только некоторые наши проекты, в действительности их гораздо больше как в Москве, так и в провинции. Мы и дальше будем поддерживать талантливую молодежь и деятелей культуры.

Отдельного разговора заслуживает положение с культурой на селе.

Ведь именно в селах и деревнях еще сохраняются наши исконные народные традиции, народные промыслы. Туристические фирмы могли бы найти здесь богатый ресурс для развития так называемого экологического туризма. В ряде районов туризм вообще может оказаться единственным направлением, которое поможет вывести местную экономику на новый уровень. Мне вспоминается крошечный городок Мышкин на берегу Волги. Здесь на душу населения приходится чуть ли не по музею. Как грибы открываются частные музеи, готовые принимать экскурсантов хоть ночью. Я считаю, что необходимо сформировать целостную инфраструктуру, если угодно, информационно-ознакомительную систему для мест, обладающих большим историко-культурным и природным потенциалом. В нее должны быть включены местные достопримечательности, музеи, историко-культурные и экологические заповедники. Так мы сможем образовать "культурный каркас" России, сохранить культурную идентичность наших народов, обеспечить преемственность национальной культуры, самобытность развития различных российских территорий. Мне кажется, после образования единого культурного пространства вопрос определения нашей национальной идеи решится сам собой.

Конечно, невозможно в коротком выступлении охватить всю огромную гамму проблем, которую должен решить проект "Культура" Ведь речь идет не просто о дополнительном финансировании тех или иных программ, но одновременно с этим о системном изменении государственной политики в области культуры. В рамках проекта культура должна рассматриваться как целостное явление, внутри которого взаимодействуют общие для всех аспектов культуры тенденции и законы. Без культурной консолидации не может быть единой нации. Поэтому культура должна рассматриваться не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства, влияющая на все сферы государственного и гражданского бытия.

Как приобщить наших детей к прекрасному?

Юрий Белявский:

- Лично я собирался на этой встрече говорить о бесспорном приоритете сельских библиотек и детских школ искусств. Эти культурные институции - единственные, способные показать ребятам, живущим в провинции, что есть другая жизнь, есть культура и искусство. Сегодня в России существует несколько тысяч детских школ искусств, в каждой из которых занимается около тысячи человек. Иными словами, миллионы детей мы каждую неделю переносим на несколько часов в другой мир, отрываем от быта, от окружающей действительности, которая, как вы понимаете, зачастую не может ни вдохновить ребенка на самообразование, ни тем более подтолкнуть его к этому. Самая большая проблема школ искусств в том, что ни Министерство образования, ни Министерство культуры не считают их своими. Они сегодня зависли между ведомствами, и совершенно непонятно, кто должен взять на себя ответственность за их нищенское существование. Но в рамках национального проекта, думаю, нужно рассматривать не только частные проблемы школ искусств, но искать ответ на глобальный вопрос - как приобщить ребенка к прекрасному.

Ирина Алпатова, театральный обозреватель газеты "Культура":

- До относительно недавнего времени одним из наиболее действенных инструментов были ТЮЗы. Однако сегодня их становится все меньше, а те, кто выживает, хотя и продолжают именоваться театрами юного зрителя, на самом деле давно уже перепрофилировались. Театры сегодня сами формируют свой репертуар, и никто с них за это не спрашивает, поэтому детские спектакли становятся огромной редкостью. Может быть, стоит выделять часть бюджетных средств на постановки именно детских театров? Ведь если даже в Москве, где сотни театров, за год появляется от силы пять детских премьер, то о провинции говорить вообще не приходится. Я не говорю уже о том, что идущие по 20 - 30 лет детские спектакли воспринимаются у нас как норма! Справедливости ради нужно отметить, что специалисты забили по этому поводу тревогу еще пару лет назад - по аналогии с "Золотой Маской" была учреждена национальная театральная премия за лучший детский спектакль "Арлекин" Но с этой наградой вышла беда, потому что необходимого количества спектаклей, достойных награды, так и не смогли найти! Премию в итоге получил спектакль, который и в конкурсе не участвовал, и адресован не детям, а подросткам...

Сергей Миронов:

- К сожалению, сегодня театров, специально ориентированных на работу с детской и подростковой аудиторией, нет в половине субъектов Российской Федерации, в том числе, если мне не изменяет память, в 16 (!) из 21 республиканского центра. Проблема эта усугубляется еще и тем, что, во-первых, драматические театры с начала 90-х годов практически исключили из своих афиш детский и юношеский репертуар как экономически невыгодный. Во-вторых, многие ТЮЗы, не чувствуя внятной государственной политики по отношению к детскому театру и лишенные необходимой государственной поддержки, действительно переориентировали свой репертуар на взрослую аудиторию. Не секрет, что детский театр как культурный феномен возник в Советском Союзе и только затем получил распространение в мире. Но сегодня он утратил в России свои позиции, превратился из театра-наставника, выполняющего не только культурную, но воспитательную и образовательную функции, в "эстетическую забегаловку"

Алексей Бородин, художественный руководитель Российского академического Молодежного театра:

- Как практик, я должен в свою очередь сказать, что ТЮЗы отлично понимают поставленную перед ними задачу и по мере своих скромных сил пытаются ее решать. Дело, конечно, обстоит плохо, но мы, например, еже вечерне собираем по 700 зрителей. И это о многом говорит. И возможно, зацикливаться на создании спектаклей только для самых маленьких зрителей не так уж важно. Необходимо продумывать постановки для подростков, ведь именно они - самая благодарная и ищущая аудитория. Мы, например, решились на постановку трилогии Тома Стоппарда "Берег утопии" - считаем, что разговор меньшей мощи современным подросткам не нужен. Конечно, на это требуются колоссальные средства и огромная подготовительная работа, но мы стараемся закрывать глаза на все трудности. И я точно знаю, что нашему примеру следуют практически все детские театры страны. Проблема в том, что отдельных проектов по стране найти можно очень много, а вот политического решения, которое бы их объединило, нет. Идея тюзовского движения не умерла, но вернуть ее на общегосударственный уровень, конечно, сможет только национальный проект.

Юрий Белявский:

- Вы еще об одном очень важном аспекте проблемы не сказали. Все ТЮЗы - учреждения муниципального подчинения. Их финансирование -вопрос доброй воли губернатора, который хочет - финансирует а не хочет - нет. Поэтому ТЮЗы непременно должны стать одним из приоритетов национального проекта.

Сергей Миронов:

- Я могу на это возразить, что во всем мире муниципальные учреждения культуры зависят от местных бюджетов. Другое дело, что зависимость библиотечных фондов, подписки библиотек на периодику от местного чиновника за границей не очень-то практикуется. Там создаются компенсационные фонды бюджетов более высокого уровня, существуют государственные нормативы и так далее. Думаю, это тот зарубежный опыт, который нам стоит если не перенять, то хотя бы внимательно изучить. Нам предстоит пройти трудный путь сохранения и тем более развития муниципальных учреждений культуры. Местное самоуправление делает лишь первые шаги, и сведения с мест - пока по преимуществу тревожные. Нам следует продумать ряд чрезвычайных мер на несколько ближайших лет, чтобы и без того слабенькая культурная жизнь на местах окончательно не заглохла. Необходимо также в самое ближайшее время определить возможные пути сотрудничества на этой ниве государства и частного капитала, общественных и политических организаций. Местная культура - это один из "обручей" скрепляющих Россию, большинство населения которой живет не в крупных городах, а в провинции.

Образование и кино -вещи взаимосвязанные

Юрий Белявский:

- К сожалению, ТЮЗами и библиотеками детская тема не ограничивается. Много говорят о детском телевидении. Но его нет, каналы объемы детского вещания не соблюдают. Между тем основой детского телевидения должна стать анимация, причем анимация отечественная. Об этом, думаю, лучше всех скажет Гарри Бардин.

Гарри Бардин, режиссер анимационного кино:

- К сожалению, ничего хорошего по поводу отношения нашего телевидения к детской анимации я сказать не могу. По Закону о СМИ детские передачи нельзя прерывать рекламой, соответственно, показы мультфильмов совершенно невыгодны. А разрезать ленту на маленькие серии и показывать их в разные дни совершенно бессмысленно, потому что ребенка такой продукт не заинтересует. Но сейчас самый больной вопрос - 94-й федеральный закон, который, во-первых, парализовал деятельность всех кинематографистов, которые должны проводить конкурсы на получение средств на уже давно запланированные съемки и монтаж, а во-вторых, приравнял кинематограф к услугам, призванным удовлетворять нужды государства. Извините, аналогия напрашивается сама собой: есть большая нужда - художественное кино и малая - документалистика и анимация. При этом все мы понимаем, каким хочет видеть себя государство в кинолентах. Только вот будут ли эти ленты произведениями искусства?

Профессиональная анимация сегодня находится в глубочайшем финансовом кризисе.Вот простая арифметика: мой 30-минутный фильм стоит в производстве 300 тысяч долларов, а телевидение предлагает мне за него по 40 долларов за минуту, то есть 1200 долларов. Причина проста: анимационный фильм не является рекламным носителем. Россия обладает неисчерпаемой кладовой анимации, которая всегда будет востребована, потому что проповедует вечные ценности. Но это богатство нужно сохранить, и его нужно показывать детям, ведь уже сегодня наши ребята больше любят американские мультфильмы, чем отечественные! Для этого, конечно, необходим и отдельный детский канал телевидения, и поставленное на принципиально иные рельсы обучение режиссеров анимационных лент Николай Петров, пианист, профессор Московской государственной консерватории:

- К сожалению, современное положение российской культуры очень напоминает шаблоны, которые используют, уличные фотографы. Если мы возьмем фигуру Наполеона с дыркой для лица и подставим в него вместо анимации классическую музыку, мы получим ту же совершенно картину. Может быть, музыке сегодня даже тяжелее. Ведь исполнительское искусство страшно субъективно, и после него ничего не остается, кроме впечатлений и эмоций публики. Наша великая река Волга начинается с ручейка, а школа исполнительского искусства также начинается с ручейков. Это детские музыкальные школы, о которых здесь уже немало было сказано. До недавнего времени таким ручейком была и радиостанция "Орфей" которая передавала классическую музыку. К сожалению, теперь радиостанция подвергается реорганизации.

Сергей Миронов:

- Среди разрабатываемых нами предложений по национальному проекту есть и предложения по проблемам художественного образования, в том числе по поддержке педагогов и особо одаренных выпускников музыкальных и других учебных заведений сферы искусства. Мне понравилось, в частности, предложение Федерального агентства по культуре об учреждении в рамках национального проекта грантов (не менее 1500 в год) для одаренных детей в целях продолжения ими профессионального образования на среднем и высшем уровнях.

Гранты должны выделяться обладающим выдающимися способностями детям из малообеспеченных семей либо сиротам и выплачиваться на протяжении всего времени обучения. Светлана Хохрякова, редактор отдела кино газеты "Культура":

- ВГИК в течение нескольких лет никак не может решить одну проблему. В режиссуру идут практически дети, выпускники средней школы, не имеющие ни жизненного, ни творческого опыта. Через несколько лет все это обернется катастрофой. Необходимо учитывать специфику режиссерской профессии, ее своеобразие. Сюда должны идти люди, уже имеющие другое образование, зрелые, состоявшиеся. Поскольку послевузовское обучение (так называемое "второе высшее" образование) на режиссерском факультете ВГИКа дорогостоящее, возможности оплатить его у талантливых людей часто нет Кинорежиссура и кинодраматургия требуют исключительного, особого к себе отношения. Но почему-то все просьбы ректора ВГИКа и его коллег остаются без внимания...

Сергей Миронов:

- В законах об образовании говорится, что бесплатное высшее профессиональное образование в государственных и муниципальных учебных заведениях гарантируется на конкурсной основе тем лицам, которые впервые получают образование такого уровня. Вроде бы существует соответствующее разъяснение, что второе высшее образование может предоставляться лишь на платной основе. Разумеется, искусство -чрезвычайно важная и специфическая сфера духовной жизни страны. Богатство отечественной культуры во многом зависит от эффективности системы отбора и воспитания творческой молодежи. Главное здесь - талант, стремление и способность создавать художественные ценности. Как решить проблему с вторым высшим образованием? Министерство культуры вместе с Минобразования и науки должны обобщить имеющуюся в творческих вузах практику, предложить назревшие поправки в законодательство. Может быть, в каких-то статьях достаточно сделать примечание - "за исключением вузов искусства"", поручив приемным комиссиям или ректорам вузов принимать решения по каждому конкретному случаю. Одно не вызывает сомнений - искусству для полноценного развития необходим постоянный приток талантов, остальное второстепенно.

Светлана Хохрякова:

- Как вы относитесь к возможности введения квот на кинопродукцию?

Сергей Миронов:

- Вопрос о введении квот на показ отечественной кинопродукции в кинотеатрах является очень непростым. Сторонники квотирования предлагают установить долю показываемых российских фильмов в 40 процентов, считая, что наша кинопродукция в таком случае будет представлена в достаточном количестве. Однако не секрет, что владельцам кинотеатров будет легко обойти такое ограничение, демонстрируя российские фильмы на малопосещаемых утренних сеансах. Квотирование имеет смысл, если будет определяться и доля наиболее посещаемых сеансов, во время которых должны показываться отечественные фильмы. Квотирование, на мой взгляд, также целесообразно установить при показе фильмов по телевидению с учетом временного промежутка (например, с 9 до 23 часов) для того, чтобы социально значимые художественные и образовательные фильмы (детские, исторические, классика) могли быть увидены телезрителями. Вместе с тем квотирование фильмов само по себе не решает главной проблемы, из-за которой российские ленты с трудом пробиваются на киноэкраны, - их конкурентоспособности. Для решения этой проблемы необходимо создавать в год хотя бы 2 - 3 десятка картин высокого качества. А их без талантливых, образованных специалистов не создать.

Вячеслав Шмыров, продюсер фестиваля "Московская премьера":

- Мне хотелось бы здесь вам немного возразить и сказать о том, что проблемы современного российского кинематографа лежат не только в творческой сфере. Основная головная боль - это тотальная, повсеместная бюрократия, которая стоит между режиссерами и зрителем. И поэтому мне кажется очень правильной наша сегодняшняя встреча: нельзя создать программу, не обеспечив ее достаточными средствами и не сформулировав ее основные задачи, это было бы профанацией самой идеи национального проекта. Не секрет, что по поводу реализации уже существующих национальных проектов мы успели ощутить немалое беспокойство... К сожалению, все упирается в бюрократию и нежелание региональных элит создавать для реализации национальных проектов нужные условия. Уверен, культура непременно столкнется с этими проблемами. Это можно прогнозировать хотя бы на примере Москвы. Столица за последние несколько лет потеряла порядка 40 кинотеатров, при этом около двух третей из них ушли к деятелям эстрады. Когда мы гордимся успехом "9 роты" мы почему-то забываем о том, что в советское время 9 миллионов зрителей - это была аудитория Андрея Тарковского и Алексея Германа, тогда как аудитория блокбастера превышала ее в десятки раз. Более того, когда советские кинотеатры собирали эту самую аудиторию, половина вырученных средств оставалась в регионах, и именно они шли на развитие местной культуры. То есть был у нас благодаря кинематографу некий механизм функционирования денег, который позволял культуре существовать не только за счет федерального бюджета. Но сегодня о нем благополучно забыли. Сегодня участки под строительство новых кинотеатров выделяются очень редко и неохотно, а уже существующие кинотеатры принадлежат, на мой взгляд, монополистам. Поэтому, как мне кажется, проблема не в том, что нужно ввести квоты на показ российских фильмов и ограничить показ американских, а в том, чтобы изменить ситуацию монополизма, при которой компании держат очень высокие цены на билеты, что приводит к стагнации киносети, ущемлению интересов кинематографистов. Ведь сегодня кинематографисты вообще не могут получить кинотеатр! Парадокс заключается в том, что арендная ставка для районной библиотеки и кинотеатра, который зарабатывает на американских фильмах, одинаковая, хотя коммерческая отдача у последнего в сотни раз больше, и это понятно даже очень далекому от кинобизнеса человеку. Чиновникам не замечать этого очень выгодно, и пока мы не изменим их отношение к проблемам кинематографа и культуры в целом, идея национального проекта будет нежизнеспособной.

Приватизировать объекты культуры можно, но...

Анна Мартовицкая, редактор отдела информации и общества газеты "Культура":

- Практически каждую неделю нам приходится писать об имущественных конфликтах, разворачивающихся в стенах памятников истории и культуры. Многие специалисты считают, что только приватизация этих объектов положит конец произволу, который сегодня царит вокруг них. Сергей Михайлович, как вы относитесь к возможности приватизации памятников истории и культуры? При выполнении каких законодательных и правовых условий, на ваш взгляд, приватизация может быть осуществлена?

Сергей Миронов:

- В настоящее время из многих десятков тысяч объектов, причисляемых к культурному наследию, только чуть больше трети находится в нормальном или удовлетворительном состоянии. Грустная статистика! Хотя памятники объявлены государственной собственностью, государство сегодня реально способно содержать только каждый десятый из них. Это значит, что подавляющее их большинство остается фактически бесхозными. Выход один - нужен ответственный, эффективный собственник.

Вопросы приватизации памятников истории и культуры регулируются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Однако одно из положений Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" приостанавливает приватизацию объектов культурного наследия федерального значения впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

В связи с этим в настоящее время в Плане законотворческой работы Правительства Российской Федерации значится законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в котором, возможно, появится норма, отменяющая мораторий на приватизацию объектов культурного наследия.

Вместе с тем немалая часть объектов культурного наследия в российских регионах не обладает инвестиционной привлекательностью для потенциальных собственников. Это связано с невозможностью использовать данные объекты для их нужд, допустим, сдавать в аренду или переоборудовать в жилые помещения, а также с их техническим состоянием. Сюда можно добавить и неразвитость инфраструктуры, удаленность от населенных мест и многие другие факторы. Так что охотников взвалить на себя эту ношу не так и много. Приватизация объектов культурного наследия местного значения, на мой взгляд, допустима, но она требует неукоснительного соблюдения обязательных условий. В первую очередь это касается выполнения реставрационных работ и организации доступа людей к объектам культурного наследия. И конечно, никогда и ни при каких условиях не должны быть приватизированы объекты истории и культуры федерального, общенационального значения. Они должны оставаться в собственности государства.

Работники культуры и члены творческих союзов должны получать достойную зарплату

Анна Мартовицкая:

- В 1990-е годы творческие работники оказались среди наименее социально защищенных групп граждан (зарплата ниже прожиточного минимума, отсутствие внятного законодательства по защите авторских прав, ТК не учитывает специфику творческих профессий, отменены льготы для сельской интеллигенции, членство в творческих союзах больше не засчитывается как трудовой стаж, пенсии не начисляются). Какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять для того, чтобы хоть как-то исправить положение дел?

Сергей Миронов:

- В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации уже в течение нескольких лет регулярно осуществляется повышение оплаты труда работникам учреждений культуры и искусства. Размеры их заработной платы за этот период серьезно увеличились.

В рамках решения поставленной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации задачи по повышению в течение трех лет доходов работников бюджетной сферы не менее чем в 1,5 раза заработная плата работников учреждений культуры и искусства в течение 2006 года будет повышена еще на 20 процентов. Соответствующие средства в федеральном бюджете предусмотрены.

Вместе с тем принимаемые меры недостаточны, и зарплата работников сферы культуры остается позорно низкой. В настоящее время идет работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об отраслевых системах оплаты труда работников федеральных государственных учреждений" устанавливающего общие принципы, на основе которых будут формироваться отраслевые системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.

Наряду с этим идет подготовка нормативно-правового акта "О системе оплаты труда работников федеральных государственных учреждений культуры и искусства" Все это должно хотя бы отчасти снять остроту проблемы.

Льготы для сельской интеллигенции нужны, можно сказать - неизбежны. Иначе село в России окончательно развалится. В первую очередь эту проблему должны решать региональные и местные органы власти. Как им помочь? Мы думаем об этом в Совете Федерации. А вот проблемы социального положения членов творческих союзов, без сомнения, должны решаться так же, как они решаются во многих странах мира. Трудовой стаж за членство в творческом союзе следует начислять. Пенсии членов творческих союзов должны формироваться на накопительной основе.

В заключение хочу сообщить, что в настоящее время я завершаю работу по созданию Совета по культуре при Совете Федерации. Сейчас мы готовим список членов совета, планируем при совете создавать различные рабочие группы по направлениям. Этот орган будет заниматься решением и частных проблем отечественной культуры, и вопросами культурной политики. Надеюсь, главным итогом нашей работы как раз и станет новый национальный проект.

Анна Мартовицкая

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International