В проекте федерального бюджета на 2007 год нашел отражение целый ряд принципиальных позиций Совета Федерации, которые имеют огромное значение для развития нашей страны, считает Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Вот что он рассказал "Парламентскому обозрению":
– Совет Федерации, в частности профильный Комитет СФ по бюджету, принимал самое активное участие в работе трехсторонней комиссии по подготовке проекта бюджета на 2007 год. Как руководитель Совета Федерации, я внимательно следил за ходом работы комиссии и удовлетворен тем, что ряд предложений нашей палаты в проекте бюджета на 2007 год учтен.
Прежде всего закладывается финансовая основа для важнейшей демографической программы, для системы государственной поддержки семей. Выделяются государственные инвестиции на крупные инвестиционные проекты. Становится реальностью государственная поддержка инноваций, развития высоких технологий, отметил С. Миронов.
Так, в проекте бюджета учтены замечания верхней палаты по формированию федеральной адресной инвестиционной программы. Часть финансовых средств, предназначенных для реализации инвестиционной программы, теперь будет передана регионам, чтобы «из Москвы не командовать, где строить больницу, а где баню», –процитировал С. Миронов слова Президента РФ. «Мы считаем, что основную часть средств инвестиционной программы надо направлять в регионы, ведь губернаторы и региональные парламенты лучше знают, на что надо направлять средства, где они необходимы в первую очередь», – подчеркнул С. Миронов. Поэтому эта часть проекта бюджета, по словам спикера СФ, сенаторов устраивает.
«Не устраивает членов Совета Федерации мизерное финансирование дорожного строительства. Также у нас есть вопросы по ряду целевых федеральных программ на 2007 год», – сообщил Председатель Совета Федерации.
Позитивным является серьезное увеличение доходной и расходной частей бюджета, увеличение объема профицита, считает С. Миронов. Он предложил использовать профицит не для «санации» денежной массы в России, а на социальные нужды – зарплаты бюджетникам, образование и науку, культуру и здравоохранение. Не использовать профицит для увеличения расходных статей, заморозить денежные средства, по мнению С. Миронова, будет неправильным и чрезмерным даже с точки зрения оздоровления денежной системы. Совет Федерации как палата регионов придает большое значение региональным аспектам бюджета, подчеркнул спикер. За последние годы значительно возросла ответственность регионов за решение социально-экономических задач на местах, а вместе с тем и нагрузка на их бюджеты. Поэтому, считает С. Миронов, очень важно, что проект федерального бюджета предусматривает и повышение самостоятельности регионов в экономических вопросах, и расширение финансовой базы, необходимой для работы их органов власти. А ведь от качества этой работы зависит решение для людей многих важнейших проблем их повседневной жизни, заявил он.
Создаются стимулы, чтобы заинтересовать регионы и муниципалитеты в эффективной реализации приоритетных национальных проектов. Это затрагивает ключевые с точки зрения качества жизни граждан сферы: образование, здравоохранение, жилье, агропромышленный комплекс. Меняется система распределения средств между регионами, ликвидируется, по словам спикера, «ненормальный механизм, который наказывал рублем тех, кто развивает собственную доходную базу». Например, в распоряжение регионов передаются средства на строительство объектов местного значения, которые раньше включались в федеральную адресную инвестиционную программу, и т.д.
Все это, по мнению С. Миронова, безусловно, представляет собой положительные изменения бюджетной политики. Многие вопросы, которые в прошлые годы решались в ходе рассмотрения бюджета, в результате трудных переговоров и согласований между Правительством и Федеральным Собранием, сейчас изначально заложены в проект бюджета. Это позволяет рассчитывать и на своевременное принятие закона о федеральном бюджете, и на то, что он может стать основой для решения многих важнейших проблем нашей страны.
Вместе с тем очевидны определенные резервы для улучшения бюджета с точки зрения его социально-экономической отдачи. У регионов, у представляющих их членов Совета Федерации имеется целый ряд конкретных предложений по увеличению расходов бюджета. Они касаются вопросов материнства и детства, строительства метрополитена в крупных городах, развития дорожного хозяйства и многих других проблем, имеющих значение для улучшения жизни людей и для развития экономики России.
Та граница, которая отделяет доходы бюджета от средств, планируемых в 2007 году для зачисления в Стабилизационный фонд, носит, по оценке Председателя Совета Федерации, весьма условный характер. При рассмотрении расходных статей бюджета необходимо проводить экспертизу и определять их эффективность не для решения какой-то частной проблемы, а для развития нашей страны в целом, уверен С. Миронов. Это даст объективную основу для принятия решений о целесообразности увеличения расходов бюджета по конкретным направлениям.
«Всю работу по рассмотрению бюджета на 2007 год, принятию его в четырёх чтениях и рассмотрению федерального закона о бюджете-2007 в Совете Федерации, Госдума и верхняя палата парламента должны завершить не позднее первой половины ноября», – сказал в заключение С. Миронов.