МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Планирование успеха

15 октября 2005

«У России есть все материальные, финансовые и интеллектуальные предпосылки для значительного роста экономики и повышения уровня и качества жизни основной массы граждан во всех регионах. Однако, чтобы этот потенциал «пришел в движение», необходимы активные совместные и целенаправленные действия федеральных и местных властей, заинтересованность бизнеса», — считает Председатель Совета Федерации ФС РФ Сергей Михайлович Миронов, любезно согласившийся дать интервью нашему журналу.

- Каково на сегодняшний день состояние законодательства в России? Какие моменты требуют хорошей корректировки, а какими можно гордиться?

- В этом году Совет Федерации впервые в российской практике подготовил специальный доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации». В докладе на основе профессионального анализа сделаны выводы о состоянии практически всех отраслей законодательства.

Из него следует, что наиболее последовательно решались вопросы в сфере государственно-правового строительства, совершенствования институтов демократии и формирования гражданского общества, развития федеративной, муниципальной, политической и административной реформ.

В ходе весенней сессии были одобрены важные федеральные законы «Об Общественной палате Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации». Их значение не ограничивается только совершенствованием избирательной системы. Уверен, что они будут содействовать укреплению российской государственности в целом. Советом Федерации была проделана большая работа по подготовке к введению в действие с начала следующего года еще одного чрезвычайно важного закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В меньшей степени удалось решить вопросы законодательного обеспечения социально-экономической политики. Поэтому в ходе прошедшей сессии Совет Федерации уделял большое внимание именно этим вопросам.

В короткий срок были приняты нормы, направленные на либерализацию условий бизнеса, стабилизацию гражданского оборота, расширение возможностей для свободного предпринимательства. В том числе, отменен налог на наследство и дарение, упрощен механизм легализации накопленных в предыдущий период капиталов, что должно создать стимулы для дополнительного притока инвестиций в экономику.

- Период фрагментарного, несистемного законодательства себя исчерпал. Необходимо формировать качественно новую правовую систему, ориентированную на достижение целей развития страны?

- Для обеспечения комплексного и системного развития законодательства следует приступить к разработке общефедеральной государственной программы законопроектной и законотворческой деятельности. Программа должна быть сформирована на основе целей, определенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию, и отражать перспективы и планы развития всех сфер жизнедеятельности государства и общества. Это, прежде всего, переход от антикризисного управления к долгосрочной стратегии развития, повышение конкурентоспособности страны на мировой арене, достижение устойчивого экономического роста и решение на этой основе социальных проблем. Такими нам видятся перспективы.

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных законах, касающихся экономики, которые предстоит осенью рассмотреть Совету Федерации. Что предполагается для реализации Федерального закона № 131? Какие особенности готовит очередной закон о бюджете на 2006 год?

- В период осенней сессии, прежде всего, предстоит принять закон о бюджете на 2006 год. Затем, есть целый ряд законопроектов, рассмотрение которых пройдет как раз осенью. Наиболее важными я считаю: «О дорожных фондах Российской Федерации», «О Водном и Лесном кодексах Российской Федерации», «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», «О государственной политике в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации».

Говоря о реализации Федерального закона № 131, необходимо отметить, что позиция Совета Федерации состоит в том, чтобы не откладывать вступление этого закона в действие. Но при этом должен быть предусмотрен переходный период, 2—3 года, в течение которого постепенно наделять полномочиями муниципальные образования. На федеральном уровне необходимо также немало сделать для того, чтобы этот закон заработал. Следует подготовить перечень госимущества для передачи в муниципальную собственность, создать систему кадастра объектов недвижимости, земельных участков и их государственной оценки в целях налогообложения, а также решить ряд других организационно-административных вопросов.

При рассмотрении проекта бюджета на 2006 год мы исходим из того, что бюджет должен отражать стратегические общенациональные цели развития страны. Планируемые доходы должны превысить 5 трлн рублей. Это самый высокий показатель после дефолта 1998 года. Для повышения вложений капиталов в экономику впервые создается специальный инвестиционный фонд. Бюджет ориентирован на обеспечение всех социальных приоритетов Бюджетного послания Президента России на 2006 год. В нем предусмотрено закрыть все обязательства по 122-му Федеральному закону и оказать поддержку гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг. Увеличиваются расходы: на здравоохранение — на 62%, образование — на 29%, на оборонную промышленность и науку — на 130%.

Вместе с тем, значительные средства в проекте бюджета, представленном Правительством РФ, фактически остались выведенными из бюджетного процесса. Так, объем стабилизационного фонда к концу следующего года составит 2,2 трлн рублей. В результате мы получим скромные темпы роста ВВП — 5,8%, гораздо ниже уровня 2003—2004 гг. По моему убеждению, Россия нуждается в иной, более активной финансово-экономической политике. Все эти вопросы будут обсуждаться при рассмотрении бюджета в Совете Федерации осенью этого года.

- Совет по малому и среднему бизнесу уже зарекомендовал себя как позитивная площадка для выработки согласованных решений между законодателями и участниками бизнеса. Расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких достижениях Совета за последнее время, что хотелось бы особенно отметить?

- Совет существует при председателе Совета Федерации с 2002 года. Совет является на самом деле «площадкой», где проблемы и интересы малого бизнеса воплощаются в конкретные решения государственной политики. Наша общая цель — стимулирование предпринимательской деятельности граждан. Не все, конечно, идет гладко в этой области. Так, за рубежом нормой является доля малого бизнеса в ВВП на уровне 70—80%. У нас же она колеблется от 12 до 20%.

На мой взгляд, здесь необходимо решить две задачи.

Во-первых, вместо программ «поддержки» разработать программы развития малого бизнеса — и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации.

Во-вторых, разработать закон «Об ответственности за действия, препятствующие становлению и развитию малого предпринимательства», где бы были определены права предпринимателя и ответственность за их нарушение. Такие меры будут означать реализацию на деле системы свободного предпринимательства.

Самым же ярким достижением в деятельности Совета является подготовка новой редакции закона о развитии малого и среднего бизнеса. Мы уже вышли на его согласованную концепцию.

- Какие реальные шаги делаются, по Вашему мнению, для удвоения валового внутреннего продукта в регионах? Что мешает или, наоборот, помогает выполнять установку Президента?

- За последние годы мне удалось побывать в большинстве субъектов Российской Федерации. Могу лишь еще раз подтвердить, чтс во многих регионах задача удвоения ВВП, поставленная Президен том РФ, уже давно не повод для теоретических дискуссий, а основе для конкретной совместной работы влааи и бизнеса по ее реализа ции. Такое отношение вполне понятно. Ведь речь идет не проск о достижении определенного показателя. Главное, что за этим стой развитие экономики, а значит — рост благосостояния и уровня жиз ни людей, укрепление нашего государства.

Сегодня в регионах делается немало для формировани благоприятного предпринимательского климата и привлечени инвестиций, поддержки малого и среднего бизнеса. Практически в каждом регионе сегодня реализуются программь направленные на развитие социальной и производственно инфраструктуры.

В конечном итоге, рост ВВП — это интегральный показатель, который напрямую зависит от ситуации во всех субъектах Федер. ции. В целом ряде регионов показатели экономического разв1 тия заметно опережают средние по стране. Однако контраст между регионами достаточно велик и далеко не все из них имеют возможности для роста и развития. Поэтому, бесспорно, задача удвоения ВВП может быть решена только при комплексном подходе. Решающее значение имеет эффективность государственной экономической политики, учет в ней специфики, опыта и интересов регионов.

Как уже показала жизнь, тормозом экономического развития регионов часто становится недостаток полномочий у органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Как известно, сейчас по инициативе Президента РФ готовятся документы по передаче или делегированию многих полномочий с федерального на региональный уровень. Не менее важно, чтобы одновременно был передан достаточный объем финансовых источников на их исполнение.

К позитивным факторам, способным уже в ближайшее время создать дополнительный импульс экономическому росту в регионах, я бы отнес принятые недавно законы о концессионных соглашениях и об особых экономических зонах. Кроме того, при рассмотрении проекта бюджета на 2006 год предполагается усилить его инвестиционную составляющую. Это открывает новые возможности для финансирования из федерального бюджета инвестиционных проектов в регионах.

Убежден, что у России есть все материальные, финансовые и интеллектуальные предпосылки для значительного роста экономики и повышения уровня и качества жизни основной массы граждан во всех регионах. Однако, чтобы этот потенциал «пришел в движение», необходимы активные совместные и целенаправленные действия федеральных и местных властей, заинтересованность бизнеса. В этой связи вызывают недоумение продолжающиеся дискуссии экономических министерств о реальности удвоения ВВП. Думаю, сегодня, когда цели и задачи развития определены, стране как никогда нужна ясная программа действий на перспективу. На этой основе и регионам легче выстраивать собственную стратегию развития. Словом, нужны конкретные дела. Тогда есть реальный шанс, что задача удвоения ВВП будет решена.

- Возможно ли создание инвестиционного фонда на государственном уровне? Если да, то какие шаги для этого предпринимаются? Возможно ли участие в государственном проекте частных компаний?

- Такое решение уже принято Правительством РФ. В проекте бюджета на 2006 год, переданном в конце августа в Государственную думу, есть отдельная запись об образовании в составе федерального бюджета инвестиционного фонда в сумме 69,7 млрд рублей, о котором я уже упоминал. Правда, пока не определены порядок, условия и распределение ассигнований из этого фонда на реализацию инвестиционных проектов.

Создание инвестиционного фонда стало возможным благодаря тому, что изменены правила формирования стабилизационного фонда (цена отсечения увеличена с 20 до 27 долларов за баррель нефти), что позволило существенно увеличить доходы федерального бюджета и — соответственно — государственные инвестиции. Общий объем государственных расходов инвестиционного характера составит в 2006 году, с учетом инвестиционного фонда, 562,6 млрд рублей или 13,2% всех расходов федерального бюджета.

В соответствии с предусмотренными в гооб году приоритетами значительная часть средств инвестиционного фонда должна быть направлена на реализацию прорывных инновационных проектов, обеспечивающих технологическую модернизацию отраслей российской экономики.

Поскольку механизм использования инвестиционного фонда пока не определен, очень важно сейчас, чтобы Правительство сформировало четкую и прозрачную процедуру, предполагающую тщательную экспертизу и широкое обсуждение инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию из этого фонда.

Повышение эффективности использования бюджетных средств инвестиционного фонда предполагает развитие практики привлечения средств частных инвесторов. Основным инструментом соединения частных и государственных ресурсов при реализации проектов инновационного развития, объектов транспортной инфраструктуры во всем мире является институт государственно-частного партнерства. С удовлетворением могу отметить, что в конце весенней сессии законодатели приняли, наконец, закон «О концессионных соглашениях», который создает нормативную базу для эффективного партнерства частного бизнеса и государства.

 

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International