Реформа местного самоуправления является одной из самых крупных в нашей стране. Это мнение разделяют многие, в том числе и Сергей Миронов. Выступая на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации, он подчеркнул, что сегодня практически с нуля создаётся новый уровень власти. «Развитие реформы – это залог успеха модернизации страны», – подчеркнул глава палаты.
Глава палаты остановился на проблемах, которые требуют незамедлительного решения. Во-первых, Федеральный закон №131, вступивший в силу на территории всей страны, никогда не отличался стабильностью. Большое число поправок в какой-то мере оправданы, однако они не носят цельного, систематического характера. Во-вторых, слабая обеспеченность местных полномочий финансовыми ресурсами и, в-третьих, дефицит квалифицированных кадров. Сергей Миронов также обратил внимание присутствующих на некоторые положения Послания Президента Федеральному Собранию, реализация которых напрямую зависит от работы органов местного самоуправления. Это прежде всего ситуация в моногородах, население которых не должно испытывать резкого падения уровня жизни. Далее – открытость работы органов власти всех уровней, в том числе и на местах, чему будет способствовать создание официальных сайтов муниципалитетов в сети Интернет. С этим связан и третий тезис – оптимизация бюджетных расходов. Четвёртый пункт, который назвал глава палаты, – участие муниципальной власти в политической реформе страны, показателем чего станут, в частности, выборы 14 марта.
Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук затронул в своём выступлении тему подготовки кадров для муниципальной службы. По его словам, необходима единая программа обучения депутатов и сити-менеджеров. Есть дефицит и в преподавателях, которые могли бы «говорить на одном языке» с муниципалами на семинарах, курсах.
В том, что такое обучение необходимо, не сомневается никто, поскольку нововведений в работе муниципальных органов власти предусмотрено много. В частности, новый формат оказания услуг населению посредством Интернета. Подробнее об этом рассказал директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Савва Шипов. На федеральном уровне планируется сформировать Единый реестр услуг, где будет собрана вся информация о порядке предоставления услуг, об их стоимости. Помимо этого будет создан единый портал государственных и муниципальных услуг. Он уже разработан и находится на стадии заполнения. Любой пользователь Сети сможет узнать о том, куда следует обратиться за той или иной услугой и какие документы нужны для этого. Важный вопрос – создание многофункциональных центров в регионах страны. Сложность их работы в том, что они оказывают как государственные, так и муниципальные услуги. По сути, полномочия центров находятся на стыке разных уровней власти. Безусловно, это предпосылки для создания дополнительных законодательных механизмов регулирования их работы. Сейчас, напомнил Савва Шипов, в 33 субъектах страны работают более 60 многофункциональных центров, предоставляющих населению до 200 государственных и муниципальных услуг. К концу 2010 года на территории 47 регионов будет создано ещё 100 новых центров.