После серии трагических авиационных катастроф "Парламентская газета" неоднократно поднимала эту тему.
Проблемы авиационной безопасности на страницах "ПГ" активно обсуждали депутаты и сенаторы, специалисты и эксперты. И вот теперь они стали предметом разговора на 183-м пленарном заседании Совета Федерации в рамках "правительственного часа", на который для информации о состоянии воздушного транспорта, мерах по обеспечению безопасности полетов и повышению конкурентоспособности отечественной авиации были приглашены заместитель Председателя Правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин.
На этот раз "правительственный час" в верхней палате парламента шел дольше запланированного времени и в закрытом режиме. "И это не случайно", подчеркнул Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, подводя итоги состоявшегося разговора. По словам спикера, сенаторы остались удовлетворены докладом министра транспорта Игорем Левитиным, где был дан глубокий анализ положения дел в гражданской авиации. При этом Сергей Миронов заявил, что у него есть свое видение по разрешению проблем в авиационной сфере в целом.
С точки зрения Председателя палаты, необходимо сконцентрировать внимание на разрешении трех важных вопросов. Первое - следует ввести государственное регулирование во всей отрасли: от производства самолетов до безопасности полетов. Второе - решить вопрос с финансированием отрасли, и третье - кадровый вопрос. До 70 процентов всех катастроф произошло из-за человеческого фактора.
"Самым небезопасным самолетом в мире, - уточнил спикер, - является Боинг 737, однако на родине производителя этого аппарата, никто не кричит, что он плохой".
Сергей Миронов напомнил также, что в 1999 году "Аэрофлот" заключил соглашение, в соответствии с которым эта компания, получив льготы, должна была закупить отечественные самолеты Ил-96. Однако этого не сделала. "Если мы даем право компаниям беспошлинно ввозить один импортный лайнер, то они должны два закупать у отечественной промышленности, однако никто этого соглашения не выполняет", - заметил Сергей Миронов.
Далее Председатель палаты сделал акцент на том, что мощности российской авиационной промышленности загружены лишь на 25 процентов, между тем наш лайнер Ил-96 прошел качественную сертификацию в Европе, и наши самолеты последней серии Ту 204 и Ту-214 могут стать достойной заменой стареющего парка авиапрома. У государства есть рычаги влияния на авиакомпании, чтобы они закупали наши самолеты.
Но самое важное, что выделил Сергей Миронов, - это страхование жизни пасса жиров. Он напомнил, что согласно 133 статье Воздушного кодекса при авиакатастрофе сумма страховых выплат составляет 100 тысяч рублей, в то время как в США за это же выплачивается 3 миллиона долларов. "Если на авиакомпании возложить ответственность за гибель пассажиров, то вся проблема, связанная с техникой, с обеспечением безопасности, топливом, будет решена сама собой. Мы сегодня говорим о государственной ответственности за гибель людей, а авиакомпании стоят как бы в стороне. Надо сделать так, чтобы в первую очередь за безопасность людей отвечали сами авиакомпании. У нас есть понимание того, что сумму страховых выплат мы должны довести до 10 миллионов рублей".
В свою очередь министр транспорта Игорь Левитин заявил, что есть решение увеличить сумму страховых выплат при авиакатастрофах до 75 тысяч долларов. "Мы исходили из опыта стран, у которых авиационная промышленность находится в схожем с нами состоянии", - заметил министр.
Касаясь создания единой службы по безопасности для всех видов авиации, Игорь Левитин уточнил, что такое предложение поступило от Совета Федерации, но пока страна не готова к созданию такой службы, хотя понимание необходимости этого есть. По его мнению, на первом этапе необходимо создать в структуре министерства транспорта единую службу, которая будет заниматься вопросами гражданской авиации. Но этого будет недостаточно, если со стороны промышленности также не будет создан такой орган.
Доклад министра был высоко оценен членами Совета Федерации. В кулуарах сенаторы говорили о том, что Игорь Левитин рассказал всю правду о состоянии воздушных сообщений. Многие сенаторы сошлись на том, что Воздушный кодекс нуждается в существенной доработке.
Ольга Стройнова