Сегодня в Казахстан с рабочим визитом прибыла делегация Совета Федерации Федерального собрания РФ во главе с Председателем Совета Федерации, председателем Российской партии ЖИЗНИ Сергеем Мироновым. Совет Федерации - верхняя палата российского парламента. В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Один представляет исполнительную, другой - законодательную власть региона. Совет Федерации и Сенат Парламента Республики Казахстан связывают тесные многоплановые контакты. В 2004 году состоялись Дни Совета Федерации в Сенате Парламента Республики Казахстан. В прошлом году Дни Сената прошли в Совете Федерации. Активно сотрудничают парламентарии и в рамках международных организаций. Накануне визита Председатель Совета Федерации Сергей Миронов ответил на вопросы "Казахстанской правды".
- Сергей Михайлович, как глава Совета Федерации, вы уже не первый раз посещаете нашу страну. Насколько динамично и эффективно, на ваш взгляд, развиваются отношения между Россией и Казахстаном? Какое место в них занимают межпарламентские связи?
- Россия и Казахстан - стратегические партнеры, и этим многое сказано. Регулярно встречаются наши президенты. Буквально несколько дней назад Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин открыли памятник великому казахскому поэту и просветителю Абаю в Москве. По итогам прошлого года товарооборот между нашими государствами приблизился к десяти миллиардам долларов. Россия и Казахстан активно взаимодействуют в рамках таких организаций, как МПА СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, ШОС. Событиями исторической важности в двусторонних отношениях стали подписание в Москве в январе прошлого года Договора о российско-казахстанской государственной границе, его ратификация парламентами обеих стран, обмен ратификационными грамотами.
Достаточно динамично развиваются и наши межпарламентские связи. Четвертого апреля, например, в Совете Федерации состоялась рабочая встреча членов комитета нашей палаты по социальной политике с членами Комитета по социально-культурному развитию Сената Парламента Республики Казахстан. На ней обсуждался опыт реализации Трудового кодекса Российской Федерации. Это была очень важная и полезная встреча. Парламентарии обменялись опытом создания, совершенствования и реализации трудового законодательства, обсудили перспективы гармонизации законодательства России и Казахстана, вопросы трудовой миграции, защиты интересов работников. Нам очень интересен опыт Казахстана по трудовым договорам, социальному партнерству, защите трудовых прав молодых специалистов, матерей и беременных женщин, инвалидов. Я уверен, что опыт совместной работы над законодательством должен распространиться и на другие профильные комитеты Совета Федерации и Сената.
Во время встречи двух делегаций в Сенате Парламента Республики Казахстан мы обязательно затронем тему дальнейшего развития межпарламентских связей.
- Вскоре в России состоится саммит глав государств "Большой восьмерки". Стало известно о вашем намерении собрать и "восьмерку" спикеров парламентов. Какова цель этого мероприятия и насколько оно близко к реализации?
- Уже сложилась традиция встреч председателей нижних палат стран "Большой восьмерки", которые происходят после саммитов их лидеров. Все страны "восьмерки" имеют двухпалатные парламенты. Год назад тогдашний спикер канадского сената господин Хейс обратился ко мне с предложением собирать после саммитов и лидеров верхних палат парламентов "восьмерки". Я его горячо поддержал. Принципиальных возражений тогда ни у кого не возникло. Господин Хейс недавно сложил с себя полномочия спикера, но эту идею он передал по наследству своему преемнику. Сейчас я ожидаю вестей от нового спикера.Если он даст "добро", я продолжу консультации в этом направлении. В сентябре планируется встреча спикеров нижних палат парламентов "восьмерки". Тогда же вполне можно будет провести и встречу председателей верхних палат. Об этом я написал официальное письмо председателю Государственной думы Борису Грызлову.
- Вы предполагаете оригинальную повестку дня или она будет отражением большого саммита?
- С моей точки зрения, важно положить начало традиции таких встреч. Надо собраться и сделать это фактом политической жизни, ну а за оригинальными идеями дело не станет. Тем для обсуждения предостаточно. И главная из них - законодательное обеспечение соглашений и решений, которые принимают лидеры государств. Ведь если мы своевременно не внесем соответствующие поправки в наши законодательства, не примем новые законы, не синхронизируем уже действующие, соглашения не смогут действовать в полную силу.
- А от саммита спикеров парламентов стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который вы инициировали, стоит ожидать новых идей?
- Около четырех лет я готовил эту встречу. Состоится она в конце мая этого года либо в Москве, либо в Петербурге. Сейчас мы ведем рабочую дискуссию об участии в ней представителей от стран, имеющих статус наблюдателей, формируем повестку дня. Не сомневаюсь, что встреча будет плодотворной. Мы, например, хотим предложить нашим партнерам по ШОС целевую программу по взаимной адаптации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, наркотрафиком, торговлей людьми, незаконной миграцией, по упрощению приграничной торговли, региональному сотрудничеству и так далее. У ШОС огромные перспективы. Россия и Казахстан, как две крупные евразийские державы, должны играть в нем важную роль. Речь идет о глобальном стратегическом партнерстве, реализации близкой и понятной многим странам идеи многополярного мира. Поэтому я считаю, что законодатели государств, входящих в ШОС, должны работать на опережение, не ждать команд сверху, а проявлять инициативу, двигать процесс в нужном направлении. Это и есть парламентская дипломатия. По крайней мере, именно так понимаем ее мы и наши коллеги из Казахстана. Этот вопрос мы тоже будем обсуждать во время своего визита в Астану.
- Сергей Михайлович, согласитесь, что парламентская дипломатия в России - это прерогатива не только Совета Федерации, но и Государственной думы, которая зачастую делает очень резкие заявления. Подобные заявления вызывают неоднозначное к себе отношение в некоторых странах СНГ. Каким вам видится оптимальный баланс парламентской дипломатии?
- У нас произошло своеобразное распределение ролей. Депутаты Государственной думы достаточно часто делают резкие заявления. Члены Совета Федерации же стремятся не повторять сказанное, а стараются в каждом вопросе детально разобраться. Можно, конечно, эмоционально высказаться по поводу конфликта Грузии и Южной Осетии. Но будет лучше, если мы пошлем туда членов комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны. Они все увидят своими глазами, оценят ситуацию, встретятся с представителями конфликтующих сторон, попытаются подсказать подходящее решение и так далее. Да, это не публичные шаги, политических очков здесь не наберешь. Но для нас важно, чтобы парламентская дипломатия работала, приносила реальную пользу. Госдума сигнализирует обществу, что есть проблема, эмоционально ее высвечивает. Совет Федерации делает акцент на непубличной работе, ищет варианты решения этой проблемы.
- Американский парламент часто обсуждает дела в других странах, дает им жесткие оценки. Российский парламент собирается обсуждать подобные вопросы?
- Я считаю, что парламент вправе комментировать и высказывать свою позицию по любым действиям органов власти или отдельных политиков в любой стране. Мы не собираемся вмешиваться во внутренние дела других государств, но высказать свою оценку мы вправе. Мы готовы высказываться на темы международной политики, когда у нас есть уверенность в необходимости такого высказывания. Еще четыре года назад применительно к Совету Федерации понятия парламентской дипломатии не существовало. Сейчас подход к международным связям принципиально изменился. В Совете Федерации сформирована целостная концепция парламентской дипломатии. В палате идет ежедневная целенаправленная работа, которую, повторяю, мы не стремимся выпячивать.
- Вы выступаете за выборность Совета Федерации. По какой формуле?
- Мы нашли формулу, которая позволяет перейти к выборности, не изменяя Конституцию. Выборы могут проходить не в один день по всей стране, а вместе с выборами депутатов региональных законодательных собраний. Местной законодательной и исполнительной власти следует дать право на альтернативной основе выдвигать кандидатов в Совет Федерации. Я уверен, что рано или поздно мы придем к выборности.
- Давайте поговорим о парламентских выборах, которые состоятся в России в следующем году. Вы - лидер российской партии жизни. Как вы оцениваете перспективы своей партии?
- С моей точки зрения, оптимальным для Государственной думы было бы представительство в ней нескольких партий. Естественно, среди них я вижу российскую партию жизни. Я настроен оптимистически. Сейчас мы работаем над тем, чтобы к 2007 году нашу партию знали, чтобы основные пункты партийной программы были известны людям, чтобы избиратели отличали ее от других, понимали, чего мы хотим. Мы планируем предоставить место в нашем партийном списке известным своей гражданской позицией беспартийным людям. Для чего? Чтобы активные граждане, которые не хотят вступать в партии, имели возможность стать депутатами Государственной думы. Ну а став парламентской партией (надеюсь, так и произойдет), российская партия жизни целенаправленно займется объединительной работой. Наши идеи просты, осуществимы, а главное - понятны каждому человеку.
- Основой идеологии вашей партии является нацеленность на решение демографической проблемы?
- Мы считаем, что для России это самая главная проблема. Решение демографической проблемы - это больше, чем национальный проект. Это проект выживания и сохранения России, как полноценного государства.
- В программе вашей партии большое место занимает социальный блок. Все ли осуществимо из того, что предлагаете?
- Когда возникла наша партия, мы в своей программе записали: государственная монополия на оборот и производство этилового спирта. Сегодня многие, в том числе и в правительстве, говорят о необходимости такой монополии. В экономической программе у нас говорилось о необходимости создания инвестиционного фонда в бюджете России. Сегодня он создан. Капля камень точит. В свое время мы выдвинули идею беспроцентного кредита на жилье молодым семьям. В чем суть? Возникла семья - государство дает ей беспроцентный кредит на приобретение жилья, рождается первый ребенок - государство списывает 25 процентов долга, после рождения второго - 50 процентов, а после третьего - списывается вся оставшаяся сумма.Член нашей партии, глава Чернореченского района Оренбургской области - она, кстати, граничит с Казахстаном - уже в течение трех лет осуществляет этот проект. Уровень рождаемости там резко пошел вверх. Так что наши идеи, которые на первый взгляд казались фантастическими, постепенно осуществляются.
У России и Казахстана, как социальных государств, есть общая цель - улучшение качества жизни граждан, преодоление бедности. Учитывая традиционно добрые, родственные связи между Россией и Казахстаном, нам необходимо сближать законодательные базы наших стран, создавать условия для сотрудничества не только в экономике, но и на уровне общественных организаций. У российской партии жизни установились хорошие отношения с Гражданской партией Казахстана. Мы обмениваемся делегациями во время съездов, проводим консультации по различным вопросам. В наших программах много общего, поэтому мы будем и дальше укреплять и развивать наши межпартийные связи. В своих отношениях Россия и Казахстан должны опираться не только на прошлое, но и на будущее. А будущее наших стран - это гражданское общество, реальная многопартийность.
- Недавно учрежденную в России Общественную палату одни считают полезной, другие - не очень полезной организацией. Как строятся отношения между ней и законодателями?
- Практика покажет. В Общественной палате немало людей, к которым общество готово прислушиваться. К нам на заседание уже приходил Е. Велихов, недавно состоялась встреча руководства Совета Федерации с председателями комиссий Общественной палаты. Я назначил полномочного представителя Совета Федерации в Общественной палате для оперативного решения любых возникающих вопросов. Мы готовы к сотрудничеству.
- Чего вы ожидаете от визита в Казахстан?
- Мы сверим часы с казахстанскими коллегами, обсудим текущие проблемы, наметим ряд мероприятий на перспективу. Мы приехали к друзьям, поэтому я не сомневаюсь, что работа будет плодотворной. У России и Казахстана общие подходы ко многим глобальным проблемам. Наши народы хотят жить в мире и согласии, хотят сотрудничать как в экономической, так и в гуманитарной сфере. Мы, парламентарии России и Казахстана, должны обеспечить все это законодательно.