Сегодня в нашей программе принимает участие Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации.
– Сейчас правительство обсуждает и пытается реализовать четыре национальных стратегических проекта.
– Вы очень хорошо сказали: пытается реализовать. На этом можно передачу заканчивать.
– Почему?
– Потому что пока не понятно, кто реально будет отвечать. Президент сказал правительству: подготовьте предложения с персональной ответственностью. Давайте напомним радиослушателям: четыре национальных проекта это здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье.
Жилье – это у нас министр Яковлев, сельское хозяйство – это министр Гордеев, образование – это министр Фурсенко, и здравоохранение – министр Зурабов.
Мои предложения очень просты: четыре глубокоуважаемых министра персонально отвечают за реализацию. Чтобы отвечать персонально, я бы предложил господам министрам дать право отправлять те самые деньги, которые заложены в бюджет 2006 года и расписаны по огромному количеству статей, туда, куда им кажется нужным, чтобы обеспечить реализацию абсолютно правильных и нужных, долгожданных инициатив президента.
Как председатель палаты Федерального собрания я имею право контролировать исполнительную власть, мы обязательно будем это делать, в том числе, с учетом возможности нашего инструментария – Счетной платы России. Это специальный инструмент контроля. Это мы будем делать. Чтобы мы, граждане России, абсолютно четко понимали и на далеком Сахалине, и в моем родном Петербурге, и в столице нашей родины городе Москве и почувствовали, что прошло полгода, прошел год, и почувствовали ли мы их решения. И тогда сказали: спасибо, товарищи министры, вы как политические руководители, кои сейчас и подразумеваются под министерствами, у которых, на самом деле, рычагов нет, а есть рычаги исполнительные у агентств, вы справились со своей задачей.
И президент говорит: молодцы, товарищи министры. А если нет, то мы тогда не будем искать, смотреть большими глазами на огромный сонм чиновников, тем более самого мелкого разряда, кто же виноват? Виноваты вот эти товарищи. Значит, товарищи – до свидания, на пенсию, со всеми вытекающими последствиями.
Почему я об этом говорю? Мне представляется, что вот тот самый Совет, который сейчас создал президент, и я тоже туда вхожу, так же как Борис Грызлов, председатель Государственной Думы, там, видимо, планируется какой-то штаб по реализации этих программ. А я бы в этом Совете, кстати, все вышеуказанные лица туда входят, я бы персонально назначил бы их ответственными. Помогали бы им всем миром. И Совет Федерации, и Государственная Дума готова помогать, но чтобы ответственность была персональная.
Вот тогда, может быть, я упреждаю ваш вопрос, я бы не сомневался, что дело будет сделано. Я давно знаю, что, если есть персональная ответственность, то никуда не денешься. А если она будет через Совет, через какие-то структуры, через правительство в целом, пытаться реализовать, мы можем получить как всегда.
– Когда эти четыре национальных стратегических проекта будут разложены на четырех министров, не получится ли ситуация лебедя, рака и щуки, что каждый будет говорить, что его проект приоритетный, будет тащить в свою сторону, а подпитки на другие направления не будет идти?
– Эта проблема решается, и она уже решена абсолютно просто, потому что на каждое направление выделяется определенный объем денег. И задача очень простая, чтобы этот объем денег не ушел куда-то в сторону, на какие-то второстепенные задачи. И перетаскивания друг от друга не будет по определению, я даже не буду говорить, что это разные статьи бюджета, но просто ответственность за реализацию, мне представляется, должна быть персональной.
– Тема бедности стала актуальной для нашей страны и очень позорной в 21 веке. Но бедность имеет не только ту сторону, что люди находятся на грани выживания. Согласно данным агентства «Ромир-Мониторинг», порядка 20% наших соотечественников отказывают себе даже в необходимых продуктах питания. Такое ощущение себя в обществе вызывает еще и агрессию, неприятие общественного строя и попытки защитить себя какими-то иными способами. И как раз на фоне борьбы с бедностью, вообще ощущения себя бедным человеком и попытки реализовать, здесь как раз, мне кажется, в последнее время именно разжигаются вопросы национальной розни, ощущение того, что если эта власть не дает, мы обратимся к экстремистским организация и так далее, и так далее.
На сегодняшний момент, мне кажется, в нашей стране стала очень актуальна проблема ксенофобии, порожденной невнятной миграционной политикой, в том числе и то, что происходит во Франции, мне кажется, в России покажется довольно бледным слепком.
– Я бы не упрощал ситуацию, говоря, что все проблемы экстремистских движений, течений, выступлений напрямую связаны только с бедностью. Красноречивый пример, коль скоро мы заговорили о сложных национальных отношениях: если вы обратили внимание, события 13 октября в Нальчике - молодые ребята, не из бедных семей, с образованием. У них проблема куска хлеба и той самой безработицы, которая, справедливо говоря, по отношению к Южному федеральному округу, действительно стоит, там другое. Там уже в умах, это уже идеологическая обработка и у них уже некоторые идеи.
– Они вдохновляют тех, кто недоволен.
– Но, еще раз хочу обратить ваше внимание, что если мы будем говорить, что все недовольство от бедности, это будет неправильно. Бедность – это наш позор. И это, действительно, вопросы, которые нужно решать. Безусловно, решение вопросов бедности сразу бы стабилизировало ситуацию с преступностью, со многими социальными пороками, это понятно. Говоря об очень непростом вопросе, который вы затронули, для меня совершенно очевидно, что решать демографическую проблему в нашей стране за счет привлечения иностранных рабочих рук пагубно, опасно. И самое красноречивое свидетельство тому как раз событие в пределах Парижа.
И в этой связи мы должны думать, как тем многим национальностям, и среди них первая будет русская в нашей стране, как обеспечить рождаемость здесь, у нас в России, сделать так, чтобы проблемы демографии решались естественным путем, а не путем привлечения рабочей силы. Говоря конкретно о миграции, как внутренней, так и внешней, мы очень заинтересованы в нашей стране в наших, прежде всего, соотечественниках, которые находятся сейчас за рубежом, будь то Центральная Азия, будь то станы Прибалтики, будь то какие-то другие регионы.
И создать условия не жестким законом о гражданстве, когда там намучаешься, доказывая, что я исторически, культурно родственен российской культуре и хочу быть гражданином России. Это нужно облегчить. Зачастую, там образованные люди, хорошие специалисты, которые, при определенных условиях, с большим удовольствием приехали бы и стали бы жить.
– Но нужна работа, жилье, социальная обеспеченность?
– Возвращаясь в целом, нужно решать проблемы миграции очень просто: не там, где любому человеку, приехавшему в нашу страну, где он хочет работать и зарабатывать себе на хлеб, а там, где государству нужно. И направлять вот эти миграционные потоки. Для этого придется создавать определенные условия и какие-то, может быть, даже преференции, но грамотно все это направлять и внимательно следить за вопросами расселения, компактного расселения. Это все вопросы непростые и на самотек их пускать нельзя.