МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

От разборки завалов до новой повестки дня

08 июля 2006

"Существует мнение, что по мере роста экономики сама по себе налаживается и жизнь людей. Где-то это правильно, но в наших реалиях при росте экономики богатеют богатые, а бедные нищают. Самоустранение государства от решения этой проблемы - "государственная недостаточность" - эти слова Сергея Миронова, в общем-то, определяют лейтмотив работы в палате регионов. Лето в Федеральном Собрании выдалось горячим.

Понятно, что задача преодоления государственной недостаточности выдвинула новые требования прежде всего к самой палате, к ее кадро­вому составу. Не успел стихнуть интерес в обществе к досрочной отставке четырех сенаторов (в их числе и Александр Сабадаш, получавший доходы от работы на территории США), как законодатели вынуждены были распрощаться еще с одним сенатором — Левоном Чахмахчяном, Причина — взятке в 300 тысяч долларов, копирую тот получил от компании «Трансаэро». Так что слова бывшего генпрокурора Владимира Устинова о том, что коррупция пронизала многие властные структуры страны, в данном случае получили наглядное подтверждение. Кстати, когда палата утверждала отставку Устинова, тележурналисты попытались получить комментарий у Чахмахчяна. «Это вам интересно, у меня вопросов нет»,— отмахнулся член Совфеда. Ну а на следующем заседании, когда палата утверждала в должности нового генпрокурора Юрия Чайку, сенатор, выбравший в качестве жизненного приоритета «долларовый чемо­данчик», лишился статуса неприкасаемого».

Что касается Юрия Чайки, то он выступил в палате с развернутой программой предстоящих действии. Один из ее ключевых тезисов — категорическое неприятие каких-то революционных преобразований следственных органов. При этом Чайка заявил о том, что вполне допускает создание новой государственной структуры, которая объединила бы в себе все следственные oрганы, однако прокуратура, по его убеждению, должна оставаться органом следствия. Более того, она должна иметь право забирать себе любое дело. Прокуратура не должна отстраняться от жизни страны: «В любом случае этот вопрос не следует решать поспешно, сгоряча, - подчеркнул он. - Мы попросту можем сломать то, что имеем, не построив ничего взамен. Подобный печальный опыт есть уже у наших коллег из соседних стран. В итоге им пришлось возвращаться к прежней модели. Чтобы не повторять чужих ошибок, на сегодняшнем этапе нашей насущной задачей является повышение качества следственной работы в существующих условиях. Для этого внутри самой системы прокуратуры есть и силы, и средства, и резервы далеко не исчерпаны...»

Что же касается громких отставок сенаторов в верхней палате, то их череда породила высказывания аналитиков о том, что началась некая «кампания». Но по большому счету рассматривать эти перемены следует в русле всего внутри- и внешнеполитического курса России за последние два месяца. Новые цели намечены, корректировки произошли. Сергей Миронов не скрывает своего удовлетворения, что любимые его идеи получили "благословение" в майском Послании президента: в докладе Совета Федерации о состоянии законодательства 2005 года подробно излагались наши предложения по улучшению демографической ситуации... Практически завершен этап затянувшегося кризиса, «разборки завалов». Наступило время нового качества экономического роста, долгосрочных планов, которые не только обеспечат достойное место нашей страны в мире, но и, возможно, помогут возвращению России статуса великой державы».

Обсуждению этих задач был посвящен юбилейный. Десятый Петербургский экономический форум. Любимое дитя Совета Федерации (именно палата и Межпарламентская ассамблея СНГ организовывала и проводила ПЭФ) в этом году было передано Минэкономразвития. Но и в нынешнем виде влияние Совета Федерации на «Петербургский Давос» оказалось велико - девять лет предыдущей работы не прошли даром.

Город на Неве посетили президент России (впервые он появился на форуме в прошлом году), первый вице-премьер Сергей Иванов, вице-премьер Александр Жуков, а также ключевые министры — Сергей Лавров, Алексей Кудрин, Герман Греф, Виктор Христенко, Юрий Трутнев, Андрей Фурсенко, Сергей Нарышкин. Присутствовали и выступали Анатолий Чубайс, Алексей Миллер, Олег Дерипаска, Владимир Якунин. По традиции было много зарубежных гостей, а также представители Всемирного банка. ЕБРР, МВФ.

На форуме обсуждались закономерности быстрого экономического развития в таких странах, как Бразилия, Индия, Китай. Разумеется, собравшиеся не обошли вниманием и отечественные реалии. «Рос сия стала одним из безусловных лидеров экономического роста», - заявил, открывая форум, Владимир Путин.

Сергей Миронов говорил о том, что «нам нужна «повестка дня» России в новом тысячелетии», а это с концептуальной точки зрения означает переход от приспособительной, рефлекторной политики латания дыр к проектной, инновационной, направленной в будущее. Понятно, что такая «повестка дня» ставит перед законодателями принципиально новую задачу: формирование правовой системы, ориентированной на достижение долговременных целей.

Можно предположить, что на пути к подобной правовой системе у палаты будет немало трудностей. Это показали бурные споры вокруг принятия Водного кодекса, которые развернулись на последнем майском заседании палаты. Председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, представляя законодательный акт, больше сосредоточился на его недостатках, чем на достоинствах. «При переходе на новый закон есть опасность коммерциализации не только услуг по транспортировке воды и водоподготовке, что вполне естественно, но и права на забор воды для питьевых нужд, что можно рассматривать как нарушение конституционных прав граждан», — заметил сенатор.

Кроме того, в новой редакции кодекса ослаблены тре­бования к охране воды от загрязнения, засорения и истощения. Сокращена ширина водоохранных зон, а в их пределах разрешено размещение хозяйственных, жилых и прочих объектов. Слабое место закона — схематичность и неопределенность экономического механизма, обеспечивающего работу водного хозяйства. В общем, как ни курьезно это звучит, но в Водном кодексе слишком много законодательной «воды». На это и обращали внимание сенаторы: закон вызвал бурные дебаты.

Правительство, правда, обещало поддержать разрабатываемый Советом Федерации закон об изменении кодекса. Сергей Миронов пояснил, как будет проходить отжим лишней «воды» в законе: «Мы одобряем кодекс и направляем его на подпись президенту. После подписи его главой государства закон в течение десяти дней публикуется. Мы вносим законодательную инициативу, на которую правительство уже дало положительное заключение. Госдума готова нас поддержать. Надеюсь, что еще во время весенней сессии мы полностью примем закон и он вступит в силу одновременно с кодексом с 1 января 2007 года».

Схема понятна, но согласимся, что в условиях новой «повестки дня» у законодателей может не оказаться столько времени для подобных юридических ухищрений. Мир развивается слишком стремительно, и цена промед­ления, проволочки, законодательного брака стремительно растет. Это видно и по такому неспешному виду деятельности, как международные отношения. Один из дней работы Петербургского экономического форума был отведен конференции «Год Содружества Независимых Государств — развитие новых форматов». Известно, что ЕврАзЭС - перспективный интеграционный проект в рамках СНГ. Как раз накануне форума пятерка входящих в него государств превратилась в шестерку: парламенты России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана приняли в свои ряды парламент Узбекистана. Естественно, что оживился переговорный процесс по созда­нию законодательной базы ЕврАзЭС. Ближайшая цель — к 2007 году выйти на образование Таможенного союза, обеспечивающего свободное движение товаров. Вслед за этим, как считает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, нужно двигаться к единой валюте.

Понятно, что в основе любого интеграционного процесса должно лежать разумное и эффективное правовое поле. По мнению Вадима Густова, председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ, оно должно строиться с учетом интересов всех стран-участниц. «Поэтому неудивительно, что именно законодательным вопросам обеспечения процессов интеграции в последнее время уделяется большое внимание», — считает сенатор. Кстати, в этой сфере Советом Федерации сегодня разрабатываются модельные законы, которые оперативно поступают в Межпарламентскую ассамблею государств — участников СНГ и после их принятия направляются по все страны, где по их лекалам создаются национальные нормативные акты. В ближайшее время российскому парламенту предстоит принять законы о миграции, о приграничном сотрудничестве и границе. Впереди и трудоемкая работа над законом о соотечественниках.

Напомним, что проблемы реформирования Содружества, развития экономического взаимодействия должны обсуждаться и на форуме в честь 15-летия СНГ, который намечено провести к октябре этого года в Москве. А праздничные мероприятия «сезона Содружества» открыл Первый съезд научной и творческой интеллигенции СНГ, который прошел весной. ("Слава Богу, что Господь посетил наших организаторов с этой идеей», - и в шутку, и всерьез заметил Генрих Григорян, руководитель Центра армяно-российских инициатив, на открытии этого форума.) Мы должны помочь политикам осознать опасности разобщенного бытия — эта идея, в общем-то, витала в дни работы форума — интел­лигенция (но всяком случае, конструктивная ее часть) всегда была за дружбу народов и за совместную культурную и научную деятельность.

Но, к сожалению, некоторые политики выбирают разобщенное бытие и конфронтацию. Это показала завершившаяся в Страсбурге весенняя сессия Конгресса местных и региональных властей Сонета Европы. Представи­тели Румынии горячо ратовали за создание Черноморского еврорегиона (ЧЕР). С критикой этих намерений выступил член палаты регионов Валерий Кадохов, который, кстати, избран председателем Комитета КМРВЕ по устойчивому развитию. По его мнению, «под крышей ЧЕР Запад с помощью ГУАМа собирается в поход на Восток за «новым руном». Руководители Украины и Грузии весьма пекутся о распространении на все постсоветское пространство флага европейской демократии с ярко выраженным оттенком звездно-полосатого стяга». Действительно, хотя девиз Старого Света «За Европу без разделительных линий», ход событий последнего времени насто­раживает: в Крыму — натовский десант, в восточных регионах Украины - борьба против русского языка. «Россия на ближайшей конференции в турецком городе Сам-суне продолжит отстаивать свою позицию, - заявил Кадохов. - Пребывание янки в Крыму и Тбилиси наводит на грустные мысли о том, что Россию ожидают новые испытания на геополитическую прочность».

Итак, политические сражения идут на всех фронтах - и внешнем, и внутреннем. Новая «повестка дня», озвученная президентом в майском Послании, нацеливает прежде всего на форсирование «человеческого фактора». И тут, надо признать, Совет Федерации опять попал в «яблочко» — на одном из последних пленарных заседаний палатой был представлен доклад о положении детей в России. Этот солидный 150-страничный документ готовили целый год, а представляла доклад председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко. Она не раз выступала в СМИ на эту тему, обращая внимание общества на тревожные тенденции в сфере детского здоровья и воспитания. Касалась она и весьма болезненной для России сферы международного усыновления: «На основании результатов проверок Генпрокуратура еще в июне 2005 года внесла официальное представление министру образования о необходимости действен­ного контроля за выполнением иностранными организациями, занимающимися вопросами усыновления, условий их аккредитации. И что же? А ничего — министерство продлило аккредитацию 42 представительствам, в том числе тем, в деятельности которых прокурорами были выявлены факты неисполнения норм российского права. Нарушения законодательства были установлены в работе агентств по усыновлению: «Адекоп» (Испания), «Бамбини дель Аркобалено» (Италия), «Интернэшнл Кристиан Эдопшнз» (США)».

Доклад вызвал заинтересованное обсуждение в палате. Представитель в СФ от Московской городской думы Зинаида Драгункина сообщила, что в Москве принят и успешно работает закон об уполномоченном по правам ребенка. Что мешает появлению подобного акта на федеральном уровне?! Сергей Миронов поблагодарил всех, кто работал над документом, и лично Петренко «за отлично подготовленный доклад» и поддержал предложение большинства выступавших о скорейшем введении в стране должности уполномоченного по правам ребенка. Кстати, на этом посту он хотел бы видеть Валентину Петренко. Если назначение состоится, то палата потеряет еще одного сенатора. Впрочем, это назначение будет касаться уже не «разборки завалов», а «новой повестки» дня...

Сергей Косыгин

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International