На открытии российско-китайской конференции по проблемам законодательного обеспечения сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой выступил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Он отметил особый характер проводимой конференции - на ней впервые тема законодательного обеспечения российско-китайского сотрудничества становится предметом конкретного и обстоятельного обсуждения руководителей законодательных и исполнительных органов наших государств, а также ученых и специалистов из России и Китая.
Важность и актуальность конференции определяется также тем, что российско китайские отношения стратегического взаимодействия и партнерства динамично развиваются, охватывая практически все области двустороннего сотрудничества. Поэтому вопрос о своевременном и квалифицированном законодательном обеспечении этих отношений адекватной нормативно правовой базой стоит очень остро.
Сергей Миронов выразил уверенность, что работа "круглых столов" конференции и рекомендации, которые будут на них подготовлены, внесут весомый вклад в дальнейшее развитие взаимопонимания и стратегического партнерства между нашими странами.
Российский спикер напомнил, что в нынешнем году исполнилось пять лет со дня подписания российско китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В соответствии с принципами и духом этого документа наши страны укрепляют политическое доверие, расширяют взаимовыгодное сотрудничество, усиливают координацию действий.
Важная роль в развитии российско китайского стратегического взаимодействия и партнерства, подчеркнул Сергей Миронов, принадлежит законодательным органам власти. В поле зрения российских и китайских парламентариев находится широкий круг вопросов, в том числе торгово-экономических, научно-технических и гуманитарных связей.
Совет Федерации как палата регионов особое внимание уделяет развитию межрегиональных контактов и приграничного сотрудничества между двумя странами. С начала 90 х годов подписано более 100 соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц России и Китая. В настоящее время более 60 субъектов Российской Федерации имеют прямые контакты с китайскими провинциями.
На межрегиональное и приграничное сотрудничество приходится около четверти всего российско китайского товарооборота. А он в этом году составит около 40 миллиардов долларов.
Недавнее создание комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации ФС РФ и Всекитайским собранием народных представите лей КНР выводит межпарламентские отношения на качественно новый уровень, позволяет предметно обсуждать конкретные проблемы, в первую очередь законодательного обеспечения, осуществлять контроль над реализацией уже имеющихся соглашений.
Сергей Миронов напомнил, что в российском парламенте действуют группы по сотрудничеству с ВСНП. Ежегодно как по линии комитетов Совета Федерации, так и в рамках этих групп российские парламентарии знакомятся с разработкой и применением в КНР законодательных актов, регламентирующих такие вопросы, как особые экономические зоны, региональное развитие, торгово-экономические отношения, совершенствование таможенного режима.
Вкладом СФ и ВСНП в активизацию двустороннего взаимодействия может стать поддержка совместных проектов на северо востоке Китая и российском Дальнем Востоке. В том числе путем участия в крупных международных экономических форумах. 19 22 сентября под эгидой СФ в Иркутске состоится четвертый Байкальский международный экономический форум, на котором предстоит обсудить вопросы развития энергетики регионов Сибири и Дальнего Востока, особых экономических зон и ряд других тем, представляющих интерес и для наших китайских партнеров. Мы рады, отметил Сергей Миронов, принимать на форуме высокую делегацию ВСНП.
Он также заострил внимание на теме совершенствования внутреннего законодательства. В настоящее время Совет Федерации ведет работу по принятию федерального закона о приграничном сотрудничестве. Основной смысл данного законопроекта состоит в том, чтобы разрешить субъектам Федерации в целях развития приграничного экономического сотрудничества принимать некоторые решения на местах самостоятельно. Этот законопроект, по словам спикера, представляет интерес и для китайских коллег с точки зрения синхронизации своего законодательства в этой области.
Работа над этим законопроектом показала, что нам следует более внимательно относиться к предложениям наших регионов, отметил он. Некоторые из них предусматривают, в частности, внесение изменений в таможенное законодательство, а также в законодательство, регулирующее вопросы миграции, защиты инвестиций, приграничной торговли, транспорта, валютного режима и другие правоотношения.
Весьма перспективным направлением совместной работы Сергей Миронов назвал взаимодействие российских и китайских законодателей в международных парламентских организациях, в том числе таких, как Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум, 15-я сессия которого пройдет в Москве в январе 2007 года, и Шанхайская организация сотрудничества.