МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов в программе "Сенат"

20 сентября 2008

ВЕДУЩИЙ: В эфире привычная вам программа "Сенат" в непривычной обстановке. Сегодня мы находимся за кулисами 5-го Байкальского экономического форума, который проходит в Иркутске, и поэтому сегодня мы будем говорить именно о проблемах этого региона. Много выступающих, и все говорили о значении этого региона для России, для нашей экономики, вообще, для будущего нашего государства.

ВЕДУЩИЙ: Проблемы региона сегодня мы будем обсуждать не только с членами Совета Федерации, с представителями властей, но также с экспертами, учеными и журналистами.

ВЕДУЩИЙ: Несомненно, транспортная проблема была одной из самых ключевых и обсуждаемых на Байкальском экономическом форуме, об этом в специальном интервью нам рассказал и председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов.

Сергей Миронов, председатель СФ РФ: Любой поселок или какая-то станция железной дороги, у них там есть своя больница, своя школа. Целые поселки только существуют на обслуживании железной дороги. Бросить все это - самое простое, и многие так называемые "эффективные" менеджеры говорили: зачем этот хомут? Все сбросьте, передайте государству, потом оно там расхлебает. К счастью, не всегда это получалось, но в основном все это сохранено, потому что там думают о человеке, думают о железнодорожнике. О том, как он работает, в каких условиях, в каких условиях живут и учатся его дети, - вот это очень важно. Поэтому все, что касается Транссиба... У нас есть проблемы, которые не зависят от РЖД, - это тарифы, потому что у нас есть комиссия, у нас есть правительство, которое само устанавливает. И наши огромные расстояния, они довлеют над этой темой. Но с точки зрения новых проектов, с точки зрения новых магистралей, которые, допустим, сейчас идут в Якутию, до Якутска, а потом дальше это все где-то к 2030 году дойдет до Магадана. Это такая вековая мечта, когда вот эти все огромные неосвоенные территории пробьет железная колея. То есть совершенно будет другая ситуация и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

ВЕДУЩИЙ: Мы возвращаемся в нашу импровизированную студию. Политолог Дмитрий Орлов отвечает на наши вопросы, и, безусловно, тема транспорта ключевая, как мы уже говорили.

ВЕДУЩИЙ: Мы продолжаем наше обсуждение в этой импровизированной студии на 5-м Байкальском экономическом форуме в Иркутске. Сейчас мы будем обсуждать проблемы энергетики, и поэтому в гостях у нас генеральный директор Российского союза энергоэффективности Семен Александрович Драгульский. Семен Александрович, вы возглавляете довольно интересную организацию - Союз энергоэффективности. Насколько энергоэффективен регион Сибири и Дальнего Востока?

Семен ДРАГУЛЬСКИЙ, генеральный директор Российского союза энергоэффективности: Вопрос энергоэффективности Сибири и Дальнего Востока, конечно, на сегодняшний день не является тем, каким бы мы хотели его видеть, и в своем выступлении Сергей Михайлович Миронов четко дал характеристику состояния энергетики Сибири и Дальнего Востока.

ВЕДУЩИЙ: Вы упоминали именно выступление Сергея Михайловича Миронова, я просто хочу предложить послушать именно отрывок из этого выступления.

Сергей Миронов: 65 процентов всего, что производится на Дальнем Востоке, реализуется, то есть используется, в этом же регионе, на Дальнем Востоке. 18 процентов идет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и только 4 процента идет в западные регионы России. То, что называется - связи, кооперация или просто связи торгово-экономические. Получается, что Дальний Восток связан с зарубежьем ближним в четыре раза сильнее, чем с основной частью России, которая находится в европейской части. Это к вопросу о том, какую же политику мы здесь ведем. Кстати, отдельная тема, не могу не коснуться, вчера вскользь ее затронул в своем докладе. Говорят, такая альтернатива, причем такая биполярность: либо бы сырьевое государство, либо мы хай-тек. Почему-то все считают, что если минерально-сырьевой комплекс или, в частности, углеводороды - это только качать и там хай-тека не может быть. Очень большое заблуждение. Современная геофизика, современная инженерия, современные технологии переработки, добычи и так далее - это тоже высокие технологии. Вчера, кстати, на выставке, которую мы открывали, наши корпорации нанотехнологий показывают, что можно современными технологиями получать новый вид топлива из того, что на самом деле у нас под ногами валяется. Представьте себе, любая делянка здесь, в Сибири. Так называемая "деловая" древесина вся ошкурена, откалибрована, вывезена, а здесь осталась осина, ветки - непонятно что. Вот из этого изо всего как раз получают очень хорошее топливо, которое может идти на замен бензина и чего угодно. Причем себестоимость уже этого производства показывает, что это просто будет выгодно в прямом смысле этого слова. Нефть и газ, к сожалению, рано или поздно кончатся. Обратите внимание, что является сырьем для получения этого нового биотоплива, - лес. Даже более того, древесные отходы. Лес в отличие от нефти всегда возобновляем. Спилили, посадите новый, через 30 лет снова приходите сюда, снова пилите и у вас опять есть сырье.

ВЕДУЩИЙ: Практически все участники форума отмечали, что человеческий фактор является основным приоритетом государственной политики в регионе. Глава Совета Федерации Сергей Миронов поставил этот вопрос особенно остро.

Сергей Миронов: Когда я выступал на пленарном заседании с докладом, а тема была "Сибирь - территория возможностей", именно так, я привел слова Столыпина, он это сказал 100 лет тому назад, 1908 году. Я не берусь процитировать дословно, но суть очень простая: господа, Восток проснулся, и если вы считаете, что мы, не уделяя должного внимания этим территориям, в конечном итоге оставим их за собой, вы глубоко заблуждаетесь. Не насильственно, мирным проникновением (цитирую дословно) "все равно они возьмут свое". 100 лет прошло, а актуальность более чем. Я очень рад, что на 5-м юбилейном Байкальском экономическом форуме такое внимание уделили человеку или, как сейчас часто говорят, человеческому потенциалу и человеческому капиталу. Я бы сформулировал задачу государства по отношению к сибирским и дальневосточным регионам очень просто: за то, что люди здесь живут и работают, им нужно платить отдельные деньги. Не только заработную плату за то, что они создают товары или услуги, просто за то, что они живут на этой нашей исконной российской территории. Когда мы (в данном случае я уже говорю от лица властей) это поймем и поймем, что никаких денег не жалко для этого и нужно платить людям за то, что они здесь, как принято говорить, закрепляются. Они не эмигрируют на Большую землю, они не уезжают на Запад, за Урал, а живут здесь. И дети их, даже получив образование в Москве или Петербурге, приезжают сюда и живут и работают здесь, потому что это выгодно материально, это престижно, это почетно и это особая миссия государства Российского - заселять и осваивать вот эти наши территории.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International