В: Здравствуйте, в студии Андрей Батурин, и я объявляю заключительное в этом году заседание телевизионного "Сената" открытым. По традиции, в конце года мы подводим итоги, поэтому сегодня у нас только один гость. Это Сергей Михайлович Миронов, председатель Совета Федерации.
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Здравствуйте.
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
В: Сергей Михайлович, ну, как ощущение уходящего года, Ваши итоги?
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Год был для страны очень важным, я напомню, что мы избрали Президента, мы теперь имеем нового председателя правительства - Владимира Владимировича Путина, а Дмитрий Анатольевич Медведев обратился уже осенью впервые с посланием Президента Федеральному Собранию. В этом году, конечно, мы помним Кавказскую войну, когда Грузия совершила акт агрессии против Южной Осетии. В этом году мы потеряли Патриарха Алексия II, ушел из жизни Александр Исаевич Солженицын. В первой половине у нас были замечательные спортивные успехи, в частности, моей любимой команды "Зенит". И вообще российские футболисты были на высоте, и хоккеисты, да, и на Олимпиаде мы неплохо выступили. Но это то, что, чем жила страна. Чем жил Совет Федерации? Совет Федерации, конечно же, жил вместе со страной, решал те задачи, которые ставит перед нашей палатой Президент РФ, и, конечно же, те задачи, которые ставит сама жизнь. Я готов сказать, что из тех, почти 260 законов, которые мы одобрили, многие законы решали реальные социальные проблемы наших россиян. Я считаю, что это самая главная задача. Конечно, мы решали политические вопросы, такие, например, как признание независимости Южной Осетии и Абхазии, мы решали вопросы, связанные с антикоррупционной борьбой, и в конце уже года мы приняли пакет антикоррупционных законов. Учитывая, что наша страна не оказалась, к сожалению, в стороне от финансового кризиса мирового, мы решали вопросы, связанные с защитой от последствий этого финансового кризиса, помогая нашей промышленности. По предложению председателя правительства, рассматривали целый пакет антикризисных законов.
Говоря о социальной защите, я хотел бы напомнить нашим телезрителям, что действуют нормы закона, которые защищают российских вкладчиков, имеющих вклады в банке, и если что-то случается с банком, гарантированно любой вкладчик получит 700 тыс. рублей, даже если нет денег у банка, это деньги они получат от государства. Напомню, раньше была вот эта гарантированная страховая сумма 400 тыс. рублей. Мы теперь разрешили тем матерям, кто может воспользоваться материнским капиталом, использовать его не с 2010 года, а в 2009 году пока только на погашение ипотечного кредита. Я думаю, может быть, мы еще вернемся к этому вопросу и расширим. Мы утвердили закон, который дважды будет повышать пенсии в 2009 году, повышает единые денежные выплаты. Одним словом, те законы, которые, действительно, помогают немножко легче жить нашим гражданам, они были приоритетными во время всей повестки дня, всего календарного года, во время и весенней и осенней сессии. Если коротко. Наверное, вот такие основные итоги. Хотя, как Вы легко можете догадаться, можно долго и подробно говорить и о статистике, и о конкретных законах, которые мы принимали, но, я думаю, что для общей картины того, чем жил Совет Федерации, этот год, наверное, достаточно.
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
В: Ну, что ж. Теперь, что называется, от общего к частному. Буквально две недели назад страна отметила значимый юбилей. Это 15 лет российской Конституции и 15 лет новому демократическому Парламенту. Но с опозданием, я Вас поздравляю с этим юбилеем. На Ваш взгляд, Конституция России за эти 15 лет оправдала себя?
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Конечно. Я считаю, что у нас очень дееспособная и демократическая Конституция. Я не сомневаюсь, что свой потенциал наша Конституция не выработала. Я упреждаю Ваш вопрос по поводу тех поправок точечных, которые мы, кстати, одобрили, и на одном из последних заседаний мы подвели итог рассмотрению закона об изменении поправок в Конституцию всеми субъектами РФ. Законодательными органами власти. Все 83 законодательных органа власти утвердили, и сейчас этот два закона направляется Президенту для того, чтобы он их подписал и опубликовал. Эти изменения, я думаю, что важны и нужны. Прежде всего, я всегда выступал за то, что 4 года для Президента такой огромной федеративной страны, как Россия, конечно же, мало. И еще я всегда считал, что нужно максимально дальше во времени развести выборы депутатов Государственной Думы, в Государственную Думу и выборы президента, чтобы не получалось, как у нас было на последних выбора, да, собственно говоря, последние годы все время так и было. Идет избирательная кампания депутатов в Государственную Думу, лидеры фракций участвуют активно, имеют те или иные рейтинги, ну, одним словом, лекторат только и видит их в телевизоре, люди, граждане, которые избирают, и тут же слету они въезжают уже в избирательную кампанию Президента. А те кандидаты, которые не участвовали в выборах депутатов, они как будто немножко находятся в худшем положении. Ну, не это меня беспокоило даже, не равенство кандидатов, а то, что все-таки выборы Президента для страны должны происходить в спокойной и, я бы сказал, остывшей от каких-то эмоций политических обстановки и в спокойных условиях. Именно поэтому очень важно было развести по времени. Поэтому увеличение сроков полномочий Президента до 6 лет, а депутатов Госдумы - до 5 мне представляется обоснованным и верным. Точно также, как дополнительные полномочия для Государственной Думы с точки зрения контроля, дополнительного контроля за Правительством. Это нормально при существующей в Конституции формуле разделения властей, и той самой группы издержек противовесов в работе трех ветвей власти: судебной, исполнительной и законодательной. И в этой связи вот эти точечные поправки были более, чем уместны и нужны, но этого и достаточно. По крайней мере, на сегодняшний день, И очень хорошо, что первые за 15 лет поправки были именно точечными. И мы не пошли дальше. Не стали - давайте вот это поменяем, а заодно вспомним еще что-то. И самое, наверное, главное, что необходимо сказать, базовые принципы свободы и права и граждан нашей страны, они не пересматривались, и не будут пересматриваться, я уверен, что вот именно в этой части наша Конституция будет дееспособна и очень актуально еще многие, многие десятилетия лет, если не столетия.
(АПЛОДИСМЕНТЫ)
В: Конституция 1993г. заложила основы парламентаризма в России, в современной России. А также учредила 2-х палатные федеральные собрания - Совет Федерации и Государственную Думу. Вот за эти 15 лет Совет Федерации претерпел очень много изменений. На Ваш взгляд, сегодня он нашел свое место в этой политической палитре России?
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Андрей, Вы знаете, телезрители и зрители в зале сидят. И если, кто следит за этой темой, если она кому-то интересна, они думают, ну, вот, играет ведущий с председателем в поддавки. Потому что, отвечая на Ваш вопрос, я должен сказать, ну, Вы же знаете, что Президент внес закон о новом порядке формирования Совета Федерации и, значит, нынешняя ситуация, она еще неустоявшаяся. На самом деле, я всегда выступал за то, чтобы формирование Совета Федерации как можно больше участия принимали граждане субъектов РФ. Мы же палата регионов, как мы себя называем. И, наверное, то, что в Конституции написано, что Совет Федерации формируется на таких принципах: 2 представителя от каждого региона, один - от исполнительного органа, иными словами, от губернатора, а другой - от законодательного органа власти. И в этой связи получается, что именно органы власти должны делегировать туда своих представителей, что сейчас и происходит. Напомню, до 2001 года по должности членами Совета Федерации являлись губернаторы и председатели законодательных собраний. Но там был один момент. Дело в том, что я уже говорил. В Конституции есть разделение властей, и они, каждая из трех ветвей власти, еще раз напомню, это исполнительная, это Правительство, и если на местах это губернатор и правительство региона, это законодательная, это законодательные органы власти.
На уровне Федерации, это Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. В регионе это либо областная Дума, либо законодательное собрание. И третья ветвь власти - это судебная. Так вот, они независимы и самостоятельны, и смотрите, что у нас получалось: когда работали в составе Совета Федерации губернаторы, получается, что представители высшей власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации, входят по должности в высший орган законодательной власти, в Совет Федерации, что явно не очень уместно. Более того, что делает Совет Федерации? Он принимает законы. Кто по этим законам в дальнейшем живет? Живут наши регионы, в т.ч. и губернаторы исполняют эти законы. И получалась некоторая такая неувязочка с точки зрения логики самой Конституции.
В: Это нарушение было на самом деле.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Ну, на самом деле, это прямого нарушения не было, но все отмечали, что натяжка тут есть, и предложения Владимира Путина в 2001 году перейти на новый порядок формирования, когда не сами губернаторы, и не сами председатели заксобраний, а их представители будут работать в Совете Федерации, было логичным.
Но что меня не устраивало. Хотя я был депутатом законодательного собрания Санкт-Петербурга, когда меня впервые мои коллеги делегировали в Совет Федерации. Вот кстати, вот, сейчас, мы сейчас будем говорить о новом предложении Президента. Вот получается, что я как раз отвечал тем требованиям, которые сейчас будут предъявляться к будущим потенциальным кандидатам в состав Совета Федерации. Так за что же я выступал последние все 7 лет. Я считал, что избиратели региона каким-то образом должны влиять на состав Совета Федерации, но если нельзя прямо избирать, пускай какой-то там рейтинг был голосований или какое-то участие избирателей региона в формировании и выборе кандидатов. Что предложил Президент? Совет Федерации будет формироваться только из числа избранных населением либо депутатов законодательного органа власти, того же законодательного собрания, либо там областной Думы, либо депутаты Муниципальных образований. Т.е. эти люди прошли горнило выборов. За них проголосовало определенное количество людей, и они уже как бы подтвердили свою легитимность как людей, готовых работать в представительных органах власти путем участия в выборах и путем получения определенного количества голосов. То есть, получается, что люди, они, правда, не знают, кто из будущих депутатов будет уже направлен в органы власти. Но любой из них он уже отмечен, как бы доверием избирателей. В этой связи формула мне представляется вполне работоспособной, и я думаю, что в начале будущего года это закон будет принят. Там есть норма, которая говорит о том, что закон, вот эти новые правила вступят в силу с 1 января 2011г, и в этой связи переходный период - 2 года, в течение которого те, кто будет избран по нынешнему принципу, будет работать до истечения своих полномочий.
В: Мы подводим итоги, а в принципе, Новый год на носу. Я хотел бы создать атмосферу Нового года у нас в студии. Поэтому я попросил бы помощниц принести обязательный атрибут каждого Нового года. Пожалуйста.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Андрей, хорошо, что я не успел сказать про шампанское. Потому что, когда Вы сказали, что обязательный атрибут, я подумал, неужели мы сейчас с Вами начнем в студии пить шампанское.
В: Нет, там еще есть салат "Оливье", еще национальный.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Ну, это было бы, нас тогда бы вот наши коллеги тут не поняли бы. Мы с Вами тут бы закусывали бы, выпивали, а люди бы смотрели. Было бы не правильно.
В: Но елочка не случайно стоит, и просто используя возможность, мы ее будем наряжать. Наряжать в ходе всей программы. То есть та, та проблема или задача, которые были решены в уходящем году, мы будем отмечать одной игрушкой. Я надеюсь, что к концу программы елочка у нас будет украшена. Поэтому, давайте, одна из, на мой взгляд, главных политических международных событий уходящего года - это все-таки признание, признание Абхазии и Южной Осетии Россией.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Независимых государств.
В: Независимости, независимых государств, и все это началось с Совета Федерации. Прошло достаточно уже много времени, т.е. время, достаточное для того, чтобы оценить то событие. Вот как Вы его оцениваете уже сегодня, в декабре?
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Во-первых, я сегодня абсолютно уверен, что иного пути у России просто не было. Ведь мы же прекрасно понимаем, что признавая независимость Южной Осетии и Абхазии, мы, прежде всего, спасали жизни наших братьев: южных осетин и абхазов, потому что иначе им, в прямом смысле слова, грозило физическое уничтожение, это первое. Второе, Вы знаете, что есть два основополагающих принципа международного права? Первое. Это территориальная целостность государств. И второй принцип - это право народов на самоопределение. И получается, что в какой-то части иногда эти 2 принципа входят в некое противоречие. Но международный законодатель очень хорошо все продумал. И когда вспоминают о принципе территориальной целостности, и кто-то пытается до сих пор видеть России, что признав независимость Южной Осетии и Абхазии, мы, якобы, нарушили территориальную целостность Грузии, они забывают об одном пункте, который расшифровывает вот этот принцип территориальной целостности. В частности, там говорится о том, что территориальная целостность государств признается незыблемым при условии, что в руководстве, в правительстве или в высших органах власти этого государства присутствуют, цитирую дословно: "все расы, народы и отдельные группы населения, проживающие на этой территории". Я должен сказать, что за 21 год существования независимой Грузии. Я так на всякий случай напомню. 3 года независимости в начале 20 века. Это с 1919 по 1922 г. И вот уже 18 лет сейчас, начиная с 1990г. Так вот за все эти 21 год, во-первых, Грузия 9 раз проводила агрессию против Южной Осетии и Абхазии, и никогда, ни одного дня ни одного представителя ни Абхазии, ни Южной Осетии не находилось в Тбилиси в составе правительства, либо законодательного там Парламента, никогда. Тем самым получается, что эта норма она не была реализована тбилисским руководством, и в этой связи, конечно, все обвинения России абсолютно беспочвенны. Поэтому, я считаю, что один шарик можно вешать.
В: Шарик мы вешаем.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): А чего-то какой-то Вы маленький шарик вешаете? (АПЛОДИСМЕНТЫ)
В: У нас елочка маленькая и шарики маленькие. Хорошо. Проблема, которая она еще не решена, и некоторые эксперты говорят, что не будет решена в ближайший год-полтора. Речь идет о кризисе, о кризисе, как мы все понимаем, мировом, финансовом, глобальном кризисе. Россия, к сожалению, тоже попала в его волны. Мы видели за все последние буквально два, два месяца усилия Правительства по решению. Т.е. что, на мой взгляд, было очень важно сделано, то, что поддержали банки, не было паники. Люди сначала начали немного снимать денег со своих счетов, но как показала статистика последнего месяца, эти деньги уже вернулись обратно в банки. Т.е. доверие не было подорвано. И это очень важно. На Ваш взгляд, как мы пройдем этот кризис?
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Не хотелось бы быть неким плохим пророком, и вообще обычно такие прогнозы не очень-то сбываются, я считаю, что, конечно, настали не лучшие времена для российской экономики. Самое главное для социального самочувствия наших граждан, прямо скажем. Но у нас есть запас прочности, у нас есть те решения, которые сегодня принимаются, они, скорее, пока такие ситуативные, т.е. вот происходит что-то, и тут же идет некая реакция, потому что я лично и многие мои коллеги говорили давно, критикуя ту практику размещения свободных денежных средств в ценных бумагах в чужих государствах. Тем самым, мы кредитовали зачем-то чужие экономики. А не лучше ли было все эти годы, когда у нас были сверхдоходы от продажи углеводородов, кредитовать и помогать своей экономике. И быстрее решать вопрос перевода всей нашей экономики с добывающей на обрабатывающую, перерабатывающую, где главное слово должно быть за высокими технологиями. Сейчас сама жизнь, ну, если хотите, сам кризис заставляет это делать, и, может быть, в таком пожарном порядке, я надеюсь, кстати, как это не парадоксально звучит, что мы из этого минуса, то есть вот из таких обстоятельств, мы сделаем плюс. То есть мы все-таки быстрее пойдем по пути модернизации всей нашей промышленности, перевооружения, оснащения современными технологиями, современным станочным парком. Потому что иначе другого выхода нет. Я уверен, что наша экономика уже в 2009 году начнет, начнет подниматься. Может быть, к сожалению, это будет, скорее, во второй половине 2009 года, но те меры, которые сейчас закладываются, и, кстати, здесь я тоже бы не останавливался на тех налоговых предложениях и на той налоговой помощи, которое Правительство оказывает нашим предприятиям. Я бы шел дальше, и Вы знаете, сейчас выбраны 250 таких предприятий, которым будет оказана прямая помощь. Тоже здесь нужно внимательно смотреть, и может быть расширять этот список. И все-таки находить общие принцип поддержки нашей промышленности и такие предложения есть. Так вот, суммируя все это, я считаю, что, да, наверное, будет нам не просто всем. И экономике и, в том числе, гражданам нашей страны, но мы преодолеем этот кризис. Понятно, что он не будет там ни месяц, ни два, ни три. Рецессия в целом в промышленном спаде в мире, она, наверное, растянется на год, на полтора, примерные такие есть оценки, но я, как уже сказал, рассчитываю, что уже в 2009 году, по крайней мере, некоторые сектора нашей экономики начнут прибавлять. И прибавлять они должны резко, потому что сейчас, тоже скажем себе честно, мы можем завоевать многие рынки, которые были для нас абсолютно недоступны из-за существующей конкуренции. И мы должны использовать все свои конкурентные преимущества. Кстати, обязательно то, что мы являемся экспортерами нефти, и, не смотря на то, что цена нефти упала, но все-таки одно дело - продавать энергоресурс, а другое дело - покупать их. Даже когда и присутствует общая рецессия. Я думаю, что все эти конкурентные преимущества мы должны по полной сейчас использовать
В: Вопросы возникают не только у меня, но и у целого ряда людей, видных людей нашей страны, которые напрямую к Вам обратятся с вопросами. Вот, пожалуйста, это вопрос Лопоты Виталия Александровича, президента ракетно-космической корпорации имени Королева "Энергия".
ВИТАЛИЙ ЛОПОТА (ПРЕЗИДЕНТ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ "ЭНЕРГИЯ" ИМ. С. П. КОРОЛЕВА, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН): Сергей Михайлович, мировой финансовый кризис задел и Россию. В свою очередь, ограничен доступ стратегических предприятий нашей страны к кредитным ресурсам, которые, благодаря которым мы, так сказать, выполняем государственные заказы. Часть которых мы выполняем по международным обязательствам России. Скажите, пожалуйста, как в 2009 году государство собирается решать эти проблемы?
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Отвечая на вопрос Виталия Александровича, вот что я хочу сказать.
Да, есть такая проблема. Но я должен сказать, что как раз Правительство четко понимает, я не случайно уже упомянул оборонно-промышленный комплекс. Мы сейчас пересмотрим программу госгарантий по кредитам, которые берет оборонно-промышленный комплекс. Сейчас Правительством принято решение о выделении в 2009г, и Совет Федерации специально подчеркивал нужность этого и голосовал за это, 300 млрд. руб., госгарантия которого разбивается как бы на 2 транша. Первой транш - 100 млрд. руб. Это госгарантии под те кредиты, которые берет сам оборонно-промышленный комплекс. Если называть, есть имена, которые уже взяты. И еще 200 млрд. руб. под те предприятия, список которых утвердит правительство. Тоже из оборонно-промышленного комплекса. Ну, ракеты космические, вот этот комплекс и известная корпорация "Энергия" - это флагман нашей космической отрасли. И, безусловно, входят в оборонно-промышленный комплекс, и, Виталий Александрович, я не сомневаюсь, что Ваше предприятие, конечно, будет занимать первые строчки и в первом транше, и во втором, я в этом просто нисколько не сомневаюсь.
В: Ну что ж, подытоживая тему кризиса. На ваш взгляд, мы все делаем правильно сейчас? Я имею в виду власть?
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Несмотря на то, что я сам являюсь представителем власти, я не случайно сказал, что пока мы действуем скорее по такому ситуативному плану. Т.е. происходят некие события негативные, и мы реагируем. Наверное, лучше было бы все-таки стелить соломку заранее. И сейчас тоже немного смотреть в завтрашний день. Может быть, в тот день, когда уже минует вот эти кризисные, минуют кризисные моменты и закладывать новую экономику нашей страны теми или иными долгоиграющими или такими долговременными мерами. Потому что я считаю, что все-таки та дискуссия, которая была летом по снижению НДС, с моей точки зрения, очень печально, что закончилось тем, что НДС не снизили, потому что именно сейчас снижение хотя бы на любое количество процентов налога на добавленную стоимость помогло бы всем без исключения промышленным предприятиям. И мне кажется, что все, что делается, безусловно, правильно и абсолютно в верном направлении.
Но задавая себе честно вопрос - а все ли мы делаем, все ли достаточно? Я считаю, что здесь есть еще, как обычно говорят, над чем поработать. Я надеюсь, что такая работа совместно и Федеральным Собранием и правительством будет проводиться.
В: Ну игрушку мы можем повесить сейчас? (аплодисменты)
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Я думаю, что в принципе игрушку можно.
В: Действия были правильными (аплодисменты)
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Игрушку повесить можно.
В: Вот наша елочка становится все краше
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Как-то не очень еще пока.
В: Ну, мы должны постараться. У нас есть традиция в программе, которую мы никогда, никогда, точнее, всегда следуем этой традиции, а именно, это чай. Чайная пауза. (аплодисменты)
РАЗНОСЯТ И ПОДАЮТ ЧАЙ
В: Сергей Михайлович, вот вы буквально говорили несколько мгновений назад, что необходимо было все-таки подстелить соломку. В конце ноября премьер утвердил концепцию долгосрочного экономического развития России до аж 2020 года. На ваш взгляд, это вот правильно сделан, да, что сейчас люди, в принципе, борются с последствиями кризиса, а мы принимаем программу на многие годы вперед. Это обосновано?
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Вот это абсолютно правильно. Более того, наверняка и вы, и телезрители, и сидящие здесь в зале обратили внимание на слова президента и слова премьера, которые они уже неоднократно повторяли. Несмотря на кризис, все обязательства государства перед гражданами с точки зрения выплаты пенсий, с точки зрения, там, зарплат бюджетников, повышения этих зарплат будут выполнены, безусловно. Но, коль скоро вы спрашиваете про саму эту концепцию, по самой этой стратегии, я должен сказать, что с моей точки зрения, и мы проводили недавно специальное большое совещание в стенах Совета Федерации на эту тему. Вот в этой программе пока на сегодняшний день очень мало, простите, если так я скажу, человека.
То есть, да, то есть четкие показатели тех параметров в сфере экономики, которые мы хотим достичь к 2020 г. Понятно, что коль скоро у нас будут такие показатели, это обязательно скажется позитивно-положительно на социальное самочувствие наших граждан. Это прямая зависимость. Но все-таки, мне хотелось, чтобы конкретно говорилось, а какова будет средняя зарплата? Каковая буден пенсия? А какие у нас будут успехи в здравоохранении? А какие успехи будут в образовании? А что у нас будет с жилищным строительством для людей? А что у нас будет с семейной политикой? А что у нас будет с рождаемостью? И многие, многие другие вещи. Частично, чтобы быть правильно понятым, конечно, об этом говорится в этой стратегии. Но именно частично. Вот мы считаем, что вот этой социального такого вектора я бы сказал, стержня, наверное, пока еще не очень он просматривается вот в этой стратегии, в 7 статье Конституции, которую, кстати, вспоминал президент в своем послании. Все-таки говорится о том, что наша страна, Российская Федерация, это социальное государство. И защита наших граждан, социальная защита должна быть в приоритетном направлении у руководства нашей страны.
(Аплодисменты)
В: Кстати, вот данная концепция, она подразумевает и обещает резкое увеличение государственных расходов на науку и образование. Но вот у нынешних ученых вопросов меньше не становится от этого, и вот сейчас вопрос вам адресует ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий.
ВИКТОР САДОВНИЧИЙ (РЕКТОР МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА, АКАДЕМИК РАН): Многоуважаемый Сергей Михайлович, у меня к вам вопрос. Известно, что одной из главных преимуществ нашей системы образования - ее фундаментальный характер, т.е. образование, основанное на глубоких фундаментальных знаниях. У меня вопрос - что нужно сделать для того, а может быть, что делается для того, чтобы сохранить это наше главное преимущество, что сохранить фундаментальный характер образования в наших университетах и в нашей системе образования? Спасибо.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Спасибо, Виктор Антонович, за ваш вопрос. Мы с Виктором Антоновичем давно друг друга знаем, я рад тому, что мы с ним занимаем одну общую позицию, она не очень популярна сегодня, прямо скажу.
Дело в том, что мы критически относимся к новеллам, которые вносит наше Министерство образования и науки в наше образование. Я считаю, что Россия слишком поспешно подписалась под Болонским процессом. Я не считаю, что нам так уж нужно было обязательно переходить на двухуровневое образование. Я являюсь противником единого государственного экзамена и считаю, что это не тот путь, который как раз уводит нас от фундаментальности нашего образования, а ведет к натаскиванию на тесты. И в этой связи, конечно, я был бы не прав, если бы сказал, что ничего не делается с точки зрения сохранения и преумножения фундаментальности нашего образования, но я считаю, что наше образование находится сегодня в опасности. Я называют вещи своими именами. Это моя личная точка зрения как гражданина нашей страны. Но, действительно, фундаментальность, это основа основ, потому что, почему ценятся так наши специалисты за рубежом? Да потому, что как раз они получают очень фундаментальное хорошее качественное образование.
Базирующееся на таком добротном образовании еще в средней школе, а потом, конечно, получают фундаментальное образование в высших учебных заведениях. Поэтому те меры, которые принимаются сегодня и по формированию новых федеральных университетов, инновационных университетов, они позитивны, я их поддерживаю, но вот базовые вещи, особенно на стыке школы и вуза, все, что связано с этими процессами, мне представляется, что нужно еще возвращаться к этому вопросу и НЕ считать, что уже все, возврата никакого нет, решение принято. Иногда все-таки нужно находить в себе мужество признать, что это решение не было идеальным, скажем так. Я не буду говорить специально, что оно было обязательно ошибочным, но что оно не было идеальным, и возможны какие-то корректировки, я думаю, что это просто подсказывает сам здравый смысл. (аплодисменты)
В: Но признание, кстати, заслуживает, заслуживает отдельной игрушки.
Тема, которая, наверное, всех интересует и наших граждан и тех, кто приезжает. Тема миграции. Понятно, что она возникла, как некоторые говорят, из-за демографического кризиса. Мы знаем, сколько, какая убыль и России ежегодная - огромная. Это скорость одного миллиона человек в год. И мы знаем, что это огромная проблема, но как ее решается, вот как она решается, на Ваш взгляд, сегодня.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Если мы говорим о рынке труда и решения каких-то задач потому, что у нас действительно не хватает рабочих рук - это одно. Но если хоть раз мы когда-то чисто теоретически допустим, что мы собирается решать демографические проблемы за счет миграции, вот я - категорический противник. Так вот, ни в коем случае нам не нужно уповать на то, что у нас будет прирост населения за счет мигрантов. Решить, может быть временно, те или иные проблемы с трудовыми ресурсами можно, в том числе и привлекая рабочую силу не на постоянной основе, а на сезон либо на какой-то определенный срок.
Но здесь, конечно, нужно наводить порядок. Если у нас есть официальные цифры, что у нас порядка 7 млн. мигрантов работают, то официально зарегистрированных из них, по данным службы миграционной, где-то полтора, но где-то, если быть точным, 1, по-моему, и 7 млн., а все остальные находятся нелегально, и здесь, конечно, нужно государству самое пристальное внимание уделять миграционной политике. Если нам нужны рабочие руки, то мы должны понимать, что они нужны нам где, они нужны на дальнем Востоке, нужны в Сибири. Почему они все тянутся в 2 мегаполиса - Москву и Петербург, и почему власти попустительствуют этому или хотя бы не препятствуют? Да, милиция борется, да, федеральная миграционная служба выясняет подпольных гастарбайтеров и наказывает тех, кто использует их труд, потому что им меньше нужно платить. Им платят элементарные деньги. Не нужны ни страховка, ни медицинское обслуживание, ничего. И многие шли на это. Здесь, конечно, у нас еще до порядка далеко.
Но опять же возвращаясь к теме, а где нам брать нехватающие трудовые ресурсы, вы знаете, есть программа переселения наших соотечественников из стран СНГ и вот где огромный резерв. 25 млн. наших соотечественников, которые, многие не по своей воле, оказались за пределами родины, за пределами России, вот этот резерв, который нужно может быть, даже создавая специальные условия, привлекать сюда.
В: Сергей Михайлович, я, кстати, вспомнил, 5-й Байкальский экономический форум, который проводился в Иркутске, и инициатором был Совет Федерации. Вы как раз там вспоминали слова Петра Столыпина по поводу китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Слова следующие: "Они возьмут свое в Сибири".
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Сказано в 1908 г. Поэтому вы знаете, брать свое должны мы. Да? И более того, наши предки это уже сделали. Наши исконные земли, и наши богатства и как пелось и поется в песне: "Ни пяди никому нам чужого не надо, но и свое мы никому не отдадим".
И в этой связи, действительно, должна быть выстроена взвешенная программа государственная политика по закреплению населения. по развитию этих территорий. Вот, конечно, сейчас много мы ждем от завершения строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Совершенно по-другому заиграет там вся эта инфраструктура. Конечно, то, что возможно, не возможно, а принято решение в 2012 году, пройдет форум азиатского АТЭС, азиатского тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке, конечно, это тоже даст очень мощный выигрыш этой территории. Такие форумы лишний раз позволяют оценить, с одной стороны и привлекательность развития этих территорий, в том числе с точки зрения иностранных компаний, которые с большим интересом на все это смотрят, но мы здесь должны, в том числе и памятуя предупреждение Столыпина и многих других наших видных политиков не забывать о том, что наши территории, мы должны самоустраивать сами. И если у нас пустуют, если у нас там мало населения и не развивается, конечно, у кого-то возникнут какие-то иллюзии.
Только иллюзии могут возникнуть, что, а почему так нерачительно такими богатствами распоряжается Россия? Мы будем рачительно распоряжаться, и сейчас корректировка программы по развитию Дальнего Востока, она уже прошла первое, я думаю, что сейчас последуют новые интересные предложения, и конечно, вот в завершении, как я уже сказал, вот этого трубопровода, целый ряд еще проектов, которые существуют на Дальнем Востоке, помогут совершенно по-другому, прежде всего, зажить людям там, и мы действительно через какое-то количество лет увидим совершенно другую территорию, и у нас там, конечно, большие ресурсы заложены в развитие Байкало-Амурской магистрали, в развитие железнодорожной сети, строительство, наконец-то, завершится трассы шоссейной, дороги, которая свяжет наконец-то и Владивосток, и Хабаровск, и Читу, и дальше сюда, в европейскую часть. Вот эти все усилия, я уверен, дадут в конечном итоге положительный результат. Причем положительный для России в целом, и обязательно для дальневосточников, для сибиряков.
Потому что, я исхожу из одной простой вещи. И я выразил вот в такой формуле: за то, что вы здесь живете, вам государство должно доплачивать. Эта доплата может выражаться прямо в каких-то деньгах. Пожалуйста, сделайте бесплатным пролет на самолете для любого ребенка до 17 лет 1 раз в год или пенсионера. Чтобы они знали, да, кто работает, наверное, сможет все-таки накопить, заработать на этот билет. И то нужно субсидировать, допустим, делать скидки, что сейчас уже с 2009 г. до там еще не установлено, какой процент, субсидии будет каждому. Вот покупаешь билет, ты дальневосточник, в европейскую часть. Тебе государство, так сказать, оплачивает какую-то часть билета.
АПЛОДИСМЕНТЫ.
В: Сергей Михайлович. Проблема миграции - это процесс обоюдный. К нам приезжают. Но и от нас уезжают. Как правило, это специалисты. Уезжают умы. Вот именно с этим связан следующий вопрос, который вам адресует Юрий Иосифович Бузиашвили. Заместитель директора научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева.
ЮРИЙ БУЗИАШВИЛИ (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА НАУЧНОГО ЦЕНТРА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ ИМ. А. Н. БАКУЛЕВА, АКАДЕМИК РАМН): Уважаемый Сергей Михайлович, вопрос мой касается нашего научного сообщества. Существует так называемый индекс цитируемости наших с вами соотечественников, так вот, последний опрос показал, что более 50 % цитированных наших с вами соотечественников проживает не в России, а за рубежом. Естественно, что эти люди обучались и преуспели, по всей вероятности, в России, а судьба распорядилась так, что они там. Очень многое уже делается на этом поприще, я это знаю, тем не менее, меня интересует вопрос: что планируется руководством страны делать, чтобы радикально изменить эту ситуацию, ибо о том, что научное сообщество нуждается в этих людях, я думаю, что говорить не нужно, спасибо.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Спасибо, уважаемый Юрий Иосифович, действительно важнейший вопрос. Я напомню, в своем послании Федеральному Собранию президент России Дмитрий Анатольевич Медведев даже такое слово, такое словосочетание сказал "охота за головами".
Он сказал, что мы должны вот прямо охотиться за умными головами, и обеспечить то, чтобы эти люди работали здесь, работали на родину, на Россию. Действительно, есть такая проблема пресловутая, утечка умов, когда люди вынуждены ехать за рубеж, потому что там просто платят другие деньги. Я все время привожу пример, когда я несколько лет тому назад был в Пущино, замечательный там биологический институт, и я разговаривал с ребятами, ну молодые ученые, один из них уже был кандидатом наук, другой только должен был защититься. Они какое-то время работали, по-моему, один в Америке, другой во Франции, и они вернулись. Им было неинтересно делать то, что их заставляли частные компании там, они хотели заниматься наукой и именно той наукой и в той школе научной, которую они вот освоили, стали как вот было сказано, специалистами России, и тот и другой поехали заработать себе на квартиру. И они приехали сюда на совершенно другие деньги, и они, надо сказать, получают там в разы меньше, чем они получали там, но они говорят: мы решили жилищную проблему,
Люди молодые, они женились, они хотят иметь семью, и они хотят заниматься, творить и заниматься наукой здесь в России и чтобы результаты были для России. Но обратите внимание, жилищная проблема. Первое, что приходит на ум, и есть программа обеспечения жильем молодых ученых, решить жилищную проблему для талантливой молодежи, для тех, кто будет творить и созидать здесь, у нас в стране. Второе, конечно, это совершенно другие деньги, потому что все-таки люди должны получать за свою работу, за свой научный поиск и за свои результаты хорошие деньги. И вот, конечно, есть гранты, конечно, есть различные преференции, но в целом я думаю, что нужно системно подходить к этому вопросу, и в правительстве сейчас такие предложения готовятся. В том числе готовим мы и в Совете Федерации. И в этой связи завершая ответный вопрос, я просто так вот на пальцах еще раз. Первое - это обязательное решение жилищной проблемы для молодого ученого, но здесь только не забыть нам про наших ветеранов. Ведь в чем проблема, сейчас, допустим, трудно вырасти молодому ученому, занять ту или иную какую-то ступенечку. Почему? А там сидят престарелые профессора, и дай бог им здоровья и сил, но они давно бы ушли на консультанта. Они бы ушли на пенсию, но почему они не уходят на пенсию, да потому что пенсия его - это будет нищенская пенсия, и он понимает, что он уходит в никуда. Он просто пропадет. И он работает, и более того, институт, так сказать, его там любой держит, потому что понимает, что это - умище, это талант, значит, человек, который сидит, он талантлив. И он занимает эту должность, и нет роста для молодых кадров и вот эти вопросы нужно и пенсионное обеспечение дать соответствующее. Я давно выступал с идеей о статусе госслужащих для всех учителей, для всех врачей, для всех в работе культуры и ученых. Что такое статус госслуг. Пускай они формально не присваивают гражданское там звание или там, да, по уровню зарплаты, по социальному пакету, и самое главное, вернее, не главное, но обязательное условие и по пенсионному обеспечению. Пускай будет как у госслужащих, у которых, прямо скажем, и первое, и второе, и третье намного выше и лучше, чем средний заработок или среднее условие по стране.
Вот тогда это будет справедливо, потому что эти люди создают суть нашей государственности, да? Если мы подумаем, кто это - это учителя средней школы и совет преподавателей высшей школы, это наши врачи и медсестры, которые охраняют наше здоровье, это работники культуры, потому что без этого мы не будем, значит, нашим народом и нашей страной, и это, конечно, наши ученые. И вот я думаю, что в этом русле и нужно действовать и создавать такие условия, и в том числе, кстати, и престиж. Я недавно читал статистику, в двадцатке самых котируемых специальностей или профессий, о которых мечтает наша молодежь, ученого нету, не входит в двадцатку, там совершенно другие, значит, профессии и специальности. А это очень печально. Это, кстати, в том числе и средства массовой информации, и то, что наша культура, наши там фильмы, книги, почему бы, помните Гранин писал там "Иду на "Грозу", и сколько там молодых пытливых умов пошло в физику, пошли, значит, заниматься наукой, прочитав эту гениальную книгу. Это тоже очень важный аспект хорошего слова "пропаганда", и поднятие престижа ученого в нашей стране. (аплодисменты)
В: Я думаю, что усилия, которые предпринимались в этом году, уходящем именно в этом направлении, я думаю, что они все-таки заслужили игрушку. Наше время стремительно подходит к концу. К сожалению, у нас только не очень много игрушек висит.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Но вы знаете, Андрей, зато это похоже на правду. Если мы с вами разнарядили всю елку, нас бы люди не поняли.
В: Нет, у нас есть еще возможность в следующем году, подытоживая год, доукрасить эту елочку.
СЕРГЕЙ МИРОНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ): Я хочу поздравить всех с наступающим Новым годом, я думаю, что не ошибусь, если скажу, что мы встречаем Новый год с надеждой. Я хочу пожелать, чтобы все наши надежды сбылись. Сбылись надежды для нашей страны, сбылись надежды для каждой российской семьи, для каждого гражданина нашей великой прекрасной родины. Здоровья, счастья, любви и удачи всем нам. С наступающим Новым годом!
В: Сергей Михайлович Миронов, председатель Совета Федерации. Я от своего лица вас также поздравляю с наступающим Новым годом и поздравляю всех наших телезрителей, желаю счастья, здоровья, ну, и, конечно же, удачи. Смотрите телевизионный "Сенат" уже в следующем году на телеканале "Россия". Не пропустите.