Такое мнение высказал председатель Совета Федераций России Сергей Миронов в интервью корр.ИТАР-ТАСС Наталье Симоровой в связи с предстоящей 25-26 октября в Брюсселе международной конференцией "Правовое регулирование в области борьбы с терроризмом и гармонизация национальных законодательств". Встреча проводится по инициативе СФ России и Сената Королевства Бельгии.
- Каковы основные цели проведения международной конференции? Каков состав участников форума? С какими предложениями выступит российская сторона?
- Уточню, пройдет международный коллоквиум на тему "Правовое обеспечение вопросов борьбы с терроризмом". Участниками станут представители нескольких европейских государств, окончательный список которых сейчас уточняется.
В основном будут представлены профильные комитеты по обороне и безопасности сенатов и парламентов стран Европы. Стороны обменяются информацией о состоянии национальных законодательств в сфере борьбы с терроризмом. Обсудим те предложения, которые дискутируются в международных парламентских организациях, таких как ПАСЕ, ОБСЕ, парламентской составляющей НАТО, с целью выработки единых подходов к этой важной теме. Проведение форума станет своеобразным мозговым штурмом, чтобы выйти на конкретные предложения.
Не сомневаюсь, что у участников есть, что рассказать с точки зрения национального опыта, в том числе и нашей делегации. Получив информацию, в дальнейшем будем выходить на какие-либо согласованные предложения. Что касается их реализации, то мы можем поднимать совместные вопросы на межпарламентской ассамблее СНГ, по линии ПАСЕ и других межпарламентских организаций.
Трудно сказать, что является конечной целью. Как принято в парламентской практике, мы встречаемся, чтобы сверить позиции. Часто, когда говорят о законодательстве, все начинается с определений: что такое "терроризм", "террорист". В разных законодательствах есть разные подходы к этим понятиям.
- Будет ли обсуждаться на коллоквиуме тема "двойных стандартов"?
- Мы обязательно будем об этом говорить. Мы должны говорить об этом. Начинать необходимо именно с юридически выверенных формулировок. Когда мы говорим о терроризме или террористах, должны подразумевать одно и то же вне зависимости от того, в какой стране находимся или где произошло событие.
Важно совместно выработать позиции по реальным возможностям противодействию терроризму. Это будет позитивно и с точки зрения безопасности граждан каждой страны и цивилизации в целом.
Когда убийц детей кто-то называет повстанцами, то это вызывает большие вопросы. Одно дело, когда речь идет о повстанческих движениях, когда боролись за независимость государств, другое - когда это бандиты. И, подчеркну, по-другому их называть нельзя. Терроризм не должен быть оправдан во имя чего бы то ни было, даже самых высоких идеалов: свобода страны, свобода наций. Террористические методы должны быть однозначно осуждены. Важно, чтобы не подменялись понятия, когда террористов называют по-другому, потому что, исходя из этого, уже подразумевается возможность их оправдания.
- Встреча пройдет в Брюсселе. Предусматриваются ли переговоры с представителями НАТО?
- Планируется встреча с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хоопом Схеффером. Россия активно сотрудничает с НАТО по парламентской линии. Наша делегация постоянно участвует в работе парламентской части организации. Я думаю, у нас будет, что обсудить.
- Как налажено российско-бельгийское сотрудничество парламентов?
- В Брюсселе познакомлюсь с новым председателем сената. С его предшественником Арманом де Деккером мы проводили переговоры несколько раз в год как на двусторонней основе, так и на международных встречах. Идея проведения коллоквиума появилась именно в Брюсселе. Это лишнее свидетельство того, как складывается отношения с сенатом Бельгии. Уверен, что мой официальный визит послужит укреплению парламентских отношений. Уточню, что форум пройдет во время моего официального визита в Брюссель. Возможно, во время поездки появятся новые идеи о дальнейшем взаимодействии.
- С какими странами сотрудничество в области борьбы с терроризмом на уровне парламентов развивается наиболее активно?
- Здесь уместнее всего вспомнить взаимодействие со странами СНГ. Мы, в структуре Межпарламентской ассамблеи, разработали рамочный закон о противодействии терроризму. Поэтому все без исключения страны Содружества активнейшим образом сотрудничают с нами в этом направлении.
Есть налаженные контакты с европейскими странами: с сенатом Франции, с Испанией, Италией, Германией, со странами Восточной Европы, такими как Польша, Чехия, страны Прибалтики. Не обходим тему борьбы с терроризмом и в контактах с китайскими коллегами и в целом на юго-восточном направлении. Обсуждаем данные вопросы также с коллегами из США и стран Латинской Америки.
- Как Вы оцениваете работу парламентской комиссии по расследованию событий в Беслане?
- Положительно. К сожалению, люди ждут быстрых результатов. Напомню, прошел месяц, как преступила комиссия к расследованию. Она уже получила ответы на многие вопросы, но предстоит огромный объем документов и перепроверка всех данных, которые были получены в ходе работы. В окончательном докладе, который, подчеркну, будет обязательно открытым и публичным, каждое утверждение будет документально подтверждено. Скорее всего, к докладу будут сделаны в большом объеме приложения, куда войдут документальные свидетельства выводов комиссии.
Я прошу с пониманием относиться к тому, что комиссия пока не готова завершить работу. Изначально предполагалось, что расследование продлится шесть месяцев, но хочется надеяться, что комиссия отработает быстрее. Однако торопить я бы ее не стал, потому что вопрос качества очень важен.
Парламентская комиссия работает каждый день, один раз в неделю проводятся заседания, на которых заслушивают доклады должностных лиц либо проходит обмен информацией рабочих групп. До окончания расследования официальная информация не будет излагаться публично. Это правильно.
По итогам расследования событий в Беслане парламентская комиссия укажет все полностью, назовет причины и обстоятельства трагедии. Но обозначение виновных не входит в функции комиссии. В случае необходимости соответствующие структуры могут сделать свои выводы.
Главное, что итоги будет знать общество. У каждого факта будет фиксировано время, а при необходимости фамилия, имя и отчество участника тех или иных событий.
- С Вашей точки зрения, когда удастся стабилизировать ситуацию в Чечне, снизит ли это опасность терроризма?
- Все больше становится явно, что террористы и бандиты, которые на первых этапах выступали с идеей чеченской независимости /Ичкерии/, сейчас формулируют совсем другие цели и задачи. Сейчас они не только финансируются извне, но и пытаются разжечь пожар национальной войны на Северном Кавказе, не заботясь о том или ином народе.
При этом стратегия, выбранная чеченским народом, и это стремление поддерживает федеральное правительство, по нормализации ситуации в Чеченской Республике будет достигнута. Люди хотят жить в мире, хотят жить в составе России. Они хотят заниматься нормальной мирной деятельностью, а не быть постоянно вовлеченными в стычки и использовать вооруженные методы во имя чуждых идеалов.
К сожалению, когда политическая ситуация будет стабилизирована, мы не застрахованы от проявлений терроризма. Терроризм – это инструмент и задачи тех, кто его использует, значительно страшнее и глобальнее, чем урегулирование ситуации в одной из республик РФ.