***
- Сергей Михайлович, Россия вступила в 2003 год. Какие задачи ставит перед собой Совет Федерации?
- Наступивший год - особый в жизни нашей страны. Это год выборов депутатов Государственной Думы и год, предшествующий президентским выборам. Замечу, что законодательная база для выборов создана, в том числе и при непосредственном участии Совета Федерации. И мы готовы к тому, что на верхнюю палату ляжет дополнительная нагрузка.
2003-й должен стать годом укрепления неразрывной связи двух братских народов, двух государств - Российской Федерации и Белоруссии. В этом году реально выйти на согласованный текст конституционного акта и тем самым окончательно определиться с форматом будущего союзного государства.
Как и в прошлом, в этом году мы запланировали проведение значительного количества необходимых и полезных мероприятий - парламентских слушаний, заседаний "круглых столов", конференций, в том числе седьмого Петербургского экономического форума. Совет Федерации примет также активное участие и в подготовке празднования 300-летия северной столицы.
Если говорить о планах законотворческой деятельности, они очевидны - пойдут законы о местном самоуправлении, об основах государственной власти, в" субъектах РФ будет дан старт административной реформе. Мы ожидаем новый пакет законов по судебной реформе. Впереди также преобразования естественных монополий. Что касается наших внутренних планов, то мы рассчитываем повысить эффективность работы Совета законодателей.
- Какое место в поле вашего внимания занимают вопросы обороны и национальной безопасности государства?
- Основное. По Конституции именно на Совет Федерации возложено решение вопросов войны и мира. Мы занимаемся и совершенствованием законодательной базы в сфере обеспечения национальной безопасности.
Трагические события октября 2002 года в Москве наглядно продемонстрировали, что органы государственной власти России не намерены поддаваться на угрозы со стороны террористов и способны проявить твердость, решительность и профессионализм. В то же время отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о необходимости активизации усилий в выработке мер противодействия терроризму и иным формам экстремистской деятельности.
Правовую базу безопасности обеспечивает немалое количество федеральных законов. Среди них - "О безопасности", "Об обороне", "О Государственной границе", "О военном положении", "О борьбе с терроризмом" и ряд других. Еще больше за последнее десятилетие издано указов президента. О подзаконных актах по данным вопросам я уже не говорю - они исчисляются сотнями.
Безусловно, в основном правовая база для обеспечения безопасности у нас создана. Однако отдельные положения законов и подзаконных актов страдают противоречивостью и излишней декларативностью. Об этом говорилось и на парламентских слушаниях, которые были проведены профильными комитетами Совета Федерации и Государственной Думы осенью прошлого года.
Октябрьские события 2002 года выдвинули на первый план необходимость адекватного, полноценного, крупномасштабного законодательного обеспечения национальной безопасности нашей страны.
- Понятия "оборона" и "национальная безопасность" всегда соседствуют. И если по первому все ясно, то второе до сих пор вызывает споры. Что же такое национальная безопасность государства?
- Это и экономическая, и информационная, и продовольственная, и демографическая, и экологическая безопасность, а не только территориальная целостность страны. Нельзя говорить о формировании национальной безопасности и в то же время не иметь законов по противодействию коррупции, по борьбе с организованной преступностью, с незаконным оборотом наркотиков. Речь идет и о принятии системообразующего закона, не связанного исключительно с военной безопасностью. В прошлом году была создана специальная рабочая группа Совета Федерации. И в этом году мы продолжаем начатое - разработку закона "О национальной безопасности".
- Сергей Михайлович, насколько тесно вам приходится в своей работе взаимодействовать с Министерством обороны?
- Взаимодействие, сотрудничество действительно очень тесные. Замечу, что в нашем Комитете по обороне и безопасности работают люди с солидной военной биографией. Председатель комитета Виктор Алексеевич Озеров, его первый заместитель Валерий Леонидович Манилов хорошо знают проблемы армии изнутри, часто бывают в войсках. Члены комитета за минувший год побывали практически во всех регионах, где несут службу наши миротворцы...
Кроме того, у меня прямая связь с министром обороны Сергеем Борисовичем Ивановым. Мы часто разговариваем, обсуждаем - по телефону и при встречах - проблемы оборонного ведомства и способы их решения. Отмечу, что с военными работать легко. Это люди высокопорядочные, преданные России, настоящие патриоты.
- Военные - едва ли не самые законопослушные граждане страны. Вместе с тем законов, которые регламентировали бы жизнь не только их, но и всей военной организации государства, тоже не хватает. Как парламент страны намерен ликвидировать этот пробел? Какие, на ваш взгляд, законы из "военного пакета" нуждаются в скорейшем принятии?
- В своем Послании Президент России определил одним из приоритетов продолжение военной реформы и переход к профессиональной армии при сокращении срока службы. Эту работу предложено проводить поэтапно - с учетом финансовых возможностей страны и интересов национальной безопасности государства. "Военный пакет" нормативных правовых актов, предназначенных для решения этих задач, регулируется Перечнем первоочередных мер по правовому обеспечению реализации государственной политики
Российской Федерации в области военного строительства. Данным документом предусмотрены подготовка и принятие в период до 2005 года около 60 наиболее важных правовых актов. Среди них: 15 конституционных и федеральных законов, 18 указов и распоряжений Президента Российской Федерации, 8 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, 15 программ и планов и др.
К настоящему времени в соответствии с принятой стратегией правового обеспечения военного реформирования принят ряд важнейших нормативных правовых актов, в числе которых Федеральные конституционные законы "О военном положении" и "О чрезвычайном положении", Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", 4 указа Президента Российской Федерации, Государственная программа вооружения на 2001-2005 гг. и ряд других.
Что в перспективе? Особое внимание следует уделить "модернизации" имеющихся законодательных актов. Прежде всего остро нуждается в совершенствовании Закон "Об обороне". В нем прежде всего следовало бы уточнить управляющие и координирующие функции различных организационных структур в оперативном управлении Вооруженными Силами. С учетом проведения антитеррористических операций требуется внести изменения и в Закон "О чрезвычайном положении".
По поступающим предложениям из Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности назрела объективная потребность в разработке закона "О Вооруженных Силах", в котором должна ясно определиться единая структура военной организации Российской Федерации, ее функции. В законе должны быть разработаны принципы строительства воинских формирований, предназначенных для решения антитеррористических задач.
Кроме того, признано необходимым подготовить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с реформой системы комплектования военной организации". Предполагается, что он будет рассмотрен в пакете с концепцией Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту".
- Сергей Михайлович, как вы относитесь к переходу армии на комплектование на профессиональной основе?
- Лично я считаю, что контрактная служба необходима. Думаю, что нам нужно иметь части, укомплектованные на профессиональной основе, но и отказываться от всеобщей воинской повинности рано. Более того, я считаю обязательным, чтобы молодые люди служили в армии, при этом в особых случаях можно ограничиться шестимесячным пребыванием в учебной части.
Мой личный армейский опыт - служба в ВДВ - показал, что за шесть месяцев из меня сделали отличника боевой и политической подготовки, сержанта, который потом полтора года учил других солдат. Но все должны пройти, что называется, "курс молодого бойца", стать военными специалистами, для того чтобы в случае необходимости все мужское население страны, все молодые люди могли с оружием в руках грамотно защищать свою Родину. Если же мы полностью перейдем на контрактную основу, то у нас этого мобилизационного ресурса уже не будет. Моя твердая позиция: молодые люди должны служить, а вот насчет сроков нам всем еще предстоит подумать...
Хотел бы сказать еще вот о чем. Мы очень часто сегодня вспоминаем о патриотизме. Так вот, он нигде не воспитывается так, как в рядах нашей Российской армии. Нигде! Когда человек с оружием в руках принимает присягу (я сам проходил через это), происходит внутреннее осознание того, что ты присягаешь Родине, ты защитник страны. Это остается навсегда.
- Вы, бывший десантник, вспоминаете о своих армейских годах?
- Бывших десантников не бывает. Я служил в 37-м полку ВДВ в Кировабаде в начале семидесятых. Теперь Кировабад называется Гянджа, и вместо ВДВ там стоят войска азербайджанской армии. Но в прошлом году мне удалось побывать в этом городе, вспомнить годы своей службы...
До сих пор помню всех своих командиров. Кстати, у меня 25 прыжков с парашютом. И прыгать мне очень нравилось. Незадолго до "дембеля" готовился совершить 26-й, уже садился в самолет, когда офицер меня вернул. Мол, ты куда, назад. Потом я уже понял почему. За каждый прыжок полагалось небольшое вознаграждение. За первые десять - что-то около 3 рублей, за следующие пятнадцать - чуть побольше. А с 26-го начинали доплачивать сумасшедшую по тем временам для солдата сумму - чуть ли не 25 рублей. Фонд вознаграждения, видимо, в полку был ограничен. И, похоже, на гвардии старшем сержанте Миронове решили сэкономить.
- Пригодилась ли десантная закалка?
- Несомненно. И психологическая, и физическая. Я, кстати, в ВДВ прошел хорошую подготовку по боевому самбо, по огневой подготовке. Уже будучи геологом, приходилось много ходить. Пройдешь свой маршрут, а вечером, когда коллеги "без рук, без ног" лежат, еще кросс бежишь. Мне все нагрузок не хватало... Армия учит собранности, целеустремленности, умению держать удар.
Вам первому скажу: когда меня избрали председателем Совета Федерации, глава государства, зная о моем десантном прошлом, полушутя напутствовал: "Служи по Уставу - завоюешь честь и славу". Так и работаю...
- Многие из тех, кто носит сегодня погоны, тоже служат не за страх, а за совесть. Вот только оценивается ратный труд не всегда адекватно.
Жизнь показала, что принятие Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" материальное благосостояние военных не улучшило. Денежное довольствие увеличили, но на фоне растущих тарифов на коммунальные услуги, электроэнергию, пользование телефоном все повышения "теряются". Да и намеченная на октябрь нынешнего года индексация вряд ли покроет уровень инфляции. Знают ли об этом парламентарии? Что они намереваются предпринять?
- Безусловно, наиболее острая проблема для военнослужащих - обеспечение их денежным довольствием. Вспомним, что вплоть до начала 90-х годов прошлого века денежное довольствие военнослужащих было выше заработной платы работников народного хозяйства и государственных чиновников. И оно существенно превышало величину прожиточного минимума.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" с 1 июля 2002 года реальную прибавку к своему заработку получили младшие офицеры, заметно увеличились выплаты военным пенсионерам. Тем не менее увеличение абсолютных цифр денежного довольствия военнослужащих не покрывает инфляционных издержек и отмены ряда ранее существовавших льгот. Здесь необходим другой порядок цифр. В этом направлении нам предстоит работать.
И, естественно, этот вопрос тесно связан со льготами. Можно убрать все льготы, но каждый должен получать соответственно труду, в том числе и ратному. Если бы у нас офицеры получали больше в разы, то ни у кого из них не возникло бы вопроса о привилегиях.
Льготы дают хоть какую-то компенсацию, хотя я принципиально считаю, что государственной политикой должна быть не система льгот, а достойное денежное содержание офицеров Российской армии. Мы гордимся нашими военными и армией гордимся, но пусть и офицеры чувствуют, что Родина ими не только гордится, но и по заслугам воздает...
Государственная политика в сфере военного строительства должна заключаться в том, чтобы обеспечить армию нормальным финансированием, современной техникой и чтобы офицеры, которые несут службу в рядах армии и флота, получали достойную зарплату. Более того, необходимо добиться, чтобы служба в армии была престижной. В обществе, не будем скрывать и не будем этого забывать, престиж измеряется в том числе и в денежном эквиваленте. Это совершенно очевидные вещи, и не надо этого стесняться. При этом всегда останется, как я уже говорил, основная составляющая - патриотическое служение Родине, но давайте не забывать о том, что в нормальном понимании престиж - это соответствующие социальный статус и материальное положение. Вывод: офицеры должны получать столько, чтобы они, неся службу, не думали о бытовых проблемах.
Но все сразу сделать не получается. Страна выздоравливает после продолжительной "болезни", и нужно, чтобы она набралась сил. Но пока надо напитаться силами, ресурсами, чтобы решать проблемы не только армии, но и другие вопросы: и науку надо не забыть, и учителей, и медицину... Ветеранов нельзя забывать, пенсионеров, о детском питании в школах помнить... Это я к тому, что когда начинают делить пресловутый бюджетный пирог, конечно, хочется, чтоб всем сестрам досталось по серьгам. Но пока еще у нас нет возможности сделать так, чтобы всем и на все хватило.
Однако приоритеты у государства должны вырабатываться. Думаю, вы согласитесь, что сейчас эти приоритеты, во многом с подачи президента, четко формируются. И армия здесь, прямо скажем, не на последнем месте, если не на первом...
- Состояние обороноспособности непосредственно зависит от положения дел в экономике. Не надо ли предпринять усилия по ускорению экономического развития, более решительно модернизировать страну?
- Лимит революций Россия исчерпала, новых потрясений нам не нужно, требуется упорная кропотливая работа. Нельзя судить о финансово-экономической ситуации только по сегодняшним телевизионным новостям: "взорвалось", "замерзли", "не выплатили". Проблем много, но жизнь в регионах налаживается.
Был я недавно в Удмуртии. Завод "Ижмаш" - предприятие, которое в прошлые годы, следует признать, не стояло в ряду производителей продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Сейчас - совсем другое дело: новейшие технологии, импортное оборудование, сварочный конвейер, огромные роботы, как в фантастических фильмах. Сейчас там начат выпуск "Оды" - нашей замечательной малолитражки. Великолепный дизайн, прекрасные технические характеристики (притом что комплектующие отечественные), цена вполне приемлемая - около 90 тысяч рублей. Это тоже реальность наших дней.
Таких примеров по России множество. Не могу не вспомнить одно частное рыбоперерабатывающее предприятие на Сахалине: чистота в цехах идеальная, оборудование - чуть ли не лучшее в мире, отходов производства никаких. Наиболее популярная продукция - баночки с красной икрой почти в полном объеме поставляются в США.
Огромные корпуса, современнейшие морозильные камеры...
- Бизнесмены и товаропроизводители, говоря о перспективах экономического развития страны, чаще всего сетуют на несовершенство нашего законодательства...
- Пробелов в этой сфере много. Беда российского законодательства состоит в том, что путь к эффективному безопасному рынку пока еще не определен. Экономическая теория, основанная на постулате минимального вмешательства государства в дела рынка, привела к огромному количеству административных барьеров. В результате мы наблюдаем политическую критику экономического законодательства как "справа" - за административный произвол, так и "слева" - за недостаточный контроль над рынком...
В экономической сфере можно условно выделить пять групп законов, по которым в ближайшее время предстоит серьезная работа. Первая группа относится к отношениям собственности. В ней необходимо отразить экономическую роль государства и все разнообразие предпринимательских инициатив, установить более четкие правовые рамки возникновения и деятельности финансово-промышленных групп, защитить представителей среднего и малого бизнеса, права всех акционеров, все виды интеллектуальной собственности, инвестиций и т.д.
Вторая группа законов должна поставить точку в распределении предметов ведения федерального центра и субъектов Федерации. Отношения регионов и центра необходимо строить не на правовых схемах перераспределения финансовых средств, а на предоставлении экономической основы функционирования. Вместе с тем законодательство, исходя из общего конституционного положения о равенстве субъектов Федерации, должно учитывать региональные особенности: территориальное положение, сферы экономической деятельности, исторические устои. Мировой опыт и на Западе, и на Востоке показывает необходимость "разной" политики по отношению к разным регионам.
Третья группа должна установить порядок выработки соглашений между работодателями и профсоюзами в области заработной платы и условий труда.
Четвертая - определить правовые рамки деятельности естественных монополий в сетевых отраслях промышленности, в частности в энергетике, на транспорте, в сфере телекоммуникаций, и определить порядок природопользования в промышленных и сельскохозяйственных целях.
И наконец, пятая группа законов должна способствовать интегрированию России в систему международного разделения труда. Без этих законов вхождение России во Всемирную торговую организацию будет сопряжено со значительными потерями.
- Сергей Михайлович, вы имели отношение к созданию Партии жизни...
- Вы знаете, что сейчас я симпатизирую этой партии, и этого не скрываю. Но я не являюсь ее членом. Пока.
Я уже говорил, что это партия нового типа. Я предлагаю повнимательнее понаблюдать за ее развитием, за тем, что будет происходить с ней, потому что это действительно организация, которая, по сути, интегрирует наше общество. То, что делает Партия жизни, это попытка объединить всю нацию по самому главному вопросу - вопросу выживаемости самой нации... У нее очень здравые общечеловеческие идеи. Это и увеличение продолжительности жизни, и улучшение ее качества, и наполнение ее смыслом. А дальше уже - как средство - правовое государство, рыночная экономика с государственным регулированием, демократическое общество и так далее. У Партии жизни главная цель - жизнь человека, то есть самое замечательное, что только может быть. У нее очень большое будущее. Мой прогноз - аналогичные партии начнут возникать и в других странах мира.
Думаю, что успех ее как раз заключается в том, что она пойдет на выборы либо самостоятельно, либо будет блокироваться с другими дружественными общественными движениями и партиями, но пойдет все-таки отдельной колонной, безусловно, ориентируясь на президента.
- Мы встречаемся с вами накануне 23 февраля. Что бы вы хотели пожелать читателям "Красной звезды", военнослужащим?
- 23 февраля - это настоящий мужской праздник. И, конечно, я хочу обратиться ко всему мужскому населению страны со словами пожеланий добра, счастья, здоровья. Пусть в нашей России будет много счастливых дней и не будет печальных. Пускай у всех все получается, а задуманное свершается... И всем я хочу пожелать веры в страну, в себя, и, конечно, удачи.
Особо хочу поздравить профессиональных военных. Сегодня ваша любовь к Отечеству является основой величия России. С праздником вас, защитники Отечества!
Любовь к отечеству - залог нашего величия.// "Красная звезда" (Москва).- 22.02.2003.- №034.- c.1-2