- Сергей Михайлович! Не так давно завершил свою работу IX Петербургский международный экономический форум. Известно, что в организации и проведении этого значимого мероприятия руководство Совета Федерации и Вы лично приняли непосредственное участие. Каковы отличительные черты нынешнего форума и основные его итоги?
- IX Петербургский международный экономический форум стал самым плодотворным за всю его историю, о чем свидетельствуют уровень обсужденных проблем и состав участников. Это первый форум, в котором принял активное участие Президент Российской Федерации. В своем выступлении на пленарном заседании Владимир Путин дал емкую характеристику современного состояния экономики России, указал на негативные тенденции и высказал свое видение ускорения экономического развития Форум посетили более 3 тысяч бизнесменов, политиков, ученых из 60 стран мира, в том числе Президент Азербайджана Ильхам Алиев. С большим успехом прошли презентации Азербайджана, Венгерской Республики, Сибирского федерального округа России и Королевства Норвегия. На форуме обсуждались пути реализации главной задачи страны - обеспечения высоких темпов роста экономики через интеграцию России в мировое сообщество на выгодных для нас условиях. Состоялись «круглые столы» и конференции по темам «Модели экономического развития - патернализм или либерализм?», «Инновации: неизбежность для всех или прерогатива богатых?», «Перспективы международного сотрудничества в Арктике», а также по проблемам государственно-частного партнерства, природопользования, развития местных и региональных властей, взаимной ответственности бизнеса и государства и другим не менее актуальным вопросам.
Форум прошел по-деловому: подписан целый ряд контрактов и инвестиционных договоров. Так, на форуме Председатель Правительства Македонии Владо Бучковски подписал Меморандум об инвестиционном сотрудничестве с руководством компании «Лукойл» на сумму около 50 миллионов долларов. С участием руководства России в дни форума был заложен первый камень в строительство завода по производству автомобилей «Тойота».
- Ваше мнение о путях дальнейшего развития федеративного устройства России? Как Вы относитесь к инициативе Президента России В. Путина, высказанной на юбилейных торжествах в Калининграде, придания регионам значительно больших полномочий?
- Президент подписал соответствующий указ, и его логика абсолютно понятна. В свое время центр убедился, что лозунг середины 90-х - «Берите самостоятельности столько, сколько унесете», - привел к тому, что многие наши регионы стали похожи на какие-то удельные феодальные княжества во главе с региональными правителями. В соответствии с новым законом о порядке избрания губернаторов, они стали напрямую ответственны перед Президентом России и своим населением через коллегию выборщиков, депутатов законодательных органов власти. С учетом новых реалий стало очевидно, что прежнее разделение полномочий сегодня теряет свою идеологическую основу. Если теперь губернатор ответственен напрямую перед президентом, почему бы не доверить ему право участия в формировании региональных составляющих федеральных министерств, работающих на его территории? Шаг абсолютно правильный, логичный, ожидаемый руководителями исполнительной власти регионов. Это очень важный аспект дальнейшего развития федеративного устройства России.
- Ваше отношение к идее возвращения губернаторов в Совет Федерации - надо ли возобновлять практику работы губернаторов в Совете Федерации на постоянной основе? Не пора ли расширить участие представителей регионов в планировании федерального бюджета?
- Я категорически возражаю против идеи о назначении губернаторов сенаторами, потому что Совет Федерации - палата, работающая профессионально, постоянно, каждый день, а не эпизодически - наездами раз в месяц, как было в свое время. А вот вернуть губернаторов и руководителей региональных законодательных органов власти в бюджетный процесс, потому что это один из ключевых ежегодных законов в нашей стране, абсолютно реально, необходимо и целесообразно. Тем более что в ближайшее время мы перейдем на новый принцип планирования - своего рода финансовую трехлетку: многие параметры бюджета будут приниматься сразу на три года. Хотелось бы, чтобы руководители регионов напрямую участвовали в бюджетном процессе на площадке Совета Федерации. Это будет абсолютно правильно, потому что, в конце концов, бюджет исполняется именно в регионах и для справедливого распределения финансов учет их мнения обязателен. Совет Федерации как палата регионов будет жестко отстаивать их интересы. Надеюсь, что в конечном итоге мы найдем алгоритм, который позволит губернаторам и председателям законодательных органов власти действенно, а не просто номинально влиять на бюджетный процесс в России. Причем их участие должно начинаться еще на стадии определения общих параметров бюджета, а не когда бюджет уже сверстан и рассматривается в Государственной Думе. Руководители регионов должны четко сказать, какие основные блоки они хотят видеть в параметрах бюджета, а детали потом уже можно обсуждать и утверждать при рассмотрении бюджета Федеральным Собранием. Я думаю, что такое полномасштабное участие руководителей регионов мы увидим уже в будущем году при рассмотрении проекта бюджета 2007 года. Но не исключаю, что, может быть, уже этой осенью при рассмотрении проекта бюджета 2006 года мы тоже определим какие-то формы их участия.
- Расскажите о планах работы Совета по развитию малого предпринимательства, который Вы возглавляете. Как идет работа над концепцией нового законопроекта о государственной политике по поддержке малого предпринимательства?
- Польза от деятельности нашего Совета очевидна. Ведется работа над проектом закона о государственной политике по поддержке малого предпринимательства, создана постоянная рабочая группа. Сейчас мы анализируем опыт, который накоплен по самоуправлению предприятий, а также очень интересной форме хозяйствования - так называемым народным предприятиям. По нашему мнению, в основе взаимоотношений государства и бизнеса должны лежать два принципа - партнерство и взаимная ответственность. Для развития экономики у нас, казалось бы, есть все: сырье, квалифицированные рабочие руки, технологии и производственная база. Перестал быть дефицитом даже капитал - во всяком случае, государственный. Так чего же еще не хватает для удвоения ВВП? Мужества правительственных экономистов признать бесперспективность проводимой политики. Сейчас в нашей экономике государства одновременно и слишком много, и слишком мало. С одной стороны, государство душит бизнес налогами, бюрократизмом, волокитой. Уровень фискальной нагрузки на предприятия примерно вдвое выше, чем в США или Китае. С другой стороны, нет ни государственных инвестиций, ни государственной поддержки частного сектора в передовых, стратегически важных отраслях. То есть нет мер, которые проводятся даже в странах с самыми либеральными экономическими режимами. Наши огромные финансовые резервы работают не в России, а за рубежом.
- Ваш взгляд на проблемы и перспективы взаимодействия государства и бизнеса в вопросах социальной ответственности?
- Это крайне серьезный вопрос. Государство устами своих представителей много говорит о социальной ответственности предпринимателей. При этом речь, прежде всего, идет об уплате налогов. И многие наши бизнесмены, особенно в последнее время, действительно, проявляют такую ответственность и увеличивают налоговые платежи. Но, к сожалению, мы не наблюдаем встречного движения к ответственности со стороны государства. Скажу более: призывая бизнес к социальной ответственности, наше государство само подобной ответственности, похоже, не проявляет. Ведь что происходит: прирост налоговых поступлений на удовлетворение социальных нужд не расходуется. Этот прирост оседает в стабилизационном фонде, направляется на погашение внешнего долга. То есть, получая от бизнеса деньги в виде налогов под его социальную ответственность, государство тратит их не на социальные цели.
Настала пора государству и бизнесу проявить, наконец, взаимную ответственность, заключить социальный пакт.
Бизнес, безусловно, должен платить налоги. Но и государству следует взять на себя встречные обязательства - направлять дополнительные налоговые поступления на улучшение жизни людей. Должен быть объявлен ясный перечень государственных программ, которые реализуются на средства проявляющих социальную ответственность бизнесменов. Подобный подход может оказаться куда более эффективным, чем административное давление или запугивание.
Нужны неотложные государственные программы, направленные прежде всего на увеличение продолжительности жизни населения, улучшение ее качества и охрану окружающей среды. И нужно гласно и регулярно отчитываться в том, как они выполняются. Пока же у нас Минфин лишь регулярно рапортует о том, что он произвел очередной транш в счет погашения внешнего долга. Долги отдавать, конечно, надо. Но предметом гордости должна быть забота о жизни и здоровье своих граждан.
При этом подобный пакт необходим не только на федеральном уровне. Не менее важно, чтобы у людей на местах тоже было ясное представление о том, на что тратятся дополнительно собираемые деньги. В каждом регионе и в каждом городе есть проблемы, требующие самого неотложного решения. И власти, и бизнес должны открыто договориться о том, как их разрешить.
Мы долгое время жили в условиях государственной бедности, когда в стране существовали бюджеты жесткой экономии и «затягивания поясов». Но вот уже несколько лет ситуация меняется, и в стране становится больше средств. Но наши финансисты пытаются оставить нас в прежнем режиме жесткого самоограничения. Похоже, что часть из них просто не знает, как следует и можно работать в условиях, когда в бюджете, наконец, появились деньги. Думаю, будет уместно, следуя логике наших финансистов, наряду со стабилизационным фондом (определенная «заначка» на черный день, конечно, нужна) создать фонд социального развития. В него и станут поступать средства от дополнительно собираемых налогов. А потом с его помощью финансироваться значимые социальные проекты. Причем за их реализацией должен быть серьезный общественный контроль. Возможно, даже с участием крупнейших налогоплательщиков, чтобы они понимали, на что идут их деньги. Вместе с бюджетными расходами это составит вполне осязаемую сумму.
Социальный пакт - это механизм, который научит жить в условиях растущей экономики. Пока же многие наши экономические программы исходят из того, что кризис неминуемо разразится, то есть России, по сути, отказывают в праве на развитие.
Реализация социального пакта ведет к «очеловечиванию» государства, делает его действия понятными людям. В результате мы получим общество и экономику, базирующиеся на принципах социального гуманизма, то есть направленных на благо человека, улучшение его жизни. А это обеспечит не только прочность государства, но и политическую, и экономическую стабильность.
- На какие цели, по Вашему мнению, необходимо расходовать излишки средств стабилизационного фонда?
- Стабилизационный фонд не должен быть «священной коровой». Для обеспечения финансовой стабильности, с целью чего фонд, собственно, и создавался, достаточно 50-60 миллиардов долларов. Но сейчас средств накоплено уже в 2 раза больше. Они лежат под очень низкий процент, не сопоставимый с тем, который мы платим по взятым в свое время долгам. Это нерачительный подход. У нас есть статьи, по которым можно направить эти фактически «омертвленные» деньги. То, что Россия сейчас отдает внешние долги, абсолютно правильно. Но обратите внимание: зачастую, когда мы хотим погасить долги досрочно, их у нас не торопятся принять. Казалось бы, любой кредитор ждет не дождется, когда вернут долг. А здесь вступают в силу не столько экономические, сколько политические соображения: кому-то выгодно, чтобы Россия ходила в должниках и имелись рычаги давления на нее.
Говорят, что если мы будем средства стабилизационного фонда направлять в экономику, то подхлестнем инфляцию. Это неверно. Есть задачи затратные, в частности, создание инфраструктуры на селе - газификация, больницы, школы, дороги. Дороги для России с ее масштабами - больше, чем транспортные артерии. На эти инфраструктурные цели тратить деньги можно и нужно.
Второе разумное применение части средств стабилизационного фонда - финансирование инновационных научных разработок и инвестиции в техническое перевооружение промышленности. Это в конечном итоге принесет прибыль и вернет России статус великой экономической державы. Для этих целей создается инвестиционный фонд, который будет частично финансироваться как раз из средств стабилизационного фонда. Общий масштаб государственной инвестиционной программы на весь срок ее действия (восемь лет) может составить 200 миллиардов долларов - в среднем по 25 миллиардов в год. Это обеспечит прирост инвестиций в основные фонды российских предприятий как минимум на 30 процентов. Но деньги нельзя «распылять». Государственные инвестиции должны фокусироваться в отраслях, где Россия находится в числе лидеров и может занять большую долю мирового рынка: в аэрокосмическом комплексе, атомной промышленности, производстве современных материалов, в сфере нано-, био-, информационных технологий.
Например, для модернизации российского авиастроения требуется 35 миллиардов долларов. Эти инвестиции государство способно осуществить самостоятельно. Всего за восемь лет страна может создать пять-семь государственных концернов, сопоставимых по масштабу деятельности с Газпромом и крупнейшими нефтяными компаниями, но работающих в самых современных, передовых отраслях. Они станут источником наукоемкого экспорта, бюджетных доходов, высокооплачиваемых рабочих мест для квалифицированных специалистов.
Отметим, что наши западные партнеры выступают за либерализацию экономики, но при этом активно поддерживают стратегически важные предприятия. Например, одна лишь корпорация «Боинг» за 10 лет получила от Правительства США субсидии на сумму 23 миллиарда долларов. Такую же политику поддержки собственных производителей проводит и Евросоюз. Российские предприятия также вправе рассчитывать на помощь своего государства.
И, наконец, не грех бы создать еще и фонд социальной защиты, о котором я говорил выше, потому что многие социальные проблемы также затратны, а решать их необходимо.
Не будем забывать о происхождении средств стабилизационного фонда - излишки денег в нем образуются за счет благоприятной ценовой конъюнктуры на нефть. А кто открывал эти месторождения, разрабатывал, оборудовал? Наше старшее поколение.
- Как Вы оцениваете место сельского хозяйства в экономической стратегии России? Каковы, по Вашему мнению, возможные последствия вступления России в ВТО для нашего аграрного сектора в частности и государственной безопасности страны в целом?
- У нас, к сожалению, сложилась порочная традиция: сельское хозяйство - всегда в последнюю очередь. Почему-то принято считать эту отрасль «черной дырой» экономики - бесконечные финансовые вливания, дотации, которые непонятно, на что идут. Это в корне неверно.
Удвоение внутреннего валового продукта возможно только через внятную государственную политику в аграрном секторе. Любые усилия в этом направлении решают комплекс проблем, не говоря уже о защите нашей национальной безопасности с точки зрения продовольственной политики.
Сегодня Россия импортирует более 45 процентов продовольствия, а, по оценкам ООН, угрозой национальной безопасности считается 15-процентный порог импорта. Я уже не говорю о несопоставимости качества наших отечественных продуктов и тех пресловутых импортных, которые иногда кажутся подешевле.
Обвинения, что аграрный сектор - якобы главный источник роста инфляции в нашей стране, абсолютно беспочвенны. Виновник наших инфляционных процессов -скорее, тарифы на энергоносители. В равной степени ошибочно мнение, что якобы из-за климата сельское хозяйство у нас по определению затратное и никогда не может быть рентабельным. Примеров, опровергающих это заблуждение, множество. Я объездил 72 региона России, видел замечательные эффективные агро-хозяйства, получающие хорошие прибыли даже в зонах так называемого рискованного земледелия, в частности в Сибири, под Омском.
Государство должно, наконец, повернуться к аграрному сектору. Мы обязаны проводить внятную государственную политику и по энерготарифам, и по ликвидации диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, и по твердым ценам гарантированной закупки сельхозпродукции от населения, и по нормальному лизингу техники, потому что существующий механизм, к сожалению, слишком дорог для нашего крестьянина.
Относительно вступления в ВТО. Это, в принципе, хороший инструмент. Мы не можем в XXI веке быть абсолютно изолированными. Но задача государства в лице правительственного чиновника, который ведет переговоры о вступлении в ВТО, - отстаивать национальные интересы России и наших производителей сельхозпродукции. Переговоры по вступлению в ВТО - своего рода экзамен для нашего государства на ответственность перед своим народом, перед отечественным товаропроизводителем. Потому что пойти на поводу у наших конкурентов и заполонить российский рынок дешевыми товарами - значит на корню погубить наше сельское хозяйство.
Сейчас ведутся острые дискуссии о квотах на импорт мяса в нашу страну. В связи с этим поучителен пример Швеции: в период, когда шведские фермеры собирают урожай тепличных, подчеркиваю, тепличных помидоров и поставляют их на рынок, действует запрет на ввоз в страну помидоров. Государство думает о своем отечественном товаропроизводителе, и никто даже не задается вопросом, а нужно ли вообще выращивать в северной Швеции помидоры?
Почему же в России мы глухи к проблемам села?
Говоря о селе, не будем также забывать о традиционном национальном укладе и менталитете. До сих пор, к счастью, у нас треть населения живет на селе и работает в аграрном секторе. И, несмотря на все негативные явления, начиная от алкоголизма и кончая безработицей, в целом этот сельский образ жизни очень много дает для России, и в том числе для нашего национального самосознания.
- Сейчас много говорится о механизме государственно-частного партнерства как важнейшем инструменте привлечения инвестиций. В связи с этим считаете ли Вы необходимым принятие закона о концессиях?
- Закон о концессиях нужен. Мы об этом давно говорим, и Совет Федерации неоднократно обращался по этому поводу в Правительство и к Президенту России. При условии принятия закона о концессиях в экономику России инвесторы готовы вложить сразу 3 миллиарда долларов. Инвестиции под концессии во многих странах составляют порядка 70 миллиардов долларов. Часть этого финансового потока мы могли бы переориентировать на Россию.
- В последнее время в РФ увеличилось количество техногенных катастроф. Что делать ?
- Сегодня в России абсолютно игнорируется вопрос технического регулирования. А ведь в данной области у нас прекрасные традиции - долгие годы на государственном уровне у нас работала система ГОСТов - четких стандартов и технических правил. Многие страны нам завидовали и брали за образец для подражания.
Сейчас сплошь и рядом мы видим попытки отступления от этих научно обоснованных норм. Отсутствие четкой регламентации в данной области резко повышает риск техногенных катастроф.
Совет Федерации неоднократно поднимал этот вопрос и будет готовить серьезные предложения. Если мы не установим контроль над соблюдением единых стандартов и не обеспечим порядок в сфере технического регулирования, то риск техногенных катастроф будет постоянно расти. Совет Федерации считает, что это ключевой момент, который, может быть, кому-то кажется второстепенным, а на самом деле является важнейшим вопросом обеспечения безопасности.
- Прокомментируйте, пожалуйста, решение Министерства обороны о закрытии военных кафедр в большинстве высших учебных заведений России. Как это отразится на безопасности страны?
- Министерство обороны совершенно прагматично стремится сэкономить, потому что на содержание военных кафедр тратятся значительные средства. С другой стороны, такого количества офицеров Министерству обороны не требуется, тем более что из нескольких десятков тысяч выпускников военных кафедр реально служат в армии не более 6 тысяч.
Предлагаю Министерству образования и науки и Министерству обороны взглянуть на этот вопрос с несколько неожиданной точки зрения.
У нас острейшая нехватка педагогических кадров в общеобразовательных школах, особенно сельских, причем 99 процентов учителей - женщины. Почему бы юношам-выпускникам вузов не предоставить возможность вместо одногодичной военной службы рядовым отработать три года в любой сельской школе, которую предложит на выбор Министерство образования. По моему мнению, это был бы государственный подход.
Не уверен, что Вооруженным силам нужно такое количество дипломированных рядовых, а вот решению нашей общей проблемы дефицита педагогов мы реально поможем. Может быть, некоторые из тысяч этих молодых людей, пусть единицы, навсегда свяжут свою жизнь с нужной и благородной профессией - учить будущее России. Убежден, что в этом качестве несостоявшиеся новобранцы более эффективно послужат делу укрепления безопасности страны.
- Как идет подготовка доклада комиссии по расследованию теракта в Бес-лане? Когда доклад будет обнародован, и будет ли в нем дан ответ на самый главный вопрос: что привело к такому количеству погибших -действительно ли это выстрел танка или огнеметов со стороны федеральных сил?
- Обычно не принято разглашать содержание доклада до окончания работы комиссии. Но, чтобы не было никаких спекуляций, скажу: уже сейчас никакой тайны нет - танк действительно стрелял, но когда все уже были эвакуированы.
Работа над подготовкой текста доклада идет очень напряженная, некоторые главы и разделы уже написаны, но время от времени появляются новые публикации или так называемые «сенсации». Комиссия, на мой взгляд, действует очень правильно. В специальном приложении она решила прокомментировать все, что выплескивалось в СМИ, - слухи, гипотезы, предположения: вот это является вымыслом, а это частично подтверждается.
В задачи комиссии входит как раз установление причин - почему сам теракт произошел.
Пока я не могу назвать определенный срок публикации доклада, потому еще появляются неизвестные материалы и документы, имеющие или теоретически способные иметь отношение к бесланским событиям. Недавно, например, прошла информация, что обнаружен видеоархив Басаева. Комиссия все это изучает для того, чтобы после публикации доклада уже никогда никаких вопросов относительно данной трагедии не возникало, чтобы не было чувства, что что-то недосказано, что-то осталось за кадром. Это требует, к сожалению, дополнительного расследования и времени, но в целом сейчас идет заключительный этап подготовки доклада.
- Приближается к завершению работа весенней сессии. Что, на Ваш взгляд, отличает ее от предыдущих?
- В феврале этого года мы впервые в истории российского парламентаризма подготовили и опубликовали доклад о состоянии российского законодательства. Это один из важнейших итогов нашей весенней сессии и парламентского года в целом. Такая работа теперь будет постоянной, мы будем ежегодно издавать подобного рода доклад. И те задачи, которые мы сами перед собой поставили по итогам этого доклада, будут определять нашу законодательную работу на очень длительную перспективу вперед.
- Благодарю за содержательную беседу и желаю Вам и в Вашем лице всем членам Совета Федерации успехов.