МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Статус: достояние республики

31 марта 2004

Инновационные технологии сегодня - это перспектива развития страны. Какова на Ваш взгляд роль высокотехнологичного и наукоемкого сектора в построении новой экономики?

- Говоря о богатстве нашей страны, обычно имеют в виду гигантские запасы природных ресурсов. Я геолог (по первой профессии) и прекрасно знаю, что это значит для России. Но знаю также и то, что не может огромное государство в современном мире строить свое благополучие только на одной сырьевой опоре. С легкой руки классика всем известно, что «в России есть две беды». Но при этом не следует забывать, что и огромных богатств, на которых основана мощь державы, у нас тоже два. Это - природа и наука. И если первое досталось нам по праву рождения на своей земле, то второе создано трудами и гением наших предков и современников. Это богатство должно постоянно приумножаться чтобы не обесцениться.

В современном мире до 90 процентов экономического роста приходится на долю факторов, связанных с научно-техническим прогрессом. Достойное развитие государства возможно лишь на основе передовых технологий, которые конкурентоспособны на мировом рынке. Когда мы говорим о высоких технологиях и российской науке, мы совершенно четко подразумеваем, что речь идет не просто об отвлеченных знаниях, а о реальном богатстве страны.

Наша страна обладает уникальным научно-технологическим потенциалом. Несмотря на длительный кризис финансирования науки, Россия по международной классификации и сегодня продолжает относиться к числу стран с высоким уровнем научного развития.

Ученые из отделения экономики РАН подсчитали, что все мировое производство сегодня базируется на 50 крупных технологических комплексах, макротехнологиях. США лидируют примерно по 20-22 позициям, Германия по 8-10, Япония по 7-8. Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии освоили Всего по 1-2 макротехнологии, и уже это позволило им совершить рывок в развитии экономики.

В нашей стране вполне реально создание уже к 2010 году конкурентоспособного производства, использующего 6-7 макротехнологий. Развитие по такому сценарию радикально изменит не только место России на мировом рынке, но и всю ситуацию в народном хозяйстве.

- Сергей Михайлович, насколько в настоящее время Россия готова к тому, чтобы за счет своих научных разработок начать завоевание мирового рынка высокотехнологичной продукции?

- Общий объем экспорта наукоемкой продукции в мире сегодня составляет около полутора триллионов долларов в год. Доля России здесь составляет менее одного процента. Если будет налажено конкурентоспособное производство в тех сферах, где у нас имеются прочные научные позиции, то к 2010 году эта доля может возрасти в 10-12 раз, или до 140-180 миллиардов долларов в год. Этот прирост по объему значительно больше, чем весь нынешний экспорт России, включая нефть, газ и металлы. Только инновационный путь способен открыть перспективу развития для современной экономики, где будут созданы высокооплачиваемые рабочие места, а молодежь на практике убедится в ценности собственных знаний и квалификации.

Однако этот путь требует решения триединой задачи: обеспечения необходимого уровня финансирования науки, эффективной организации научной отрасли как единого комплекса, охватывающего этапы от фундаментальных исследований до конструкторских разработок, и создания механизма внедрения передовых технологий в производство.

- В каком конкретном научно-технологическом направлении мы опережаем развитые страны, а в каком наоборот - отстаем? И если есть отставание, то каким образом его можно ликвидировать?

- Есть целый ряд направлений, где мы либо занимаем лидирующие позиции, либо не уступаем по научно-технологическому уровню самым передовым государствам мира. Можно назвать, например, такие сферы, как авиация, космос, ядерная энергетика, спецметаллургия. По некоторым оценкам Россия располагает примерно тремя тысячами уникальных современных технологий. То есть, в плане научных, технологических результатов и достижений никакого отставания нет, и наша страна входит в число мировых лидеров.

Проблемы возникают с коммерческим использованием этого огромного потенциала и освоением производства конкурентоспособной продукции на базе передовых российских технологий, что остается слабым местом нашего хозяйственного механизма. Это во-первых. И во-вторых, с дальнейшим развитием научного комплекса. Чтобы Россия и через 15-20 лет сохраняла свои позиции в мире, нужно сегодня вести исследования по перспективным направлениям, укреплять и развивать научные школы, получать новые результаты в области фундаментальной науки и воплощать их в прикладные разработки. А на это сегодня элементарно не хватает денег.

Кстати, обе вышеперечисленные проблемы тесно связаны. Потому что лишь тогда финансирование науки будет надежно обеспечено, когда результаты научных исследований пойдут в российский бизнес, будут приносить реальные доходы и обретут практическую ценность в глазах промышленников.

Советский Союз по показателям научных расходов соответствовал уровню развитых стран. Это позволило создать мощный научно-технологический комплекс, который не утратил своего значения по сей день. Однако с 1991 года началось резкое сокращение финансирования науки, и только спустя почти 10 лет ситуация начала медленно выправляться.

Сегодня показатель финансирования науки составляет около 1,5 процентов ВВП. Это двукратное отставание от развитых стран. А если учесть наш более низкий уровень ВВП, то научные расходы на душу населения в России в среднем в 7-10 раз меньше. Правда, и себестоимость исследований у нас значительно ниже, но это тоже создает свои проблемы, в частности - низкие доходы ученых.

В последние годы государство выделяет больше средств на развитие науки. На нынешний год запланированные расходы по этой статье составляют 46,2 миллиарда рублей, что по сравнению с уровнем 2003 года выше почти на 15 процентов. Но совершенно очевидно, что увеличить государственные расходы на науку в 10 раз невозможно. Бюджетное финансирование науки не может решить всех ее проблем.

Однако, и в этом нет ничего страшного, если мы сумеем использовать другие экономические механизмы. Во всем мире практика финансирования научных исследований такова, что основная часть средств поступает не из государственного бюджета, а из внешних источников, преимущественно коммерческих. Если у государства нет денег для полного финансирования науки, то оно должно создать режим максимального благоприятствования для самостоятельного привлечения средств самими научными учреждениями. И для этого сегодня есть вполне реальные резервы.

Принятый в 1996 году закон "О некоммерческих организациях" ввел понятие "автономные некоммерческие организации", создаваемые для предоставления услуг в области науки и образования. Убежден, что сегодня следует деятельности и принять специальный закон "Об автономных некоммерческих организациях науки и образования".

При этом научные организации должны быть освобождены от налогов на получаемые доходы и на имущество, если они используются на развитие науки и подготовку научных кадров. Следует освободить от налогов денежные взносы, дары и иное имущество, передаваемое научным организациям для осуществления ими профильной деятельности. Эти меры не только значительно улучшат материальное положение этих учреждений, но и позволят более успешно сотрудничать с коммерческими организациями, которые непосредственно заинтересованы в научных исследованиях или в подготовке кадров.

В зарубежной практике широко применяется получение дополнительных доходов на науку от операций с активами, что называется "эндоумент". Фактически это стало одной из основных форм финансирования науки. На конкретном примере это выглядит следующим образом. При университете или исследовательском центре существует финансовый фонд, который инвестирует свои средства в ценные бумаги, а на доходы от этого проводит исследования.

В нашей стране сегодня близким аналогом могут стать операции научных организаций с недвижимостью. Для многих из них материальным результатом прошлых вложений государства в науку стало обладание землей и зданиями, которые имеют достаточно высокую рыночную стоимость. Нужно просто придать цивилизованные формы использованию этого капитала для финансирования новыхисследований; разумеется, под контролем налоговых органов.

- Каким образом на ваш взгляд можно повысить результативность научно-технологических разработок в целях более успешного их продвижения в производство?

- Очень важную роль в повышении результативности науки для развития российской экономики и соответственно движения высокотехнологичной продукции за рубеж может сыграть эффективная организация научной сферы. С 1990 года количество организаций, выполняющих научно-исследовательские работы, несколько возросло. В то же время число конструкторских и проектных организаций сократилось почти втрое. Такой индикатор может быть не очень точен, но, тем не менее, наглядно демонстрирует тенденцию к уменьшению роли прикладных раз­работок. Это противоречит логике развития науки как движущей силы экономики и опыту передовых в на­учно-техническом отношении госу­дарств. Поэтому данную систему нужно изменить, но ни в коем случае не за счет ограничения развития фундаментальной науки. Это вполне решаемо путем восстановления и опережающего развития сферы прикладных исследований и НИОКР. А также — благодаря большей ори­ентации науки на практические це­ли, связанные с экономическим рос­том.

Эту задачу можно решить приня­тием законодательных норм, опре­деляющих условия и порядок полу­чения предприятиями и научными организациями государственной поддержки в различных формах. Например - через налоговый ре­жим, государственные кредиты и за­казы, субсидии и инвестиции. Глав­ное, чтобы условием такой поддерж­ки был реально достигнутый резуль­тат, а не благие намерения. Если ру­ководитель предприятия будет знать, что получит четко определен­ный объем государственной подде­ржки при условии вложений в техно­логическое развитие, это принципи­ально изменит ситуацию с финанси­рованием науки и с внедрением ре­зультатов исследований.

— Мы много говорим о техно­логических процессах, о произво­дстве, но очень мало о людях. О тех специалистах, которые стоят у истоков научных изысканий, реа­лизуют их на практике, но чей со­циальный статус сегодня, мягко говоря, организаций сократилось почти втрое. Ни для кого не секрет, что их труд, востребован­ность создаваемой ими интеллек­туальной собственности совер­шенно не соответствуют уровню заработной платы и условиям работы. Они элементарно не уве­рены в завтрашнем дне, когда могут запросто остаться без ра­боты. Как реально вам видится решение данной проблемы?

— Не хотелось бы произно­сить банальных фраз, но ученые и инженерно-технический корпус — это залог будущего нашей страны. Несмотря на кризисные явления в экономике, на разоча­рования последнего десятилетия, научная и инженерная мысль в России не угасла. Однако в целом по стране произошло резкое су­жение сферы прикладного интел­лектуального труда, вызванное значительным сокращением про­изводства и сырьевой ориента­ции экономики. Многие инженеры были вынуждены заняться дру­гим делом.

Престиж профессий научного работника, инженера заметно снизился и причины тому извест­ны. Каждый год при рассмотрении бюджета планируется увеличение расходов по разделам "Финанси­рование высшего образования", "Финансирование фундаменталь­ных исследований", "Наука", "Надбавки за учёные степени" и так далее. И, тем не менее эти бюджетные статьи остаются ми­зерными. По разным оценкам 71 процент ученых России относит сегодня себя к мало обеспечен­ным, а 56 — не видят никаких перспектив в плане повышения уровня доходов в ближайшие го­ды. По различным данным за пос­ледние десять лет страну покину­ли от 200 до 300 тысяч ученых; преимущественно молодых. Се­годня средний возраст научного сотрудника РАН —49 лет, канди­дата наук — 53 года, доктора на­ук — 61 год.

Один из путей решения этой проблемы — кроме собственно повышения заработной платы — признание прав создателей ин­теллектуальной собственности на результаты их труда. Такие нормы действуют во многих развитых странах, например, в США. И у нас разрабатываются подобные проекты.

Вопросы защиты интеллекту­альной собственности должны быть тщательно прописаны в за­конах. Нужно четко определить обязанности государства по обес­печению поддержки отечествен­ных разработчиков и производи­телей современной техники и тех­нологий, а также задачи государ­ства по борьбе с пиратством в об­ласти авторских и патентных прав. Цель - сделать учёных собственниками научно-техни­ческой сфере. Тем самым будет обеспечена не только социальная справедливость, но и заинтересо­ванность в коммерциализации результатов исследований, актив­ное их продвижение в производ­ство самими разработчиками. Это — десятки, сотни миллиардов долларов, которые сегодня прос­то пропадают для нашей эконо­мики. С изменением отношений собственности они превратятся в доходы ученых, инженеров, рабо­чих, занятых в высокотехнологич­ных проектах и станут весомым вкладом в рост экономики Рос­сии.

Создать условия для возрож­дения российской науки, помочь наладить ее прочную и взаимовы­годную связь с производством — одна из важнейших задач для го­сударства. Решать ее нужно в тесном взаимодействии с много­миллионным коллективом рос­сийских ученых и инженеров. Я не сомневаюсь, что огромное бо­гатство России, заключенное в ее науке и технологиях, станет проч­ной основой здорового развития экономики и всего нашего обще­ства в XXI веке.

Беседовал Виктор Сирык

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International