Вчера, 22 апреля в Госдуме состоялся круглый стол по проблемам Крыма и Севастополя, в ходе которого выступили только депутаты Государственной Думы, но и представители регионального отделения партии "Справедливая Россия" в Крыму и Севастополе представители общественных объединений и научного сообщества, имеющие свой взгляд на решение проблем адаптации Крыма к современным российским реалиям и его интеграции в социально-экономическое, политическое и культурное пространство России.
Открыл мероприятие лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов, отметив, что время праздника и эйфории по поводу вхождения полуострова в состав России прошло.
Начинается борьба за жизнь и в этих условиях российские власти должны сделать все, чтобы интеграция в пространство Российской Федерации прошла для крымчан безболезненно. В связи с этим, партия "Справедливая Россия" предлагает свою программу действий по Крыму и городу федерального значения Севастополю.
Как заявил С. Миронов, должны быть разработаны "три дорожные карты", рассчитанные на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. "Краткосрочный план нам нужен для адаптации Крыма к российской системе. Нужно буквально "поменять колеса у движущегося поезда". Ведь у крымских предприятий нет ни денег, ни надежных партнеров. Транспортная система перерезана. Безусловно, на повестке дня стоит строительство моста, однако, его быстро не построишь" - прокомментировал свой тезис о необходимости планов действий Сергей Миронов.
При этом, лидер "Справедливой России" отметил и уже существующие в Крыму достижения: "Разработана система поступления крымчан в российские ВУЗы. Выданы паспорта. Открыты региональные отделения ряда российских партий".
Таким образом, ряд вопросов краткосрочного плана уже снята с повестки дня.
Целью среднесрочной "дорожной карты", по мнению лидера СР, является не просто адаптация крымского законодательства к правовой системе РФ, но и восприятие позитивных его сторон российскими законодателями: "Процесс адаптации не должен быть односторонним. Нужно идти вперед. Необходимо сохранить существующие в Крыму льготы и высокие стипендии студентам. Более того, в связи с отсутствием в Крыму системы самоуправления, ее нужно построить и сделать так, чтобы она была реальной, а не такой как в Москве или Санкт-Петербурге, где самоуправление представляет собой в определенной степени суррогат".
Что касается долгосрочной стратегии развития Крыма, то здесь Сергей Миронов отметил ряд мер, к реализации которых российское руководство уже приступило: "Мы предложили организовать СЭЗ и в настоящее время это частично реализуется".
Однако, главной проблемой в долгосрочном периоде лидер "Справедливой России" называет переход Крыма из разряда дотационных в донорский регион: "Необходимо уйти от представления о Крыме как о дотационном субъекте. У полуострова огромный потенциал, который мы и должны развивать", заявил политик.
При этом разработку стратегии реформирования и развития Крыма, С. Миронов связывает с осознанием необходимости разработки единой стратегии развития России, которой, к сожалению, пока нет. В этой связи присоединение Крыма и его интеграция в Российскую Федерацию должны послужить толчком к выработке оптимального плана развития российского государства.
Другие участники круглого стола, среди которых были и приглашенные из Крыма чиновники и общественные деятели, концентрировались на более практических вопросах. В частности, обсуждались проблемы местного самоуправления, необходимость административной реформы, как всего полуострова, так и города Севастополь, переход на бухгалтерский учет и аудит по российской системе, повышение уровня заработной платы жителям республики.
Особое внимание участники круглого стола обратили на транспортную проблему.
На полуострове существует огромный недостаток техники и общественного транспорта, достаточно проблемно добраться из одной части полуострова в другую.
К сожалению, не была до конца решена и проблема дешевых авиабилетов в Крым. Заседатели отметили, что при росте авиабилетов эконом-класса, цены на билеты бизнес-класса в Крым на майские праздники выросли в разы. Таким образом, произошло "переложение" расходов в связи со снижением стоимости эконом-класса на государство - ведь пользуются услугами бизнес-класса в основном государственные служащие.
Другим важным вопросом развития Крыма является восстановление его промышленной базы, созданной в годы Советского союза и практически полностью разрушенной и запущенной за последние 20 лет. По словам представителя Крыма, Чмезова Владимира Ильича, на территории полуострова существует огромное число промышленных предприятий, которые при их эффективном восстановлении, могут принести существенный доход в государственную казну.
Таким образом, представители Крыма отметили, что в существующих условиях связывать будущее Крыма исключительно с туризмом и сельским хозяйством, неприемлемо.
Вместе с тем, необходимость развития туристической сферы на полуострове на сегодняшний день очевидна - до вхождения полуострова в состав России, туризм составлял только 6% доходов региона.
Отмечены были также проблемы экологии, сохранении природных заказников и заповедников Крыма.
Участники круглого стола отметили, что все трудности, возникающие в Крыму в настоящее время, временны, и наша общая задача преодолеть их в самые короткие сроки.