МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Интервью журналу "Огонек" 29 мая 2003 года

09 июня 2003

- Сергей Михайлович, предыдущее послание президента России к законодателям позволило критикам заявить, что Путин за три года своей работы ничего не сделал. Но ведь Путин - это глава исполнительной власти, а законодатели ведь вы. Следовательно, эта критика обращена к вам.

- Сегодня президент как раз фактически подвел итоги своего трехлетия, и я должен сказать, что эти итоги вполне впечатляющи. Судите сами: проведена судебная реформа, принят Закон о земле, приняты Таможенный кодекс, Трудовой кодекс, целая серия процессуальных кодексов. Более того, мы уже находимся на пути принятия законов, полностью меняющих систему местного самоуправления. Все региональное законодательство приведено соответственно к федеральному, четко распределены полномочия центра и регионов. Так что нам есть чем ответить на такую критику. Ну а если мы вспомним, что наконец-то впервые за последние годы с Россией стали считаться на международной арене, а мы, россияне, впервые за последние годы стали уверенно себя чувствовать и гордиться достижениями своей страны на самых разных участках, то становится понятным, что сделано весьма и весьма много. Чувства гордости, патриотизма, изначально свойственные россиянам, но долгое время находившиеся в самом настоящем загоне, наконец-то снова просыпаются. Сейчас ощущение причастности к великой России, великой нашей Родине, вновь появилось.

В нынешнем послании были поставлены новые задачи, были подведены итоги, и я не думаю, что критика правомерна, когда говорит, что ничего не сделано. Но если уж критиковать, то нельзя так разделять, говоря, что виновата та или иная ветвь власти. Власти разделены по Конституции, но работают в единой связке. Следовательно, об успехах или неуспехах можно говорить только применительно к власти в целом.

И отдельная ремарка: все-таки президент у нас это не исполнительная власть. Исполнительная власть - это правительство, Совет Федерации и Дума - это законодательная власть, а президент вне структуры трех ветвей власти - судебной, исполнительной и законодательной. Он высшее должностное лицо государства, он президент.

- А сколько у нас рождается законов вроде бы и хороших, и нужных, и полезных, но неработающих. Вот в прошлом году был принят закон о дебюрократизации экономической системы, который, по утверждению того же правительства, не работает. И подобным примерам несть числа.

- У нас масса принятых законов не обеспечена финансово. Президент назвал следующие цифры: все социальные обязательства государства укладываются в сумму шесть с половиной триллионов рублей. А реальный годовой бюджет России три триллиона рублей. «Где деньги, Зин?» Денег нет. А поэтому не надо обманывать людей, не надо принимать документы, финансово не обеспеченные.

Точно так же не надо принимать законы, которые будут мертворожденными. Для того чтобы этого не было, сейчас Совет Федерации, который наконец-то стал работать на профессиональной основе, занимается изучением правоприменительной практики. Мы отслеживаем, работает ли закон или нет. Если не работает, то разбираемся, почему не работает. Более того, даже если закон работает, то надо еще узнать, а везде ли он работает одинаково. У нас есть и такой, географический аспект. И если мы видим необходимость тех или иных изменений, мы, владея правом законодательной инициативы, готовим такие изменения.

- А бывали ли примеры реанимации старых законов? Реально ли что-то «мертвое» вновь оживить и заставить работать?

- Конечно, были. Процесс доработки законов идет постоянно. Вот сегодня президент опять затронул проблему Закона о гражданстве. Я недавно ездил в среднеазиатские республики, был на Украине. Вообще это чисто наша проблема. Был срок - семь лет давалось людям на то, чтобы разобраться с этим вопросом. И всем казалось, что они это сделать еще успеют. А семь лет пролетели незаметно, и вот теперь этим людям нужно по новому порядку пять лет ждать российского гражданства. А желание быть гражданином России у многих наших, которые оказались за границей, есть, и таких людей миллионы. И в этой связи необходимо, конечно, закон откорректировать так, чтобы нашим людям было максимально удобно и комфортно, без особых проблем, получить российское гражданство, если у них есть на это основания. Нужно упрощать процедуру.

- В связи с Законом о гражданстве. Чем законодателям так не нравится двойное гражданство? Ведь в мире это вполне в порядке вещей.

- Логика здесь следующая. По нашей Конституции, хотя бы даже по избирательному праву, у нас есть некоторые вещи, которые могут быть реализованы только гражданами России, и это очевидно. Думаю, что когда-нибудь, когда мы будем жить уже в другом мире, когда пойдут интеграционные процессы, тогда, возможно, этот аспект будет постепенно ослабевать. Но это будет еще в очень далеком будущем. Потому что национальные интересы, защита национальных интересов в том числе, защита граждан своей страны требуют четкого определения, кто является гражданином России, а кто гражданином другого, пусть даже и дружественного государства. Для того чтобы защищать граждан своей страны, надо очень четко представлять себе, сколько их и кто они. Поэтому этот аспект будет еще очень долго присутствовать, и здесь нужно внимательно смотреть, как работает закон, не мешает ли он нормальному, удобному получению гражданства, но в то же время определенные барьеры перед теми людьми, которых мы не хотели бы видеть в числе граждан нашей страны, ставить все-таки надо.

- Но Россия, по-вашему, к светлому будущему таки потихонечку идет?

- А Россия обречена на светлое будущее. Для меня это очевидно.

- Прямо уж так и обречена?

- Ну, может, это несколько не то слово... Россия была, есть и будет великой державой, и вся ее судьба в наших руках. Россия - это мы, россияне. Все мы или подавляющее большинство из нас работаем на благо России. Старшее поколение особенно для нее много сделало, и за это им отдельное спасибо, но и мы все тоже полны и сил, и надежд, и желания работать. И пресловутую сказку сделать былью мы готовы.

- Вот уже совсем скоро в Питере откроется детище Совета Федерации - «русский Давос», Петербургский экономический форум. Насколько я понял из названия, он с этого года приобретает статус международного?

- Мы специально акцентировали в названии этот момент. На самом деле международная составляющая у форума была сильной всегда. Но на этот раз действительно представительство зарубежных стран на форуме будет на порядок больше. Дело в том, что мы начали работать над программой приглашения участников уже начиная с июля прошлого года. Вот только завершился шестой форум, мы тут же начали готовить новые предложения и приглашения. И, кстати, поступили абсолютно правильно, потому что многие уважаемые политики, бизнесмены, представители различных влиятельных организаций спланировали свой год с учетом нашего форума.

Мне думается, что на нынешнем форуме будет очень интересно. Уже идут подтверждения от весьма значительных людей. Я не могу пока перечислять от кого, лучше дождемся начала, но уже с уверенностью можно сказать, что просто в разы больше будет различных представительных зарубежных делегаций.

- А не будет ли новый форум уж слишком международным? Я вообще слежу за историей форума и вижу интересную вещь: вот уже на протяжении трех лет количество зарубежных представителей все увеличивается, а вот наши бизнесмены как-то не особо на него едут.

- Позвольте с вами не согласиться. Петербургский форум, петербургская площадка, она ведь интересна чем? Это прекрасная возможность: а) для того чтобы показать товар лицом зарубежному инвестору и б) для того чтобы зарубежный инвестор смог посмотреть, а во что реально здесь можно вкладывать деньги. Более того, несмотря на то, что у нас довольно хорошо налажены межрегиональные связи, очень часто именно на форуме, и такие прецеденты уже были, два региона или две компании узнают, что они идут параллельными курсами и у них есть взаимные интересы, связанные, например, с поставкой того или иного товара. А поэтому как только увеличивается приток зарубежных делегаций, сиречь потенциальных инвесторов, моментально увеличивается приток наших фирм, представительств регионов и так далее, в этих инвесторах заинтересованных.

Кроме прочего, в рамках форума пройдут презентации Казахстана и Дальневосточного федерального округа. Это тоже очень интересно, мы каждый год представляем одну из стран СНГ и один из федеральных округов. Поэтому эта международность не только не мешает, а помогает нормальному проведению мероприятия.

- В этом году девиз форума очень социальный: «Эффективная экономика - достойная жизнь». Это вы специально?

- Да. Для нас совершенно очевидно, что без социальной направленности трудно будет что-нибудь реальное сделать. У нас в Конституции написано, что мы социальное государство, поэтому вполне оправданно смотреть на то, что делается в нашей стране, через призму социальных вопросов. Когда мы говорим о любых макроэкономических показателях, говорим об успехах или неуспехах в экономике, в политике, для чего мы все это говорим? Вернее, для кого? Для человека.

Правительство перешло сейчас к среднесрочным программам, и опять мы там видим только такие показатели, как инфляция, ВВП, рост экономики, рост промышленности, и так далее, и так далее. Это хорошие индикативные показатели. Но ведь можно сделать и по-другому. Взять и поставить во главу угла социальный индикативный показатель. И по нему посмотреть, вот через три года, сколько будет минимальная заработная плата. Сколько будут получать врачи и учителя? Как будут жить пенсионеры? Как изменится рождаемость? И так далее. И как только мы все это посчитаем, то сразу окажется, что для того чтобы, скажем, достигнуть увеличения средней продолжительности жизни на полгода, необходимо поднять здравоохранение, социальное обеспечение, необходимо хорошее образование. А это все деньги. А деньги откуда взять? А деньги - это экономика, это налоги, а значит, нужна промышленность. А какая промышленность даст больше всего денег? Наукоемкая. Значит, пошла вот эта сфера, пошла наука, все заработало. Все цепляет друг дружку, все становится с головы на ноги.

- Какие-то специальные «круглые столы» социальной направленности на форуме будут?

- Не просто будут, эта тема будет подниматься на очень многих «круглых столах». Допустим, вот будет «круглый стол», посвященный проблеме минерально-сырьевого комплекса. Казалось бы, какая тут связь с социальной сферой? А прямая. Потому что развитие этой сферы повлечет за собой увеличение тех же рентных платежей, увеличение тех же налогов, которые пойдут в бюджет и возвратятся в социальную сферу.

- Сейчас в странах Восточной Европы полным ходом идут референдумы по вопросу вступления в ЕС. Может, и нам туда махнуть? Вступит ли Россия когда-нибудь в это сообщество?

- А ЕС стремится к тому, чтобы слиться с Россией?

- Да вроде не очень...

- Я опять вернусь к посланию президента. Он сказал: «Главная задача - на международной арене защищать интересы России. С опорой на международное право». Конец цитаты. Все предельно четко, ясно и абсолютно прагматично. Выгодно России вступать в ЕС - пойдем, им выгодно - подождем. Или договоримся так, чтобы стало выгодно и нам. Вот и все.

Валерий ЧУМАКОВ.

"Светлое будущее отдельно взятой страны".

// "Огонек" (Москва).- 29.05.2003.- №20 (4799)

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International