Депутаты предлагают ввести прогрессивную шкалу налогообложения до 50% от получаемого дохода. Впрочем, инициатива парламентариев вряд ли встретит поддержку со стороны правительства. Введение прогрессивной шкалы налогообложения едва ли увеличит налоговые поступления, но может подтолкнуть бизнес к "смене гражданства", считают эксперты.
"Справедливая Россия" вносит на рассмотрение Госдумы законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения, сообщили "Газете.Ru" в аппарате думской фракции.
Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физлиц (НДФЛ) в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующая ставка НДФЛ в 13% сохраняется только для дохода до 2 млн руб. в месяц, или 24 млн руб. в год.
С дохода, превышающего 24 млн руб., предлагается взимать налог в 25%. В отношении доходов от 100 млн до 200 млн руб. предлагается ввести ставку в 35%, от 200 млн руб. — 50%.
Такие же ставки предлагается применять в отношении доходов физлиц от долевого участия в деятельности акционерных обществ.
Авторы законопроекта указывают, что прогрессивная шкала имеет не только фискальное предназначение, связанное со сбором налогов, но и стимулирующее. Сейчас крупным бизнесменам создаются все условия по выводу заработанных их компаниями средств в категорию личных доходов. После уплаты незначительных налогов эти средства становятся легальными, их можно выводить за рубеж для покупки недвижимости, яхт, предметов роскоши. А предложенная шкала будет стимулировать направление прибыли не на личное обогащение, а на развитие предприятий.
Ставки могут меняться в любую сторону, пояснил "Газете.Ru" один из авторов законопроекта Олег Нилов. "Ставку можно отрегулировать, не в ней дело. Важен принцип: сверхбогатые, а часто это работники государственных корпораций, не должны иметь гигантский разрыв с доходами пенсионеров и рядовых граждан", — говорит Нилов.
Законопроект коснется "абсолютного меньшинства" граждан, таковых менее 1%, но их доходы составляют порядка 20–30% всех доходов физических лиц в России, подсчитал Нилов.
По данным управления налоговой службы по Москве, годовой доход свыше 24 млн руб. задекларировали 2,8 тыс. человек (данные за 2013 год). Сумма их доходов превысила 484 млрд руб. Доходы от 24 млн до 100 млн руб. получили 2,1 тыс. человек, от 100 млн до 200 млн руб. — 347 человек, свыше 200 млн руб. — 320 человек. При этом, по данным ФНС, поступления от НДФЛ в региональные бюджеты в 2010 году составили 1789,6 млрд руб., в 2011-м — 1994,8 млрд руб., в 2012-м — 2260,3 млрд руб., в 2013 году — 2497,8 млрд руб. Объем поступлений НДФЛ в общей сумме поступивших платежей составил в 2010 году 39,8%, в 2011-м — 38%, в 2012-м — 39%, в 2013-м — 41,9%.
Поправки предлагается внести в главу 23 части второй Налогового кодекса. Авторы поправок — группа депутатов-эсэров во главе с лидером партии Сергеем Мироновым. Аналогичные законопроекты ранее вносили и фракции ЛДПР, и коммунисты. Доход до 50 тыс. руб. в месяц коммунисты предлагали вообще не облагать налогом. До 100 тыс. руб. — ставка устанавливается на уровне 15% и так далее. Максимальная ставка — 50%.
Эсэры впервые предложили прогрессивную шкалу еще в 2006 году и неоднократно меняли ставки. В прошлом году они предлагали уплачивать повышенный НДФЛ с доходов, превышающих доход президента и премьер-министра. Если гражданин зарабатывал в год 5 млн руб. (более 400 тыс. руб. в месяц) — подоходный налог предлагалось поднять до 18%. При зарплате выше 50 млн — 23%. Для зарабатывающих более 500 млн — 28%.
В России прогрессивная шкала НДФЛ действовала с 1992 по 2000 год. Она пересматривалась 9 раз и варьировалась в диапазоне от 12 до 60%.
Впрочем, инициатива справедливороссов вряд ли получит поддержку. Правительство традиционно дает отрицательные заключения на депутатские инициативы о введении прогрессивной шкалы налогообложения. В прошлогоднем заключении на подобную инициативу эсэров правительство сослалось на то, что "в настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц", и на этом основании законопроект не поддержало.
В правовом управлении президента также не поддерживают прогрессивную шкалу, ссылаясь на послание президента Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года: социальную справедливость обеспечивает именно применение единой налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц. "Установление прогрессивной налоговой ставки приведет к недополучению доходов в бюджет", — говорится в заключении на предыдущий законопроект эсэров, поступивший из правового управления 3 июля 2014 года.
В Счетной палате считают, что единая ставка в 13% является к тому же "фактором инвестиционной привлекательности РФ" и "значительно упрощает администрирование налога".
Эсэры тем не менее уверены, что у законопроекта есть шанс быть принятым именно сейчас, когда Кремль и правительство готовят изменения в налоговое законодательство и проводят кампанию по суверенизации элит — выводу капиталов из офшоров, возвращению их в Россию и проведению амнистии капиталов.
Время для подобных законодательных инициатив выбрано не самое удачное, возражает Сергей Варламов, партнер компании "Деловой фарватер", член экспертного совета комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. "Правительство ищет способы стимулировать бизнес, а депутатская инициатива этому никак не способствует".
Введение прогрессивной шкалы налогообложения вряд ли увеличит налоговые поступления, но может подтолкнуть бизнес к "смене гражданства", отмечают эксперты.
«Если будет введена прогрессивная шкала, то получится как в истории с популярным артистом Депардье. Франция вытолкнула его фактически, и он подался в Россию», — согласна Наталья Акиндинова, директор Центра развития НИУ ВШЭ.
Кроме того, эксперт считает, что с точки зрения пополняемости бюджета эффективнее повысить на 1% НДФЛ не для олигархов, а для всех граждан. "Повышение НДФЛ с 13 до 14% даст прибавку в 217 млрд руб.", — говорит Акиндинова. Второй ресурс — вывод из тени индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Их доля в экономике не опускается ниже 25%, и соответственно, эти люди вообще не платят никаких налогов, ни по плоской шкале, ни по прогрессивной.