МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Сергей Миронов: "Задача государства - сделать отрасль инвестиционно привлекательной"

11 октября 2007

О реформировании энергетики страны говорится много и часто. Однако за множеством предложений и рекомендаций авторитетных экспертов на предмет того, как надо проводить реформу, голос чиновников, ответственных за весь процесс, часто остается неуслышанным. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов – один из немногих влиятельных политиков, серьезно занимавшийся этой проблемой, - решил исправить сложившуюся ситуацию и ответил на вопросы «Энергополиса».

- Уважаемый Сергей Михайлович, Совет Федерации активно участвовал в разработке законопроектов по реформе электроэнергетики. Какие дополнения внесли сенаторы в обсуждаемые документы?

- Дополнения, на стадии разработки, вносятся к любому закону. Тем более к законопроектам, касающимся такой отрасли. К примеру, перед принятием пакета законов о рынке доступного жилья мы почти пять месяцев спорили с разработчиками этого закона на предмет передачи муниципальным образованиям всего, что связано с электроэнергией, газом и тепловой энергией. Многие члены Совета Федерации были резко против этого. Тем более в период реформирования самоуправления. Были против, потому что цены на электроэнергию формируются на других рынках. На муниципальном уровне не формируются цены на другие услуги. В итоге было исключено регулирование цен на электроэнергию. То есть цена на электричество регулируется на федеральном и региональном уровнях.

Мы внесли поправку, суть которой сводилась к тому, что цены, которые установлены соответствующими органами, с 2009 года могут регулироваться муниципалитетами путем инвестиционной надбавки, позволяющей развивать свою инфраструктуру.

Изменения, которые мы вносим в федеральные законы, в значительной степени влияют и на порядок регулирования тарифов на электроэнергию, и на реформирование отрасли в целом. Существуют также иные методы влияния на ситуацию.

Под эгидой Совета Федерации прошел Всероссийский энергетический форум "ТЭК России в XXI веке". Главная тема форума - энергетическая независимость и безопасность России. Спрос на энергоресурсы в России уже сейчас намного опережает заявленный в Энергетической стратегии. К примеру, несколько лет назад ни в одном даже самом пессимистичном сценарии прироста электропотребления не могли предусмотреть нынешние объемы дефицита электроэнергии. И мы всячески способствуем своей деятельностью скорейшему разрешению этих вопросов. В том числе и путем упрощения механизмов инвестирования в топливно-экономический комплекс. Особую тревогу в этой связи вызывает положение дел в электроэнергетике и в газовой промышленности - то есть в базовых отраслях, которые реально обеспечивают энергобезопасность страны.

- Что реально экономике страны дают эти законы для энергобезопасности России или, например, для привлечения западных инвестиций?

- Энергетическая безопасность - это надежная поставка энергоресурсов всем потребителям в достаточных количествах по приемлемым ценам как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Это и технологическая безопасность - состояние и работоспособность оборудования. На сегодняшний день база топливно-энергетического комплекса не только изношена, но и устарела по своим техническим и экономическим показателям. Высоко и отставание по объемам капиталовложений в развитие комплекса. Низкую долю имеет атомная энергетика. На данный момент она занимает только 16% всей отрасли. И это в стране, разработавшей самые передовые технологии в этой области! Если не принимать четких законов на этот счет, то через два года доля снизится до 13%. Примерно та же ситуация с гидроэнергетикой - наиболее развитая и экологически безопасная отрасль. Мы реализуем только 19% ее потенциала. Например, Канада использует свой гидроэнергетический ресурс на 60%, Норвегия на 90%. Но для реализации всех этих возможностей нужны огромные инвестиции.

Необходимо сделать эти отрасли привлекательными для инвесторов. На данный момент в стране нет адекватного ситуации рыночного инвестиционного цикла в энергетике. Он появится только тогда, когда закончатся реформы, начнут формироваться реальные рыночные цены, инвесторы, увидев результаты работы правительства, парламента, других государственных органов, начнут вкладывать в энергетическую отрасль. Но пока этого не произошло, идет мобилизация государственных и негосударственных ресурсов через допэмиссии акций, государственно-частное партнерство или механизм гарантирования инвестиций.

- Каким Вы видите выход для России из затруднительной ситуации, связанной Энергохартией?

- "Энергетическая хартия" либо должна быть дополнена новыми положениями, либо необходимо подготовить друой документ" - это слова президента. Россия не видит полного удовлетворения своих национальных интересов.

Что же касается моей позиции, то я уже заявил, что экспорт сырой нефти нужно законодательно сделать невыгодным. Нефть, которую мы экспортируем, возвращается к нам после переработки в виде дорогих химических веществ и высокооктанового бензина. Россия должна ввести дополнительные пошлины на экспорт, чтобы перерабатывать нефть стало выгодно внутри страны. Наша позиция не изменилась.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International