"Новая газета" давно уделяет внимание так называемым "спецсигналам" , а проще говоря, мигалкам и крякалкам на российских дорогах. Их обладатели, легальные, а в особенности нелегальные фактически, выехали за рамки закона. На трассе им позволено то, за что сурово карают простых смертных. И все же нередко сами обладатели привилегий оказываются заложниками и жертвами собственного статуса. Особое внимание к этой проблеме привлекли гибель губернатора Михаила Евдокимова и последующий обвинительный приговор Олегу Щербинскому, которого во всей этой истории сделали крайним. Обозреватель "Новой" Юрий Гейко обсудил вопрос спецсигналов, спецномеров и недавнюю трагедию со спикером Совета Федерации РФ Сергеем Мироновым.
- Я хотел бы спросить вас о том, что интересует многие миллионы автомобилистов. Но для начала - в какой степени вы сами автомобилист?
- Автомобилист я все-таки, скорее всего, в прошлом. Сейчас в машине я на заднем сиденье езжу, но, когда бываю на переднем, пассажирском, у меня все равно нога работает на педали. Первые мои права были профессиональные, категории "С". Я тогда уже работал геофизиком, и у нас в геологии существовала такая хорошая практика: если инженер-геофизик водит в полях машину, то ему доплачивается 30 процентов зарплаты водителя. Это были неплохие деньги. Первой моей машиной был автобус, его уже никто не помнит - "КАВЗ"...
- Пылесос!
- Да, три сезона я на нем отъездил - хорошая, надежная машина. Максимальная скорость, как сейчас помню, у меня была 55 километров в час. Причем я ее получил без колес, всю проржавевшую, последний раз на ней ездили, наверное, лет 6-7 назад. Я ее полностью собственными руками восстановил.
- Тогда вы нормальный автомобилист, раз своими руками машину собрали. Можем продолжать разговор как два автомобилиста. Вот, пожалуй, главный вопрос: считаете ли вы возможным наводить порядок на дорогах, принимать законы, обязательные для выполнения 99 % граждан страны, оставив 1 % "неприкасаемых" - вы знаете, о чем я говорю, - над законом?
- Моя позиция простая: должно быть стопроцентное исполнение законов. Вы знаете, что когда едет кортеж президента или премьера и дорога освобождается - это необходимо. Любая моя частная поездка происходит без перекрытия дороги и воя сирен. Да, ГАИ впереди едет, но без маячков, спокойно, в общем потоке, чтобы никого не пугать, не заставлять шарахаться. То, что развелось огромное количество спецсигналов...
- И спецномеров.
- Да, во-первых, они у кого надо и у кого не надо. Во-вторых, в правилах сказано, что машина со спецсигналом может нарушить правила, но при этом ее водитель должен убедиться, что все водители в данный момент его видят и показывают либо поворотником, либо своими действиями, что они уступают дорогу.
Кстати, мы с вами и познакомились по этому поводу - Олег Щербинский не мог видеть "Мерседес" Евдокимова из-за перелома дороги и его бешеной скорости. Я был на месте аварии, поклонился погибшим. Местные гаишники все очень подробно рассказали. Еще раз хочу сказать: считаю, что суд был несправедлив, что были нарушены законные права Олега Щербинского. Надеюсь, что более высокая инстанция это дело рассудит по закону. Вы знаете, что я написал письмо генеральному прокурору с просьбой, имея возможность прокурорского надзора, еще раз посмотреть, изучить это дело и вмешаться.
- А Законодательное собрание собирается что-нибудь предпринимать для "стопроцентного исполнения законов"?
- В Совете Федерации и в Комитете по обороне и безопасности рассматриваются предложения. Дело в том, что у нас правила дорожного движения законом не принимаются, они принимаются распоряжением правительства. Я думаю, мы будем обращаться туда и готовить такие предложения. А вот для спецмашин, может быть, и надо принять какой-то специальный федеральный закон на эту тему и показать, в том числе и депутатам Государственной Думы, и нашим членам Совета Федерации, что мы понимаем опасность таких исключений из правил, если думаем о человеческих жизнях.
- Сергей Михайлович, известно низкое качество отечественных автомобилей. Может быть, нам не производить их, а пользоваться продукцией мирового автопрома?
- Можно, только не покупая за рубежом, а перенося производство сюда, что мы, собственно, и видим, - с "Фордом" в Ленинградской области, с "Тойотой" , заводом в Таганроге. Я там был. Кстати, я на многих наших автозаводах был. Но моя точка зрения - нам все-таки нужен наш, отечественный автопром. Россиянам нужна надежная и доступная по цене машина.
- То, что вы перечислили - производство иномарок на российской территории, - это отверточное производство, когда комплектующие производятся вне России.
- Да, к сожалению, это так, да.
- Но этот путь позволяет быстро насытить спрос на качественные автомобили. А теперь пора взяться за отечественный автопром?
- Пора, да. То, что с ВАЗом происходит, с ГАЗом, - печально, но нужно стараться, нужно идти вперед. Отказ от своих машин - неправильный путь.
- Почему, на ваш взгляд, Россия так отстала от европейских стран в области безопасности дорожного движения? Ведь по смертности на дорогах мы находимся в группе африканских стран.
- К сожалению, это так. Здесь много причин, и статистика более чем печальная: если во всем мире в год примерно два миллиона человек гибнут в ДТП, то 300 тысяч из них - в России. Конечно, это огромные, страшные цифры, и вы знаете, кроме того, что я председатель Совета Федерации, я возглавляю Партию жизни. И у нас вопрос демографии - ключевой. И то, что ежегодно население нашей страны уменьшается на 700 тысяч человек, потому что смертность выше, чем рождаемость (в том числе и преждевременная смертность от ДТП), это страшно.
Конечно, нужно наводить порядок. В чем мне представляется проблема? Может быть, я скажу непопулярные слова, но мне кажется, что нужно жестче подходить к нарушителям дорожного движения. Давайте по штрафам посмотрим на примере зарубежных стран. В Англии въезд под запрещающий знак - 920 долларов штрафа. В Японии - 420. В Израиле, если вы не остановились на знаке "Стоп" , вас лишают прав пожизненно. Сурово? Сурово. Но я думаю, что за этой суровостью - в конце концов забота о человеческих жизнях. И наш законодатель здесь может и должен сказать свое слово.
Но я бы еще одну тему поднял, и думаю, что все автомобилисты со мной согласятся. Каждое второе ДТП происходит с водителем, у которого стаж меньше года. Каждое третье - у водителей со стажем до трех лет. Сейчас в стране 8000 автошкол...
- Вот начинать откуда надо!
- Конечно, давайте мы правду скажем: многие просто права покупают.
- Сергей Михайлович, а опыт Николя Саркози, министра внутренних дел Франции, вам знаком? Когда буквально за год французы сумели снизить количество жертв на дорогах на треть.
- Пример Франции очень уместен и для нас - роботы-радары с видеокамерами, которые установлены на любом отрезке, где есть ограничения скорости. Человек нигде не участвует - видеокамера сфотографировала номер, зафиксировала нарушение, время, дату, место и пересылает все это в картотеку. Через несколько секунд адрес нарушителя известен. Автомат печатает штрафную квитанцию, посылает ее на почту, и только почтальон вживую приносит штраф. Штраф за нарушение скоростного режима - 135 евро. И дальше - тонкий психологический ход: если нарушитель в течение семи дней штраф оплачивает, то он уже платит не 135, а 90. А если в любой день после семи - то эти 135 начинают очень быстро расти.
- Сергей Михайлович, вопрос по просьбе большого количества автомобилистов. Очень плохой бензин у нас в России. Такой плохой, что треть бензина в Москве не выдерживает никакой критики. Что же говорить о регионах? Что-нибудь с этим можно сделать?
- Три предложения от Совета Федерации, над которыми мы сейчас работаем: первое - акцизы за качественный нефтепродукт уменьшать. Понятно, да? То есть высокая перегонка, высокое качество, и чем выше качество, тем ниже акцизы. Чтобы была прямая выгода для нефтяных компаний. Второе - необходимо отменить пошлину на ввоз современного технологического оборудования для нефтеперегонных заводов, чтобы они могли действительно качественный бензин производить и...
- ... И увеличить выход бензина из тонны сырой нефти, ведь он у нас в три раза меньше, чем на Западе, из-за чего нам и выгоднее экспортировать сырую нефть, чем производить из нее бензин для внутреннего рынка.
- Конечно-конечно, у нас очень низкая переработка. И третье - штрафовать, и жестко штрафовать, нефтяные компании.
- Штрафы не помогают, Сергей Михайлович.
- Знаете, штрафы не помогают, когда они 10 тысяч рублей, это - тьфу. А если сделать штраф такой, чтобы больно бил по карману...
- А если при повторных нарушениях лицензию отбирать?
- Тоже можно. Но есть и такая идея, и это, наверное, четвертое предложение: создать специальную федеральную службу, которая бы работала только по качеству бензина.
- Спасибо, Сергей Михайлович, вопросы исчерпаны.
- Всем удачи за рулем, и соблюдайте правила дорожного движения, берегите свою жизнь, вы все нужны семьям, родным и близким, будьте внимательны на дорогах!