МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов: "Площадка для диалога"

09 мая 2007

На вопросы газеты "Щит и меч" отвечает председатель Совета Федерации

России Сергей Миронов.

- Сергей Михайлович, недавно на заседании верхней палаты парламента

сами сенаторы посетовали, что авторитет Совета Федерации в обществе оставляет

желать лучшего. А радикальный Владимир Жириновский в телевизионном эфире вообще

предложил упразднить руководимый вами орган власти. Какова, на ваш взгляд,

реальная роль Совета в жизни страны? Какое влияние он оказывает на укрепление

экономики, обороноспособности, других сфер деятельности

государства?

- По поводу заявления Владимира Вольфовича. Многое в высказываниях отдельных

политиков диктуется конъюнктурой текущих событий. Его предложение упразднить

Совет Федерации не оригинально. Подобное уже звучало и в эфире, и с различных

трибун. Жириновский - не особое российское явление. Такие персонажи есть

практически в каждом парламенте.

Если серьезно, то проблема определенного снижения авторитета или доверия

граждан к законодательной ветви власти, по сравнению с исполнительной, явление

объективное и связано с тем, что власть становится все более технократичной. На

первый план выходят исполнители, а не законодатели. И это общемировая

тенденция.

Социологи утверждают, что Совет Федерации недостаточно известен в обществе.

Но это не означает, что он не нужен гражданам и обществу.Совет Федерации

является стабилизирующим элементом в системе органов государственной власти в

стране. Именно так была задумана эта палата парламента - как непартийное

представительство регионов. Совет Федерации по Конституции РФ никогда не может

быть распущен, его полномочия не прерываются ни на минуту. Это особенно важно в

период избирательных кампаний, когда Государственная Дума с осени практически

прекращает свою работу.

Совет Федерации не зря называют палатой регионов. Сегодня его основная задача

- находить баланс интересов субъектов и федерального центра. Член Совета

Федерации должен защищать, в хорошем смысле слова лоббировать интересы своего

региона, а в своем регионе он должен быть проводником общефедеральной политики,

способствовать реализации на практике государственной политики.

Палата принимает участие в законодательном обеспечении всех реформ, которые

идут в государстве. Палата выступает в качестве площадки осуществления диалога

власти и граждан, общественных объединений, бизнес-сообщества.

Обеспечение стабильности в стране через согласование интересов

общегосударственных и интересов регионов и реализация стратегии правового

развития России - вот главные составляющие миссии Совета Федерации.

- Тем не менее у простых граждан складывается мнение, что Совет

Федерации - некая цензурная структура, обязанная утвердить или отклонить

правовые акты, разработанные и прошедшие обсуждение в Государственной Думе. В

стенах самого сената и по его инициативе законопроектов рождается, честно

говоря, немного. Чем вызвана подобная позиция или дело обстоит вовсе не

так?

- Совет Федерации наделен Конституцией Российской Федерации полномочиями

одобрять или отклонять федеральные законы. Такова функция верхних палат

парламентов многих зарубежных стран. Но эта функция, конечно, не цензорская.

Палата - активный участник законотворческого процесса.

Начиная с 2002 года члены Совета Федерации исполняют свои полномочия на

освобожденной основе. Именно такой порядок формирования палаты позволяет Совету

Федерации эффективно участвовать в рассмотрении законопроектов в Государственной

Думе на ранних стадиях. Поэтому многие предложения, касающиеся содержания

законов, нам удается реализовывать в процедурах первого и второго чтения в

Государственной Думе. Причем Совет Федерации как палата, представляющая интересы

регионов в законодательном процессе, в большей степени обращает внимание на

соблюдение баланса интересов федерального центра и субъектов Федерации.

Те же предложения, которые мы считаем принципиально значимыми, но которые нам

не удается согласовать с Государственной Думой, Совет Федерации оформляет в виде

законодательных инициатив. Членами Совета Федерации и палатой в Государственную

Думу вносится около 5 процентов от общего числа законопроектов, направляемых

всеми субъектами права законодательной инициативы. Но численные характеристики

не всегда объективно позволяют оценить роль палаты в законотворческой

деятельности парламента.

Необходимо учитывать не только число законодательных инициатив, но и их

содержание, а также совместное внесение законопроектов различными субъектами

права законодательной инициативы, сроки прохождения законопроектов в Федеральном

Собрании, актуальность законопроекта, масштабы решаемых задач и многое, многое

другое. Развернутый анализ законодательной деятельности, в том числе и в части

внесения законодательных инициатив, представлен в ежегодных докладах Совета

Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О состоянии

законодательства в Российской Федерации".

- Поскольку состав Совета Федерации формируется из представителей

регионов, возглавляемая вами палата по определению ближе стоит к проблемам

субъектов государства, нежели другие органы власти. Через сенаторов,

соответственно, и влияние на положение дел на местах у нее немалое. Как, по

вашему мнению, в регионах сегодня решаются вопросы охраны правопорядка и борьбы

с преступностью, в чем основные причины промахов и просчетов в этой области,

которые все еще имеют место? Какова роль членов Совета в данной

работе?

- Состояние преступности в Российской Федерации по-прежнему остается весьма

тревожным. Генеральный прокурор Юрий Чайка в своем ежегодном докладе перед

сенаторами в апреле текущего года отметил рост преступлений на 8,5 процента (то

есть на 323 тысячи) в прошлом году по сравнению с 2005 годом. Все более

ухищренными становятся сами преступления, особенно в экономической сфере.

Требуют самого пристального внимания проблемы межэтнических отношений.

Обозначились и регионы-лидеры по росту преступности - Приморский, Краснодарский

края, Пензенская область.

В полной мере причины и просчеты в области правоохранительной деятельности

продемонстрировали известные события 2006 года в Кондопоге. В них отразился весь

комплекс нерешенных проблем. Это и пугающее своей традиционностью бездействие

правоохранительных органов, и беспомощность местных и региональных властей,

коррупция, неконтролируемая и нерегулируемая никем миграция.

Следует признать, что в стране еще не сложилось завершенной системы

социальной профилактики правонарушений. Не сформулированы законодателем и

основные принципы привлечения институтов гражданского общества к противодействию

преступности. Все сильнее проявляется недостаток полномочий у правоохранительных

органов. Откровенно слабы органы милиции общественной безопасности. Большую

проблему представляет отсутствие криминологической экспертизы при разработке

законодательства субъектов Российской Федерации.

В связи с этим актуальной остается деятельность, направленная на

совершенствование российского законодательства в сфере профилактики и

противодействия преступности, укрепления общественной безопасности, безопасности

личности. И Совет Федерации со своей стороны прилагает здесь серьезные

усилия.

Начну с того, что у нас каждый день есть полная информация обо всем, что

происходит на территории России. Это позволяет выявлять на ранней стадии и

предупреждать негативные тенденции, своевременно и адресно реагировать на те или

иные проблемы.

Члены Совета Федерации лично выезжают в регионы и выясняют причины тех или

иных событий и происшествий, тесно взаимодействуют с государственными органами,

как в центре, так и на местах. Комитеты Совета Федерации по правовым и судебным

вопросам, по обороне и безопасности проводят выездные заседания по проблемам

обеспечения законности и правопорядка в федеральных округах. Весной прошлого

года при Совете Федерации была сформирована Объединенная комиссия по проблемам

национальной политики и межконфессиональным отношениям. Палата в январе 2007

года приняла решение о продлении полномочий Временной комиссии по анализу

ситуации на Северном Кавказе. Она оказывает конкретную помощь органам

государственной власти северокавказских республик в разработке практических мер

по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Особую роль играют парламентские

расследования. Во многих субъектах Российской Федерации приняты и реализуются

целевые программы борьбы с преступностью на их территории.

Уверен, в основе успешного решения проблем обеспечения правопорядка и борьбы

с преступностью лежит прежде всего развитие правосознания широких слоев

населения, которое во многом зависит от качества самого законодательства. А

именно на обеспечение качества законодательства и направлена вся деятельность

Совета Федерации.

- В последнее время верхняя палата Федерального Собрания стала больше

внимания уделять вопросам обеспечения безопасности, деятельности

правоохранительных органов. Собственно, это не случайно, если учесть, что целый

ряд сенаторов в недавнем прошлом - высшие офицеры и генералы МВД России.

Например, одно из первых парламентских слушаний было посвящено проблеме

молодежного экстремизма, надо сказать, высказанные в их ходе предложения были

весьма актуальными и деловыми. Какие еще вопросы из этой сферы жизни общества

намечено обсудить в перспективе?

- Обеспечение безопасности и функционирование правоохранительной системы

являются одними из приоритетных направлений в деятельности Совета Федерации. В

последнее время наибольшую остроту приобрела проблема обеспечения безопасности

дорожного движения. Советом Федерации проводится серьезная работа по

рассмотрению существующих законодательных инициатив и выработке собственных

предложений, направленных на нормализацию ситуации на дорогах.

В конце апреля состоялось заседание рабочей группы по разработке проекта

федерального закона "О дорожном движении". Предполагается, что члены Совета

Федерации примут участие в работе Международного конгресса "Безопасность на

дорогах ради безопасности жизни" в Санкт-Петербурге.

В соответствии с Планом основных мероприятий и мониторинга правового

пространства и правоприменительной практики Совета Федерации в ближайшее время

запланировано проведение парламентских слушаний по проектам федеральных законов

"О Совете безопасности Российской Федерации" и "О безопасности". Используя свое

право законодательной инициативы, Совет Федерации уже в эту весеннюю сессию

намерен внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов:

"О государственном контроле (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов

авиации в Российской Федерации", "О внесении изменения в ст. 18 Федерального

закона "О Федеральной службе безопасности". Кроме того, рабочей группой Комитета

по обороне и безопасности Совета Федерации совместно с представителями МВД

России разрабатываются законопроекты: "О внесении изменений в Федеральный закон

"О рекламе", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной

деятельности".

Уверен, что такое тесное взаимодействие Совета Федерации с Министерством

внутренних дел России и другими правоохранительными органами будет

способствовать выработке своевременных эффективных предложений и законодательных

инициатив по обеспечению безопасности России и ее граждан.

- Вы - один из высших руководителей страны, и хотя непосредственно с

деятельностью органов внутренних дел не связаны, по всей видимости, владеете

ситуацией, сложившейся в системе МВД России, знаете о процессах, осуществляемых

в милицейских структурах. Какова ваша оценка эффективности работы по

реформированию правоохранительного ведомства, какие направления вы посоветовали

бы выделить в качестве приоритетных?

- В настоящее время основная фаза реформирования МВД России закончена.

Президентом России были изданы важные правовые акты, касающиеся структуры и

организации деятельности всей правоохранительной системы Российской Федерации.

Преобразования коснулись оптимизации и структуры центрального аппарата МВД

России, и управлений органов внутренних дел в субъектах Российской

Федерации.

Благодаря принятию Федерального закона "О противодействии терроризму" и

созданию Национального антитеррористического комитета разграничены полномочия

между федеральными и региональными правоохранительными органами и органами

безопасности, создана более эффективная государственная антитеррористическая

система. Это позволило не только снизить уровень террористической угрозы в нашей

стране, но и заняться профилактическими мерами. Самое главное в прошедшей

реформе - это ее комплексность, системность.

Совет Федерации со своей стороны принял непосредственное участие в разработке

законодательных предложений по улучшению социального положения сотрудников

правоохранительных органов. Ежегодная индексация их денежного довольствия

благоприятно повлияла на ситуацию в органах внутренних дел.

Проведенная реформа способствовала повышению персональной ответственности

руководителей и сотрудников любого уровня за свою работу. Это положительно

сказалось на снижении темпов роста преступности в стране с 23 процентов в 2005

году до 8,5 процента в 2006 году. Снизились показатели тяжких и особо тяжких

преступлений.

Важной составляющей проводимой реформы явилось образование в структуре

министерства нового федерального органа - Федеральной миграционной службы России

(ФМС России), а также ее территориальных подразделений. Это способствовало

упорядочению государственной миграционной политики.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о выделении ФМС из МВД России и

о наделении ее полномочиями самостоятельного органа со статусом федерального

министерства.Учитывая сложность и многоплановость миграционных процессов, такой

подход представляется вполне рациональным. Тем не менее пока в России

преобладает нелегальная миграция, доминирующее участие ФМС России в сугубо

правоохранительной работе вполне оправдано. При стабилизации миграционных

процессов в нашей стране можно вернуться к вопросу преобразования ФМС России в

самостоятельный федеральный орган исполнительной власти.

Что же касается приоритетных направлений деятельности главного

правоохранительного ведомства страны, то, по моему мнению, ими могли бы

стать:

- борьба с коррупцией в органах внутренних дел, усиление общественного

и парламентского контроля за их работой;

- бескомпромиссная борьба с

наркоторговцами и пресечение наркотрафиков через нашу страну;

-

взаимодействие с международными и зарубежными правоохранительными органами для

совместной работы по противодействию международному терроризму,

транснациональной преступности, нелегальной миграции и Другим вызовам и угрозам

безопасности;

- улучшение материально-технической базы МВД России, повышение

социального статуса каждого сотрудника;

- подготовка квалифицированных кадров

для МВД России, развитие ведомственной образовательной системы и ее качества,

повышение профессионализма сотрудников.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International