Законодательному обеспечению противодействия коррупции было посвящено заседание Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совет законодателей).
Особую значимость обсуждению одной из актуальнейших для России проблем придало участие в заседании Президента страны Дмитрия Медведева.
Личное внимание к заседанию первого лица государства объяснимо - именно Дмитрий Медведев поставил недавно в качестве одного из общенациональных приоритетов задачу противодействия коррупции и, кроме того, непосредственно включился в ее решение.
Не раз российские законодатели пытались принять базовый закон о противодействии коррупции. Например, в 2002 году Государственной Думой в первом чтении был принят соответствующий законопроект. И в прошлом году из уст некоторых законодателей звучали клятвенные обещания в том, что законопроект о противодействии коррупции будет принят нижней палатой до конца 2007 года. И вновь ничего не вышло. Эти и другие безуспешные попытки красноречивее всего свидетельствуют не только об огромных масштабах порочного явления, но и о наличии внушительных сил на разных уровнях власти и бизнеса, жаждущих сохранить ныне существующее положение дел.
Мириться с таким положением дел уже просто неприлично. Возможно, это и подвигло нынешнего Президента страны лично повернуться лицом к проблеме. В мае Дмитрий Медведев дал поручение - за месяц разработать проект национального плана по борьбе с коррупцией. Что и было сделано. Основные положения плана Президент и представил на заседании Совета законодателей. При этом он назвал обсуждаемую тему, "к сожалению, актуальной" , отметив, что "в нашей стране коррупция превратилась в способ существования огромного количества людей". Причем эти люди не испытывают почти никаких рисков. "Так не должно быть" , - заявил глава государства. Уже в будущий год, поставил задачу Президент, "Россия должна войти с современным законодательством по борьбе с коррупцией, за которое не будет стыдно". В связи с этим "национальный план по борьбе с коррупцией в ближайшее время должен вылиться в систему федеральных и местных законов". Как сообщил Дмитрий Медведев, первый вариант национального плана по борьбе с коррупцией уже подготовлен и находится у него на рассмотрении. Но "это не окончательная версия" , добавил он, приглашая тем самым законодателей активно подключиться к работе над документом.
Основная цель плана - подготовить совокупность мер, которые создадут полноценную основу для противодействия коррупции. Один из разделов плана посвящен законодательному обеспечению. В нем, что очень важно, дается определение коррупции, которого до сих пор в нашем законодательстве не существует и "по поводу которого уже несколько десятилетий идут горячие споры" , отметил не без иронии Дмитрий Медведев.
В плане затрагивается вопрос соотношения антикоррупционного законодательства с уголовным, а также содержится предложение по профилактике коррупции, в частности, требования к лицам, которые претендуют на занятие должностей судей и в государственных органах. Документ уточняет требования к судьям, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, сотрудникам Счетной палаты, служащим Центробанка, к членам законодательных (представительных) органов государственной власти и некоторым другим. Например, намечены ограничения на занятия ряда государственных должностей гражданами, имеющими судимость, чего еще "у нас не было". "Кроме того, - отметил Президент, - устанавливается ряд достаточно важных и новых для нас новелл, таких как административная ответственность юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также процедура дисквалификации в качестве административного наказания. И то и другое в нашем законодательстве в таком чистом виде отсутствует".
План предполагает также создание общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства.
Предусмотрено совершенствование государственного управления в целях предупреждения коррупции. Речь, по словам Дмитрия Медведева, идет "об отдельной регламентации использования государственного и муниципального имущества, передачи прав на использование такого имущества с тем, чтобы снизить количество коррупционных актов с этим имуществом" , о "совершенствовании норм, которые регулируют осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд с целью исключения произвольного толкования, дискриминации или предоставления неоправданных преимуществ". Президент подчеркнул необходимость создания системы административных регламентов с тем, чтобы можно было отслеживать прохождение всех документов в наших министерствах и ведомствах.
Глава государства считает, что следует также вернуться к "известным принципам, которые были введены еще в 2002 году, - принципам служебного поведения государственных служащих, с тем, чтобы принять действенные меры по предотвращению конфликта интересов, и в необходимых случаях по привлечению отдельных государственных служащих к ответственности за несоблюдение соответствующих правил". Важным моментом является "использование средств массовой информации, применение возможностей неправительственных организаций в целях формирования соответствующих мотиваций антикоррупционного поведения". В частности, форма общения граждан с чиновниками через Интернет "является мощным антикоррупционным ресурсом". Во многих странах, привел пример Президент, люди отправляют через Интернет обращение и получают ответы - "это быстро и вымогать взятку сложнее, следы остаются".
Заниматься вопросом противодействия коррупции - "дело чести государства" , подчеркнул Дмитрий Медведев.
Задачам законодателей в противодействии коррупции посвятил свое выступление Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. К сожалению, законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвол, сегодня создали райские условия для мздоимцев. Спикер по этому поводу привел слова Салтыкова-Щедрина: "При таких законах жизнь в России без взяток была бы невозможна".
"Вся беда в том, - отметил Сергей Миронов, - что мздоимство, как ржавчина, прочно въелось в сознание людей. В обществе сложилось представление, что с законом можно договориться, что решение любого вопроса зависит от размера преподнесенного чиновнику "посула".
В результате коррупция стала реально тормозить развитие страны. Глава палаты выразил полную солидарность с Президентом страны, который объявил борьбу с коррупцией одним из государственных приоритетов и предложил бороться с коррупцией системно, комплексно, причем не с последствиями, а с ее причинами.
Задачу законодателей Сергей Миронов видит в том, чтобы в соответствии с принятыми международными обязательствами "определить законодательно, что мы понимаем под коррупцией, коррупционным преступлением и правонарушением. Все эти нормы должны стать предметом регулирования федерального закона "О противодействии коррупции". Его принятие - только начало создания системы антикоррупционного законодательства. Изменения и дополнения, подчеркнул спикер, должны затронуть практически все отрасли права. При этом совершенствование федерального законодательства неминуемо повлечет за собой развитие и законодательства субъектов Российской Федерации. "В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство" , - назвал конечную цель глава палаты. Важными практическими шагами он считает обобщение накопленного опыта и законодательного закрепления критериев оценки законопроектов на коррупциогенность на всех стадиях законодательного процесса.
А в качестве первоочередных мероприятий правового характера Сергей Миронов назвал ужесточение уголовного законодательства за все коррупционные деяния и отмену условного наказания за такие виды преступлений, применение конфискации имущества за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, законодательное урегулирование порядка обязательного декларирования доходов и имущества не только должностными лицами, но и их близкими родственниками, распространение режима защиты свидетелей на лиц, оказывающих содействие борьбе с коррупцией. Одновременно надо разработать и законодательно закрепить систему стимулов антикоррупционного поведения.
Опасным спикер считает "существенный разрыв между стремительно развивающейся экономикой и старыми, отжившими, бюрократическими методами управления". Поэтому актуальной представляется корректировка организационно-правовых основ работы государственного и муниципального аппаратов. В связи с этим нужно принять федеральный закон "Об административных процедурах" , четко регламентирующий деятельность исполнительных органов. В нем должны быть предусмотрены сроки и порядок исполнения должностных обязанностей, дисциплинарная ответственность государственных служащих за нарушение прав и свобод граждан и юридических лиц.
"Считаю необходимым максимально исключить личное общение чиновников с гражданами, постепенно вводя электронные формы документов и современные информационные технологии, образуя многофункциональные центры, работающие по принципу "одного окна" , - развил мысль, прозвучавшую в выступлении Президента, Сергей Миронов. - Нужно внедрять в государственных и муниципальных органах автоматизированные системы контроля прохождения и рассмотрения документов и принятия по ним решений. Этот процесс должен быть прозрачным и доступным для населения".
Председатель палаты предложил повысить статус Совета при Президенте страны по противодействию коррупции: "Надо наделить его полномочием по координации антикоррупционной деятельности не только исполнительных, а всех органов государственной власти". Также он предложил, принимая во внимание высокую степень общественной опасности должностных преступлений, "размещать информацию о лицах, осужденных за совершение коррупционных преступлений, на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления". Участники заседания предложили создать рабочую группу Совета законодателей по выработке предложений в национальный план противодействия коррупции, ускорить принятие федерального закона "О противодействии коррупции" , внести изменения в российское законодательство, направленные на создание механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, обеспечение прозрачности процедур принятия решений государственными и муниципальными органами власти и их должностными лицами. Предложены и другие меры.
Юрий ГОВЕРДОВСКИЙ
***
МНЕНИЕ РЕГИОНОВ
Председатель Московской областной Думы Валерий АКСАКОВ озвучил предложения регионов по борьбе с коррупцией. Он констатировал, что в стране наблюдается снижение роли законодательных собраний в решении стратегических вопросов социально-экономического развития регионов. Например, 179 статья Бюджетного кодекса исключает участие законодателей в разработке важнейших программ и парламентский контроль за ними. По сути, сегодня разработчик сам все исполняет и сам же все контролирует. А это нарушает баланс системы и проводит к разным перекосам и нарушениям. Сегодня надо срочно откорректировать эту статью, тем более что кодекс еще не вступил в силу.
Регионы считают, что очень важна независимость судов. Но независимость не должна трансформироваться в абсолютную неприкосновенность. Сегодня же, для того чтобы привлечь областного судью-взяточника, надо получить разрешение трех высших структур: Коллегии Верховного Суда, Высшей квалификационной коллегии и Следственного комитета при Генпрокуратуре. Редко кто может отважиться пойти на штурм таких высот. Выход в одном, прокурора следует наделить особыми полномочиями. Например, если у него достаточно материала, из которого видно, что судья преступает закон, то он может сам возбудить уголовное дело против такого судьи.
Представители субъектов Федерации уверены, что в борьбе против коррупции очень важно не ошибиться, куда направить главное усилие. Первое - направить удар в сторону политической или, так называемой, элитарной коррупции. Если низовое мздоимство в сфере образования и здравоохранения ухудшает материальное положение населения, то элитарная - наносит ощутимые удары по бюджету и экономике страны, по-настоящему подрывает основы государства.
Кадровая политика - это центральное звено в борьбе с коррупцией. Коррупция в сфере кадров насыщает самые разные структуры людьми некомпетентными, с недостаточным уровнем знаний и опытом. Исключительную важность представляет очищение от коррупции тех ветвей власти, которые сами отвечают за борьбу с коррупцией.
***
КОММЕНТАРИЙ ПО ПОВОДУ
ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
За последние 6 лет к уголовной ответственности за коррупцию привлечены 53 следователя прокуратуры, 23 депутата различных уровней, а судей: один - районного уровня, один - арбитражного, и все. Я думаю, что при определенных условиях результат борьбы с коррупцией будет достигнут. Но для этого мы не должны декларировать свои действия, а реально вести борьбу. Для начала мы должны все основные положения, которые закреплены в европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, реализовать в нашем национальном законодательстве. Второе - в работе по борьбе с коррупцией должна быть системность, о чем, кстати, и говорил Президент. Однако я не услышал в выступлениях, что чиновники всех уровней должны подпадать под эти позиции. А как быть, например, с депутатами разных уровней. Что, разве нет проблем с их или в их деятельности? Почему никто не сказал, что к коррупционным действиям относится и корыстный лоббизм, и корыстный протекционизм? Я давно предлагаю одно очень важное эффективное действие, которое можно реализовать в течение месяца, устранив одно положение в законе. Дело в том, что с 2002 года существует норма, при которой суд должен дать заключение на наличие признаков преступления в действиях определенного круга лиц, например, прокуроров, судей, депутатов всех уровней и членов Совета Федерации. Эта норма вообще лишняя и затрудняет работу правосудия. Это будет реальный вклад законодателей в дело по борьбе с коррупцией среди чиновников высшего звена.
КОНСТАНТИН ТИТОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИЙ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ и ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
Мне понравилась позиция Дмитрия Анатольевича Медведева в том, что с коррупцией надо бороться, но при этом создать условия, чтобы у человека не было коррупциогенных условий. Поэтому мы должны создать законы по трастовому управлению активами у того или иного человека. Ведь не секрет, что многие люди из бизнеса приходят во власть. Это вовсе не означает, что он должен продать свой бизнес. В законодательстве должны быть прописаны условия по передаче своих активов в доверительное управление. Правда, Президентом предлагалась и более жесткая мера, как отчуждение, что означает продажу.
МИХАИЛ КАПУРА, ЧЛЕН КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИЙ ПО ПРАВОВЫМ и СУДЕБНЫМ ВОПРОСАМ
Я обратил внимание на одну особенность, которая явно не прозвучала, но всеми была понята. Дело в том, что у нас есть антикоррупционные законы, но они не применяются или применяются, но плохо, и в этом основная проблема. Поэтому государство должно усилить свои позиции в вопросах обвинения лиц, причастных к коррупции, и уровень людей, которые этим занимаются, их процессуальное положение сегодня, к сожалению, не отвечают нужным требованиям. Докладывая об этом, министр юстиции Александр Коновалов и Президент друг друга понимали с полуслова, видимо, они этот вопрос обсуждали. С моей точки зрения, органы прокуратуры нужно ввести в систему органов Министерства юстиции. Это не было сказано, но это подразумевалось. В этом случае мы получим более координированные действия органов прокуратуры, так как обвинение должно стать более мощной и более серьезной структурой в составе Минюста.