Председатель Совета Федерации Сергей Миронов выступил сегодня на заседании президиума Совета законодателей с критикой принятых Госдумой 3 июня в первом чтении законопроектов, предлагающих кардинальную корректировку пенсионной системы России. Об этом сообщила пресс-служба верхней палаты парламента.
Законопроекты содержат 5 важнейших законодательных новелл. В их числе - переоценка денежных пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы, в советский период работы. Уже в ходе текущей сессии предполагается принять данный законопроект и направить в Совет Федерации.
"Мне хотелось бы услышать от разработчиков законопроектов ответы на два главных вопроса, - подчеркнул С.Миронов, - как будут реализованы пенсионные обязательства государства перед старшими поколениями, ветеранами, людьми, которые создавали нынешний экономический потенциал нашей страны; и как мы сможем обеспечить достойные пенсии тем, кто начал свою трудовую карьеру уже в новой России".
Согласно законопроектам, предполагается, что если в 2008 г средняя трудовая пенсия в стране равнялась 1,22 прожиточного минимума пенсионера /ПМП/, а в конце 2009 г должна составить 1,33 ПМП, то к 2020 г она достигнет 2,5 ПМП. "Не могу не прокомментировать последний показатель. В 2020 году мужчинам, которые вышли на пенсию в 1990 году, должно исполниться 90 лет. Очень немногие смогут дожить до такого возраста и дождаться своих 2,5 ПМП", - сказал С.Миронов.
Вторая важная новелла – это увеличение размера социальной пенсии в сумме с другими выплатами до прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ на основе введения соответствующих доплат.
"Какова же будет цена всех прибавок, если надо будет ещё и доплачивать до прожиточного минимума? Всем известно, что он построен на физиологическом минимуме и позволяет только выживать, а не жить. Нормы обеспечения хлебом и мясом в действующей продовольственной корзине минимального потребительского бюджета практически совпадают с пайками советских заключенных и немецких военнопленных времён Великой Отечественной войны. И на таком фундаменте мы собираемся выстраивать сегодня новую систему доходов населения, зарплат, пенсий и пособий?", - заметил С.Миронов.
Он обратил внимание на сохраняющиеся в новых пенсионных схемах "уравниловку", недоучёт заработка, отказ от восстановления нестраховых периодов в трудовом стаже. Отсутствует в целом ясная концепция и прозрачность всей пенсионной системы.
Важное место в предлагаемой реформе занимают вопросы перехода на страховые принципы финансирования пенсий. Для этого планируется отмена единого социального налога и замена его страховыми взносами во внебюджетные фонды. "Идея хорошая и назревшая, но всё зависит от размеров страховых взносов, их достаточности", - считает С.Миронов.
Четвёртое новшество касается размера пенсии по инвалидности. Она будет дифференцирована в зависимости от группы инвалидности, а не от степени утраты способности к трудовой деятельности, что позволит несколько увеличить пенсии по инвалидности. "Мы неоднократно предлагали такой подход на заседаниях Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации. Хорошо, что, наконец, будет восстановлено то, что было отнято у инвалидов 122-м законом", - подчеркнул С.Миронов.
И пятое новшество - переход от регрессивной к плоской шкале страховых взносов в фонд социального страхования. В результате для будущих пенсионеров, по оценке разработчиков, только в 2036 г средняя пенсия достигнет 40 проц среднего заработка. Однако данный норматив, напомнил С.Миронов, рекомендован Международной организацией труда ещё в 1952 г, и в странах Евросоюза он уже сейчас составляет 50-60 проц.
С.Миронов напомнил также о недавно ратифицированной Российской Федерацией Европейской социальной хартии. "Однако, - отметил он, - остались не ратифицированы обязательства по достойному вознаграждению за труд, социальной защите пожилых и пенсионеров. Кстати, в 1990 году в СССР коэффициент замещения средней пенсией утраченного заработка составлял 41 процент. Выходит, нам надо подождать ещё 27 лет, чтобы догнать самих себя образца 1990 года!"
"Пенсионная реформа, стартовавшая в начале десятилетия, "провалилась". Думаю, что в представленном виде по степени воздействия на население рассматриваемый нами сегодня законодательный пакет можно сравнить с пресловутым 122-м законом", - сделал вывод С.Миронов.
"Мы столкнулись с перспективой ускоренного старения российского населения в связи с необратимыми демографическими процессами. В России доля лиц в возрасте 60 лет и старше между 1960 и 2008 годами увеличилась с 9 до 17,2 проц. В 2025 году эта цифра достигнет 23 проц. Таких возрастных соотношений у нас никогда не было. Все исторически сложившиеся социальные институты – образования, здравоохранения, трудоустройства, обеспечения в старости – рассчитаны на гораздо более молодую структуру населения. Отсюда неизбежность реформирования всех этих систем для адаптации их к новым условиям. Это одна из главных задач ближайших десятилетий. И очень затратная", - отмечает спикер.