С будущего года российское образование будет жить по новому закону, который мало кого устраивает
Наступивший учебный год станет судьбоносным для всей системы российского образования. После трех с лишним лет споров, дебатов, переписываний и дополнений многострадальный законопроект "Об образовании в Российской Федерации" внесен наконец в Госдуму. Уже с 1 января, если поправками ко второму чтению не будут сдвинуты сроки, он вступит в силу. Довольных же предстоящими изменениями будет немного.
Необходимость создания нового основного "образовательного" закона чиновники объясняют тем, что ныне действующий, принятый в 1992 году, оброс массой изменений и отсылочных норм, а потому стал неудобным для работы с ним даже для профессиональных юристов. Соответствующее поручение было дано президентом еще в 2009 году. Новый закон был призван заменить два действующих – базовый об образовании и о высшем и послевузовском профессиональном образовании. С тех пор было создано три версии текста, а также ряд вариантов, которые появлялись после очередной порции замечаний общественности и экспертов. И несмотря на то что внесенный в Госдуму вариант учел значительную часть пожеланий, он все равно никому не нравится...
...В чем еще наиболее существенные отличия будущего закона от ныне действующего? Исчезает понятие о начальном профессиональном образовании. Среднее будет делиться на два уровня: подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. К получению бюджетных денег допустят частные образовательные организации, что, по мнению разработчиков, должно способствовать доступности качественного образования для одаренных детей из не самых состоятельных семей. Законопроект предусматривает совместное обучение здоровых детей с детьми-инвалидами, выдачу бесплатных учебников, правда, лишь для программы федерального образовательного стандарта, вводит понятие кредитов на получение образования, обязывает образовательные учреждения выполнить целый комплекс требований по обеспечению так называемой информационной открытости вплоть до публикации на сайте отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и полного прейскуранта на платные услуги. А вот ЕГЭ, к неудовольствию многих, так и останется в качестве обязательного, несмотря на все слухи о переводе его в разряд "одной из форм".
– Минобрнауки убеждает всех нас, что от ЕГЭ сплошная польза, что он год от года все совершенствуется, – сокрушается лидер думских "справедливороссов" Сергей Миронов. – На деле же мы видим, что чем дальше, тем более тяжкие последств"я приносит это бюрократическое порождение нашей школе и всей системе образования. Уровень знаний выпускников падает, коррупция не только не побеждена, но и усугублена, рынок репетиторства процветает. Ни одной цели из тех, которые провозглашались при введении ЕГЭ, не достигнуто. В общем, сплошное "объЕГЭривание" общества.
Серьезные изменения произойдут в системе высшего профессионального образования. Точнее, они уже происходят в результате присоединения России в 2003 году к так называемому Болонскому процессу с его делением на бакалавриат и магистратуру. Законом они лишь формализуются. В результате как класс исчезнут такие привычные учебные заведения, как академии. Какие-то будут переименованы в университеты, ну а те, что, как говорится, не будут соответствовать, могут и до колледжей скатиться или вовсе закрыться. Также впервые вводится так называемая кредитно-модульная система. Тоже продукт Болонского процесса. Это означает, что в российских вузах по аналогии с европейскими будет так называемый модуль – набор учебных дисциплин и определенное количество часов, предписанных обязательным образовательным стандартом. Помимо этого студент должен будет набрать заранее определенное вузом количество зачетных единиц по дополнительным образовательным программам. И здесь ему будет предоставлена полная свобода выбора курса, преподавателя, темы. Вот только критики болонской системы уверяют: при таком подходе студент получает разрозненный набор знаний о тех или иных явлениях, эдакий набор кусочков смальты, которые не будут складываться в целостную мозаичную картину.
Преподаватель же с принятием нового закона, несмотря на все декларации об особом статусе и правовом положении, по сути, превращается в продавца знаний. В тех же вузах студенты могут его выбрать, а могут и не выбрать, что неминуемо отразится на зарплате. Так что одной только квалификации или знаний может оказаться недостаточно. При этом не все однозначно с социальными гарантиями и льготами тем же сельским учителям на жилье, а также проанонсированной руководством страны задачей довести уже к следующему году зарплату педагогов до средней по региону. Минфин всячески препятствует узакониванию этой нормы, как и повышению стипендий до прожиточного минимума. Мало того, принятый закон о федеральном бюджете на 2012–2014 годы вообще предусматривает постепенное сокращение финансирования образования, как и доклад ведомства об основных направлениях бюджетной политики до 2015 года. А отсюда многие положения законопроекта и внедрение образовательных стандартов нового поколения могут оказаться под серьезным вопросом. Ведь последние содержат помимо перечня дисциплин и часов требования к условиям обучения, причем довольно высокие, вплоть до наличия хореографических залов или медиатек. А что мы сейчас имеем?
– В целом по России треть школ до сих пор не имеют нормальной системы водоснабжения, у четверти не решен вопрос канализации, – привел министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов неутешительные данные.
Какие уж тут медиатеки…
только цифры
– Более 100 федеральных законов и нормативных актов потребуется изменить после принятия нового закона "Об образовании в РФ".
– 51 миллиард рублей дополнительных средств из федерального бюджета потребуется на реализацию норм законопроекта и намерений повысить зарплаты педагогам и стипендии студентам.
– 973 миллиарда рублей могут достичь в связи с этим дополнительные затраты для бюджетов субъектов Федерации.