Российское общество все больше волнует вопрос: с чем молодое поколение придет в политику, где станет решать свои политические задачи? Улица или парламент, культ политических технологий или последовательная политическая работа - выбор, от которого будет многое зависеть в судьбе страны. В Москве прошла третья сессия Молодежной парламентской ассамблеи России. Ее участники представляли 52 региона страны. Активную помощь и поддержку в ее проведении оказывал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
- Сергей Михайлович, с некоторого времени различные политические силы проявляют повышенный интерес к тому, что происходит в молодежной среде, и прежде всего к ее социально активным представителям. Чем это объясняется? Можно ли говорить о новой тенденции вовлечения молодежи в большую политику?
- На мой взгляд, этот интерес вызван прежде всего той ролью, которую сыграла молодежь в политических баталиях на территории некоторых стран СНГ. Но я бы не стал заинтересованность политиков в молодежи называть тенденцией. Тенденции как раз нет. Скорее есть более или менее удачные попытки встроить молодежь в чей-то политический сценарий.
Это происходит на фоне общей активизации молодежных движений. Все сколько-нибудь значимые партии создают собственные молодежные группы. Возникают и самостоятельные молодежные организации. Это совершенно нормальный процесс. Единственное, чего нельзя допустить, чтобы молодежь стала марионеткой в руках дельцов от политики, - нельзя, чтобы ее вербовали для исполнения чьих-то корыстных планов.
Я думаю, необходимо правильно расставить приоритеты: нам нужны не искусственные политические сценарии, а последовательная молодежная политика. Можно уже сегодня задействовать общественный потенциал нового поколения, но главное - мы должны готовить молодежь к серьезному участию в государственной жизни. Молодых несложно "завести", спровоцировать на радикальные действия, гораздо труднее вовлечь их в государственное строительство, привить ответственную гражданскую позицию.
- Какие инструменты подготовки нового поколения политиков вы считаете наиболее целесообразными? Какую роль сыграют в этом российские молодежные парламенты?
- Создание молодежных парламентов - это часть государственной молодежной политики. Я и мои коллеги по мере сил способствуем развитию этого института. Молодые парламентарии получают реальный опыт взаимодействия с различными органами власти, с общественными организациями, опыт продвижения законодательных инициатив. Именно там молодые люди получают своего рода прививку против радикализма, учатся уважать политических оппонентов.
В июне я встречался с членами президиума Молодежной парламентской ассамблеи России. Мы обсуждали законодательные инициативы юных парламентариев, вопросы координации Молодежного парламента с Советом Федерации и Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. Некоторые предложения мне очень понравились.
На мой взгляд, это реальная школа парламентаризма. В ней готовят не тех, кто в очередной раз готов все разрушать "до основанья...". Молодые люди, прошедшие через нее, осознают груз ответственности, лежащий на плечах законодателя. Надеюсь, что именно они будут востребованы российским обществом.
- У вас уникальный опыт парламентской работы, что для вас лично стало "школой парламентаризма"?
- Когда я вступал в политическую жизнь, а это было в начале 90-х годов, у меня не было соответствующего образования и большого политического опыта. Мое поколение политиков начинало практически с нуля, имея за плечами только значительный жизненный опыт. Политические знания приобретались буквально на ходу. Мы учились парламентаризму вместе со страной и народом.
Уже в зрелом возрасте я получил высшее экономическое образование, а став парламентарием, пополнил его еще юридическим и философским. Невежество никогда никого не красило, а уж в XXI веке тем более.
Нынешним начинающим политикам в какой-то мере проще. Теперь есть возможность приобретать необходимые знания комплексно и таким образом избежать многих ошибок.
- По вашему впечатлению от встречи с молодежью, что будущие лидеры готовы взять из арсенала новейшей истории? Хотят ли они развивать базовые ценности демократического общества?
- За десять лет наша страна прошла политический путь, который в других государствах занял столетия. К сожалению, не все последствия этого своеобразного "политического эксперимента" были положительны. В глазах многих рядовых граждан демократия стала ассоциироваться с вседозволенностью и беспорядком. Люди ждали ответственных решений, а получали спектакль на "ярмарке политического тщеславия". Тем не менее за последние годы мы научились с этим бороться.
По поводу базовых ценностей отмечу следующее. В этом году в Послании Федеральному Собранию Президент Путин ясно обозначил вектор движения страны в новый исторический период. Формальная демократия 90-х должна уступить место демократии участия, то есть реальному участию граждан в делах страны. Уверен, что данный процесс невозможно повернуть вспять. Молодые политики являются его частью, поэтому развитие демократии, совершенствование демократических институтов общества - их участь.
Совсем недавно я в качестве президента Всемирного форума "Интеллектуальная Россия" был на слете молодых ученых, где собрались более ста представителей крупнейших вузов страны. Отечественная наука переживает нелегкие времена. Больше всего волнуют научную молодежь неясность и непредсказуемость жизненных перспектив. Однако речь на слете шла не только о корпоративных интересах. Молодые ученые - это образованная, мыслящая, творческая часть общества, его интеллектуальный потенциал. Общий настрой - они хотят участвовать в проектировании будущего нашей страны, готовы вкладывать в это время, усилия, идеи.
- Если говорить о необходимости реального участия граждан в делах страны, как оно может осуществляться на практике и что для этого надо предпринимать?
- Никаких особенных рецептов, на мой взгляд, не существует. Необходимо развивать реальную многопартийность, общественные организации, местное самоуправление. В конечном счете нам предстоит в ближайшие годы выстроить многие недостающие звенья для полноценной демократической системы. Это те звенья, которые обеспечивают гражданский контроль над деятельностью власти, развивают "низовую демократию", создают условия для продуктивного диалога между различными общественными группами.
- Вы постоянно подчеркиваете первостепенную важность профессиональной подготовки в работе парламентария. Означает ли это, что мораль, нравственная позиция уходят на второй план?
- Знания - далеко не все, что необходимо законодателю. Я лично принадлежу к тем, кто твердо убежден, что современная политическая деятельность немыслима без серьезной нравственной основы. Этот тезис противоречит столь популярной сегодня идеологии успеха, причем достигаемого любыми средствами. По совести говоря, мне не нравится установка на то, что в России должны доминировать исключительно прагматичные, богатые молодые эгоисты. В эпоху перемен на поверхности общественной жизни всегда возникает много пены, но она неизбежно сходит, и силу вновь обретают незыблемые нравственные ценности.
Сегодня вопросы политической этики и культуры выходят на первый план. Не открою Америки, если скажу, что от того, какая политическая культура сформируется у молодого поколения, зависит будущее России. Мне бы хотелось, чтобы идеалы добра и справедливости, равноправия и свободы занимали в системе ценностей политика не последнее место.
- Что вы считаете особенно важным в современной политической культуре?
- В дополнение к уже названным хочу обратить внимание на три момента. Современная политическая культура - это, во-первых, осознание того, что в политике нет простых решений. Популистские лозунги могут привести людей на баррикады, но они не в состоянии обеспечить длительное и поступательное развитие государства и общества. Простые призывы "Все отнять и заново поделить", "Россия только для русских" и подобные им могут, конечно, всколыхнуть народ, особенно молодых и неопытных. Но будущего у популизма нет, он бесперспективен.
Второй момент, опыт 90-х годов отчетливо показал, что жить будет только то, что пользуется общественным доверием. Нет доверия - не помогут никакие политтехнологии.
И третье, современная политическая культура подразумевает четкое осознание границ и способов взаимодействия таких крупных субъектов, как государство, общество, бизнес. Конфликт интересов отдельных групп - естественное состояние любого общества. И лишь культура политического диалога предотвращает "войну на уничтожение", которая и представляет сегодня главную угрозу будущему России.
- Молодежь в конфликтном обществе - что, по вашему мнению, нужно усвоить молодым лидерам демократической России прежде всего?
- Наша страна неоднократно проверяла на себе модели по переустройству мира. К чему это привело, вы знаете не хуже меня. Молодое поколение политиков может придерживаться разных политических взглядов, но оно не должно отказываться от того, что с таким трудом было завоевано предыдущим и нашим поколениями и что было сделано за эти годы.
С недавнего времени в общественно-политической жизни страны возник новый мощный фактор - фактор улицы, ее консолидации для целей, которые могут быть разрушительными. Среди сторонников этого явления довольно много молодых людей, идеология которых густо замешана на корысти и неприкрытом цинизме, для которых не существует ничего святого. Многие из этой братии жаждут очередных великих потрясений.
Наша общая задача состоит в том, чтобы молодежь стала такой общественной силой, которая будет преградой на пути нравственного вырождения, экономической стагнации, коррупции и бюрократического своеволия. Активная и энергичная молодежь не может и не должна быть в стороне от государственных интересов. Россия нуждается в сильных и решительных людях!
- Каков реальный процент участия молодежи в сегодняшней законодательной и государственной жизни и ближайшие перспективы?
- К сожалению, в органах законодательной ветви власти не так много молодых депутатов, имею в виду тех, кому нет 30. Из 4 тысяч, если быть точным из 4004 человек, их всего 55. Тем не менее я не склонен драматизировать ситуацию. Молодым всегда труднее тягаться с опытными, искушенными людьми.
Кстати, там, где молодежные парламенты существуют довольно давно, есть тенденция к закреплению молодых парламентариев в структурах государственной власти. Отмечу, что в результате реформы местного самоуправления, по некоторым оценкам, нам потребуется до 140 тысяч новых управленцев. Кому как не прошедшим школу молодежных парламентов стоит взяться за эту работу!