Полный аншлаг, говоря театральным языком, на совещании по итогам эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), которое провел Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, лишний раз свидетельствовал о неравнодушном отношении общества к этому вопросу.
Как показал ход совещания, подавляющее большинство его участников - представителей всех уровней власти, школьного и вузовского образования, родительской общественности, экспертов - решительно не приемлют ЕГЭ в том виде, в котором он в течение семи лет внедрялся в качестве эксперимента в российских школах. Хотя лейтмотив выступления директора Департамента государственной политики в образовании Игоря Реморенко о правоприменительной практике ЕГЭ был сродни строке из известной песенки - "Все хорошо, прекрасная маркиза! "
В ходе эксперимента, по его словам, была показана реальная возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в учреждения среднего и высшего профессионального образования и тем самым обеспечена преемственность программ общей и высшей школ. Если бы ни ЕГЭ, утверждал оратор, то сейчас вузовские экзамены в корне бы отличались от школьных требований, а общеобразовательная школа в глазах граждан потеряла бы всякий авторитет и привлекательность. Дети бы массово покинули общеобразовательные учреждения, а платность образования непомерно возросла.
Развитие сети образовательных учреждений вместе с введением ЕГЭ, продолжал директор, приводит к очень заметному сокращению разрыва в образовательных результатах школьников, их повышению. А главным эффектом эксперимента он назвал реальный рост доступности качественного образования и то, что дети стали поступать в хорошие вузы не только у себя в регионе, но и по всей стране. Поэтому введение с 2009 года ЕГЭ в штатный режим вполне оправданно.
Однако столь радужное настроение разделили немногие. "Нас убаюкивают" - так отреагировал на выступление чиновника Сергей Миронов. Еще при открытии совещания глава палаты заявил, что, вводя с будущего года в обязательном порядке ЕГЭ, мы "совершаем стратегическую ошибку", поскольку, натаскивая детей на тесты, а не на привитие навыков самостоятельного и творческого мышления, что было характерно для российской системы образования, мы лишаем себя конкурентного преимущества.
Участники совещания называли ЕГЭ "ошибкой", "разрушением системы ценностей", приводили пример, когда сдавшие ЕГЭ по русскому языку на "отлично" при реальном использовании языка сплошь и рядом допускали ошибки типа "сщас" вместо "сейчас", что дети "перестают говорить и писать" (имеется в виду способность излагать свои мысли), хотя и знают правила грамматики, а репетиторы дают не знания, а учат тому, как выбрать правильный ответ при тестировании. Если прежде школа готовила образованного человека и воспитывала гражданина, говорилось на совещании, то внедрение ЕГЭ заставляет учителя нацеливать ученика на получение высокой оценки по этой системе, а не на получение реальных знаний. Образно сравнив ЕГЭ с собачьим хвостом, ректор Современной гуманитарной академии Михаил Карпенко подчеркнул, что в сложившейся ситуации "не собака вертит хвостом, а хвост собакой", имея в виду перекройку нынешней системы школьного образования в угоду ЕГЭ.
К сожалению, до сих пор ни законодательной власти, ни обществу не были предоставлены обобщенные результаты эксперимента, их анализ в масштабах страны. А примеры и выводы по отдельным регионам можно расценивать как со знаком "плюс", так и со знаком "минус". Поэтому спешить с обязательным внедрением ЕГЭ не стоит.
Сергей Миронов в связи с этим напомнил о внесенном еще в июне 2007 года в Государственную Думу законопроекте, предусматривающем добровольный принцип внедрения ЕГЭ. Но документ до сих пор не рассмотрен депутатами, и, кроме того, Правительство дало на него отрицательное заключение. Это и побудило спикера провести такое совещание, по результатом которого будет подготовлен документ. Его Сергей Миронов намерен лично передать Президенту России. Также с учетом мнения многих регионов страны решено создать независимую комиссию по ЕГЭ, в работе которой Сергей Миронов пообещал обеспечить независимость и абсолютную беспристрастность.