- Сергей Михайлович, вы взяли такой темп поездок по регионам, какой трудно выдержать даже легким на подъем журналистам. Достаточно вспомнить ваш беспрецедентный летний тур по десяти субъектам Сибири и Дальнего Востока.
- А как я могу руководить палатой регионов, не зная, чем они живут? Я уже неоднократно говорил, что намерен посетить все 89 субъектов Российской Федерации. Кстати, если все будет нормально, я планирую один месяц будущего лета провести в поездках по 11 регионам Севера России и Сибири. Начну с Карелии и Мурманской области, а завершу поездку в Туве и Хакасии.
- Любите вы северные регионы. Обычно летом люди рвутся на юг.
- Наверное, во мне говорит мое геологическое прошлое. Как лето, так меня тянет в тайгу.
- Уж коль вы вспомнили геологию... На прошедших Днях Совета Федерации в Якутии, здесь, на Байкальском экономическом форуме, много говорили о плачевной ситуации в области геологоразведки. Не болит душа за родное дело?
- Еще как болит. Считаю, что настало время принимать по этому вопросу государственное решение. Геологией, впрочем, так же, как и лесным хозяйством, нужно заниматься предметно, а не в рамках только одного министерства. Я имею в виду Министерство природных ресурсов.
Вы посмотрите, что творится. Резко сокращается геологоразведка. За последние несколько лет у нас не открыто ни одного нового месторождения. На государственном уровне свертываются полевые работы. Мы должны низко поклониться таким компаниям, как, например, "АЛ РОСА", которые за свой счет ведут разведку новых месторождений. Так же обстоят дела и в "Карякгеологии", которая, на мой взгляд, сегодня обладает одной из сильнейших геологических служб в отрасли, потому что там думают о будущем.
- Сергей Михайлович, давайте из вашего прошлого вернемся в настоящее. Начинается новая сессия Совета Федерации. Мы знаем, что практически все сенаторы получили "домашнее задание" на летние парламентские каникулы, продолжали работу многие комитеты и комиссии. С каким багажом верхняя палата подходит к очередному законотворческому сезону? И что вы лично ожидаете от сессии?
- Естественно, что в центре внимания осенней сессии будет бюджет 2003 года. Как вы знаете, летом с участием нашего профильного комитета он фактически прошел "нулевое чтение", поэтому есть надежда, что главный финансовый документ страны будет принят до нового года. Ожидается очень непростое рассмотрение пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики. На мой взгляд, он требует очень внимательного и взвешенного решения.
По итогам моей поездки по регионам Дальнего Востока я пришел к выводу, что необходимо вернуться к законопроекту о рыболовстве. Либо заняться той редакцией, на которую было наложено "вето", либо переписать его в рамках трехсторонней рабочей группы. Кроме этого, требуются изменения в Закон РФ "О недрах"...
А вообще-то вы правильно заметили, во время парламентских каникул многие комитеты и комиссии проводили выездные заседания. Сейчас мы соберем все наработки. Посмотрим, что включить из них в план деятельности Совета Федерации. Я уверен, что многие их законодательные инициативы будут рассмотрены уже в эту сессию.
- Безусловно, главным законом осени будет закон о бюджете на 2003 год. Можно с уверенностью сказать, не менее бурные баталии ожидаются и вокруг так называемого "энергетического пакета". Как, на ваш взгляд, преобразования в электроэнергетике отразятся на жизни простого человека?
- Вы знаете, я, пожалуй, не ошибусь, если скажу: мы должны сделать все для того, чтобы россияне не почувствовали последствий принятия этих законов на себе, возможного повышения энерготарифов. Если этого добьемся, то значит, мы грамотно прошли между Сциллой и Харибдой.
Что касается отключения электроэнергии на том же Дальнем Востоке, то здесь я должен сказать совершенно однозначно: это результат конкретной деятельности человека на своем месте. В конце концов кризисная ситуация там сложилась во многом из-за субъективных факторов - управленческих решений, хозяйствования на своей территории, а отнюдь не из-за того, что работают или не работают те или иные законы. Ведь условия примерно одни и те же везде, а рвется там, где тонко.
- Готовятся реформы не только в электроэнергетике, но и в других естественных монополиях. Государственная Дума уже рассмотрела в первом чтении пакет законопроектов по реформированию МПС, на очереди - связь и газовая отрасль. Не слишком ли торопятся законодатели?
- Надо прежде всего смотреть, какую цель мы преследуем, затевая реформы в той или иной отрасли. Если самоцелью являются лишь обязательное акционирование и уход любой ценой государства из естественных монополий, то я думаю, что мы не получим ожидаемых результатов. Если же отрасль реформируется для того, чтобы она при определенном участии государства работала еще более эффективно, на благо россиян, то это нормальный процесс. У нас, кстати, есть неплохой пример преобразований в угольной промышленности, конкретно в Кузбассе. Вы помните, середина 90-х годов прошла под стук шахтерских касок у Горбатого моста в Москве. Сегодня стука не слышно, потому что пошло дело, уголь востребован. А ведь нас убеждали, что уголь изжил себя и все наши ТЭЦ надо переводить на газ как экологически чистое топливо. При этом, правда, не говорили, что почему-то даже самые богатые страны, имеющие немалые запасы газа, не могут позволить себе полностью перейти на него. Не говоря уже о том, что существуют технологии, позволяющие использовать угольное топливо с наименьшими потерями для окружающей среды.
В этой связи, я думаю, Совет Федерации мог бы взять на себя работу по подготовке законопроекта о топливном балансе страны. Тем самым мы подтолкнем развитие в том числе и горнодобывающей промышленности.
- Говоря о ключевых законопроектах осенней сессии, вы не упомянули новую редакцию закона о местном самоуправлении, подготовленного комиссией Дмитрия Козака по разграничению полномочий. Как обещали ее разработчики, в конце сентября она должна быть внесена на рассмотрение в Государственную Думу. Каковы, на ваш взгляд, перспективы принятия этого документа?
- На последнем заседании президиума Совета законодателей, в центре внимания которого как раз и были преобразования в системе местного самоуправления, я попросил Дмитрия Козака представить новую редакцию закона. Он попросил отложить этот вопрос, так как у него у самого на руках был уже четвертый его вариант, над которым идет работа. Как он заметил, сейчас критикуют то, что мы сами считаем необходимым менять. Так что, на мой взгляд, пока рано обсуждать этот документ. Но то, что наш комитет по местному самоуправлению примет самое активное участие в подготовке закона, в этом я уверен. Точно так же, как я уверен в том, что опыт выездных заседаний комитетов и комиссий, проведения Дней Совета Федерации в регионах, Санкт-Петербургского и Байкальского экономических форумов поможет нам при рассмотрении этого важного законопроекта не сделать ошибок. Я убежден, что и законодатели в своей работе должны придерживаться правила врачей - "не навреди".
- Застарелой проблемой является низкая результативность законодательных инициатив регионов. Практически все они не находят поддержки в Государственной Думе. Если это стало системой, значит, надо что-то менять?
- Необходимо помогать нашим коллегам из регионов создавать грамотные, юридически безукоризненные законодательные инициативы. Помогая регионам, мы будем обобщать их законодательные инициативы по узловым проблемам для возможного представления их в Государственную Думу от имени Совета Федерации. Тем самым мы создаем цепочку: регионы - Совет законодателей - Совет Федерации - Государственная Дума.
- Насколько вы удовлетворены уровнем взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой, Президентом и правительством России?
- С Президентом у нас, слава богу, всегда были хорошие взаимоотношения. Напомню, что он неоднократно присутствовал на заседаниях в Совете Федерации, регулярно встречался с Советом палаты. Так что нам грех жаловаться на невнимание со стороны главы государства. Что касается Госдумы и правительства, то по сравнению с тем, как строились наши взаимоотношения, скажем, девять месяцев назад и сейчас, это в буквальном смысле слова день и ночь. Сегодня с Государственной Думой налажено конструктивное сотрудничество, сегодня мы в реальном режиме времени знаем, что у кого делается. Мой первый заместитель Валерий Горегляд еженедельно участвует в заседаниях Совета Думы, а Любовь Слиска - в заседаниях нашего Совета палаты. Кроме того, уже на предварительной стадии рассмотрения того или иного законопроекта наши профильные комитеты и комиссии посылают в Госдуму свои заключения. Главное же - есть понимание, что мы две равноправные палаты Федерального Собрания со своими задачами и функциями. По Конституции мы дополняем друг друга, и нам нечего делить. Я уже говорил, мы как два крыла державного орла, которые позволяют ему парить на должной высоте.
Точно так же и с правительством. Было время, когда мы приглашали членов кабинета на заседания комитетов и комиссий, они частенько не баловали нас своим присутствием. Но сейчас приходят и вице-премьеры, и первые лица министерств и ведомств.
При этом, особо хочу отметить, они сами дают высокую оценку такому сотрудничеству, говоря, что у нас работают профессионалы, с которыми они общаются на одном языке. В качестве последнего примера можно привести совместное "нулевое чтение" бюджета будущего года. Конечно, если я скажу, что нас все удовлетворяет, то это не так. Но тенденция, динамика позволяют надеяться, что с каждым месяцем Совет Федерации будет прибавлять, в том числе и во взаимодействии с правительством и Госдумой.
- Сергей Михайлович, как же в этой связи расценивать высказывания, в том числе и из уст определенных политиков, что Совет Федерации не нужен?
- Давайте посмотрим на мировую практику. Есть много примеров, когда государства даже без федеративного устройства идут по пути создания второй палаты. Только за последние тридцать лет количество стран, имеющих двухпалатный парламент, увеличилось почти на два десятка.
Я уже приводил известные слова Жоржа Клемансо, что "сенат - это время для размышления". Госдума работает в режиме оперативного законотворчества, когда порой передохнуть от поступающих законопроектов некогда. Совет Федерации же имеет возможность спокойно, взвешенно подойти к рассмотрению каждого законопроекта.
Возвращаясь же к федеративному устройству России, давайте зададимся вопросом: где будут представлены интересы регионов, если упразднить Совет Федерации? В Государственной Думе? Но там скорее представлена политическая составляющая страны. Там идут борьба партий, столкновения политических позиций. Поэтому, повторюсь, опыт парламентов мира показывает, что вторая палата, которая имеет право "вето", - нужна. А уж для России с ее федеративным устройством просто обязательна. Поэтому все разговоры о ненужности Совета Федерации - это не что иное, как политическая трескотня или абсолютное незнание вопроса.
Правда, я считаю, что в будущем верхняя палата должна формироваться на выборной основе. У членов Совета Федерации должен быть мандат от народа, а не от главы региона или Законодательного собрания. Вот тогда роль верхней палаты станет еще более значимой.
- Допустим, что члены Совета Федерации будут избираться. В таком случае возникает вопрос: а каким образом?
- Это можно сделать, не изменяя Конституцию. Например, кандидат в руководители региона идет на выборы в связке со своим кандидатом на пост члена Совета Федерации. Таким образом, избиратели автоматически голосуют и за того, и за другого. В этом случае последний будет, как говорится, его человеком, но губернатор уже не сможет без объяснения причин отозвать его из Совета Федерации, что мы, к сожалению, сегодня нередко наблюдаем. Больше вам скажу, мы уже думаем над возможными вариантами поправок к закону о порядке формирования верхней палаты.
- Раз мы затронули порядок формирования законодательных органов власти, хотелось бы услышать ваше мнение по поводу нового избирательного законодательства. В частности, многие считают, что, обязывая избирать половину депутатов в местные законодательные собрания по партийным спискам, власть, сама того не желая, создает поле для политической борьбы на уровне регионов. Если сегодня в большинстве законодательных органов власти на местах нет политических фракций и депутатских групп, то теперь они обязательно появятся.
- Проблема действительно есть. Ведь не случайно Совет Федерации настоял на вступлении в силу этого закона только через год. Конечно, можно было бы сказать традиционную фразу: поживем - увидим. Но все-таки хотелось бы сначала предвидеть, а потом уже пожить в новых реалиях. Для меня, например, очевидно, что некоторые политические силы, которые в настоящее время во многих законодательных органах власти регионов не имеют реального веса, при новом избирательном законодательстве могут получить значительное количество голосов. Нет никакой тайны, что речь прежде всего идет о КПРФ, которая достаточно успешно выступает на выборах. К этому надо быть готовым.
С другой стороны, новый закон подтолкнет все партии, громко заявляющие о себе в Москве, реально работать в регионах. Они будут создавать свои отделения, выращивать в них своих лидеров и местных активистов, а главное, будут заниматься проблемами региона, потому что иначе им на выборах удачи не видать. Кстати, за этот год в более чем половине субъектов Федерации пройдут выборы. Таким образом, реально закон начнет там действовать года через четыре, когда наступит следующий цикл выборов. А к тому времени, я надеюсь, вырастут и окрепнут и другие партии.
- И в заключение нашей беседы позвольте задать вам блиц-вопросы, как говорится, на личную тему. Все геологи, если верить песне, романтики. Работа в Совете Федерации не сделала вас прагматиком?
- Романтизм - это свойство души, а последняя, как известно, не меняется.
- Питерцы с трудом меняют свой город на другой. Как вы себя чувствуете в Москве?
- А я жил и живу в Петербурге. В Москве я работаю.
- Как вы любите отдыхать?
- Активно. Например, как этим летом.
- Ваш любимый крепкий напиток?
- Водка "Синопская" Питерская.
- Чего нельзя простить другу?
- Предательство.
- Что вас может разозлить?
- Активная глупость.
Александр ШАРОВ, Александр ВИТКОВСКИЙ
СЕРГЕЙ МИРОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬ В ОТВЕТЕ ЗА САМОЧУВСТВИЕ НАРОДА. // "Парламентская газета" (Москва).- 25.09.2002.- №181.- c.1, 2