В.А.Тюльпанов:
- Уважаемые коллеги, я предоставляю слово с информацией Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронову Сергею Михайловичу.
- Уважаемые коллеги, я рад приветствовать вас в стенах Мариинского дворца и хочу начать с поздравлений с началом весенней сессии.
Также с большим удовольствием поздравляю вас с наступившим Новым годом, со всеми прошедшими праздниками поздравляю, и поздравляю с десятилетием со дня принятия Устава Санкт-Петербурга. Я очень признателен Вадиму Альбертовичу за то, что он не забыл об этой дате, очень подробно рассказал, поименно вспомнил тех, кто принимал самое непосредственное участие в разработке, принятии и, назовем вещи своими именами, в свое время это была большая баталия, в отстаивании самих принципов самого Устава Санкт-Петербурга.
И также, уважаемые коллеги, позвольте мне начать свое традиционное выступление перед вами с поздравлений юбиляру. Я с большим удовольствием хочу присоединиться и уже от своего имени поздравить Аркадия Григорьевича Крамарева
с прошедшим юбилеем.
Аркадий Григорьевич, хочу пожелать вам здоровья, счастья, и позвольте мне вручить вам Благодарность Председателя Совета Федерации и памятный подарок.
С большим удовольствием хочу за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие парламентаризма в Российской Федерации и активное участие в законотворческой деятельности по обеспечению правопорядка и законности вручить Благодарность Председателя Совета Федерации Крамареву Аркадию Григорьевичу,
и вручить золотые именные часы Председателя Совета Федерации.
Теперь также по нашей доброй традиции хотел бы сказать несколько слов.
Я думаю, что уже, наверное, не имеет смысла подводить итоги ушедшего года, мы уже живем в новом году. Поэтому я хотел бы поговорить о предстоящих планах нашей совместной с вами работы.
Безусловно, главное событие наступившего года – это президентские выборы, которые пройдут 2 марта. Думаю также, что в этом году мы действительно увидим на посту Председателя уже будущего, нового Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Должен сказать, что предстоящая и уже идущая избирательная кампания – она, конечно, уникальна. Впервые в истории России четыре партии, две из которых парламентские партии, выдвинули единого кандидата на пост президента Российской Федерации – Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Анатольевича Медведева.
Кроме того, как я уже сказал, предложение, сделанное Дмитрием Анатольевичем Владимиру Владимировичу Путину о том, что в случае избрания Дмитрия Анатольевича Медведева Президентом он готов предложить Владимиру Владимировичу пост председателя Правительства, - это тоже, конечно, уникальная ситуация.
В чем еще я вижу необычность и, не побоюсь этого слова, уникальность нынешней ситуации по выборам президента Российской Федерации?
Во-первых, мы видим, что руководитель государства в расцвете сил, находясь на гребне успеха, имея самый большой рейтинг, добровольно покидает в соответствии с Конституцией, основываясь на букве и духе Конституции, пост Президента, и у нас впервые произойдет вот такая смена высшего руководства страны на основе нашей Конституции.
Во-вторых, избранная политическая конфигурация позволяет сохранить три принципиальных основополагающих момента: последовательность политического курса, стабильность и предсказуемость власти.
Полагаю, что в этот ответственный период и региональные, и федеральные власти должны вместе работать и должны вместе нести ответственность за обеспечение преемственности власти в стране. В частности, я думаю, что в ближайшем будущем, уже после 2 марта, нам всем вместе предстоит отстроить конструктивное сотрудничество
с новым Президентом и с новым Правительством Российской Федерации.
Уважаемые коллеги, я хочу напомнить вам, что этот год также год юбилейный – ровно 15 лет назад был создан, впервые сформирован на основе выборов, Совет Федерации. И осенью этого года вероятно в Санкт-Петербурге, но это еще мы уточняем, Ассоциация европейских сенатов, а мы (в данном случае я говорю о Совете Федерации) являемся членами этой ассоциации, проведет специальную выездную сессию, посвященную 15-летию Совета Федерации, и с удовольствием я всех вас приглашу, особенно если это будет в Петербурге, на это очень важное мероприятие.
Вы знаете, что приступила к работе Государственная Дума пятого созыва. В ней работают четыре фракции, и работа уже началась. И должен сказать, что Совет Федерации конструктивно с первых дней начал сотрудничать с Государственной Думой пятого созыва. В этой связи я должен сказать, что те законодательные инициативы, которые находятся в портфеле Государственной Думы, в том числе и ваши законодательные инициативы, я думаю, что нужно еще раз провести своеобразную ревизию, посмотреть их, вычленить приоритетные. Сейчас как раз формируется, ну, в принципе, они уже первый календарный план сформировали, но еще, если что, можно и в весеннюю сессию в качестве приоритетных внести те или иные проекты. Если от вас будут те или иные предложения, готов как председатель палаты Совета Федерации инициировать такой вопрос.
Кстати, самая ближайшая первоочередная задача – это выполнить решение Президента о повышении с 1 февраля зарплат бюджетникам и военнослужащим.
В феврале этот законопроект будет принят, он будет иметь обратную силу, потому что вступит в силу в феврале, но включат механизм, как и было обещано Президентом, с 1 февраля.
Уважаемые коллеги, вы знаете, что 2008 год объявлен годом семьи. Здесь планируется очень много мероприятий. Они будут проводиться и в Москве, и в Петербурге. В частности, по календарному графику всех государственных мероприятий, посвященных году семьи, Совету Федерации поручено провести международную конференцию, посвященную этой проблематике. Мы планируем провести эту конференцию весной. Наверное, тоже мы будем проводить в Петербурге. С большим удовольствием также призываю вас принять участие.
Также мы планируем в феврале-марте провести большие парламентские слушания «Гармоничное развитие семьи – залог процветания общества».
Я должен сказать, что Советом Федерации разработан законопроект об основах семейной политики в нашем государстве. Этот законопроект будет вноситься. Это, если хотите, рамочный законопроект, который говорит о принципах построения в России просемейной государственной политики.
Вы знаете, что Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации недавно высказал очень интересное соображение по приведению семейного законодательства в соответствие с требованиями времени. В частности, он выступил
с инициативой создания фонда содействия решению проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Актуальность создания такого фонда стала весьма очевидной после того, как Советом Федерации в прошлом году впервые в истории не только Совета Федерации, но и парламентаризма в России, был составлен обстоятельный доклад о положении детей в Российской Федерации. Я этот доклад переслал сюда. Если кто-то из вас знакомился, там, честно говоря, просто абсолютно страшные вещи. Просто страшные вещи, когда сухим языком цифр показано, какое трагическое положение для сотен тысяч детей, для миллионов детей существует сегодня в России. И, конечно, здесь нужны государственные меры.
Я хотел бы обратить ваше внимание, потому что уверен, к вам уже обращаются ваши избиратели, что принято принципиальное решение, которое сейчас оформляется юридически, по решению жилищной проблемы для молодых семей. Решение принципиальное заключается в том, что увеличивается возраст как критерий оценки молодой семьи с 30 до 35 лет. Обратите внимание, сейчас это будет введено, потому что я, например, просто завален письмами. Люди услышали, но не понимают, где и когда это произойдет. Это произойдет, в ближайшее время юридически будет оформлено.
Уважаемые коллеги, вчера в Кремле состоялась традиционная встреча Совета палаты (это орган, куда входит по должности Председатель Совета Федерации, мои заместители и все председатели комитетов и комиссий Совета Федерации) – встреча в Кремле с Президентом Российской Федерации и с Первым заместителем Председателя Правительства Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Два с половиной часа откровенного разговора. Как я уже сказал, такие встречи проводятся традиционно, один раз в полгода. Сначала (наверняка в новостях видели) пресса присутствует, потом идет откровенный разговор, что называется, за закрытыми дверьми.
Мы обсуждали самые разные вопросы. Прежде всего, конечно, вопросы социальной политики государства, вопросы национальной безопасности, вопросы международной политики, вопросы государственного строительства. Я должен сказать, что очень доверительный был разговор, и наметились, в том числе для нас как законодателей, новые направления, именно, я бы сказал, новые направления. Я, с вашего позволения, останавливаться не буду, но в практической деятельности Совета Федерации, в наших инициативах, в том, что мы сейчас будем делать (вы регулярно будете получать от меня, как всегда у нас заведено, подробнейшую информацию), вы увидите, что, действительно, нас ждут очень интересные позитивные изменения. Президент, вы знаете, ставит задачу о том, что Россия к 2020 году должна войти в пятерку передовых экономик всего мира. Задача все-таки кардинально решить вопрос о расслоении нашего общества и о бедности. Вот эти все вопросы сейчас будут первоочередными. В том числе было вчера откровенно сказано, что вот эти вопросы и будем в первую очередь решать (я надеюсь, мы совместными усилиями изберем именно Дмитрия Анатольевича Медведева Президентом Российской Федерации) – вот Дмитрий Анатольевич Медведев и возглавит, и начнет эту работу.
Несколько слов о международных поездках. Я сказал, что я не буду полностью отчитываться о прошедшем периоде. Я бы хотел обратить внимание на две мои зарубежные поездки.
19 ноября состоялась моя поездка в Лондон, в Великобританию. Я принял участие в заседании специальной комиссии Социалистического интернационала. Это комиссия, которая называется комиссия Социнтерна по устойчивому развитию. В планах комиссии, которая проработает около трех лет, подготовить для Социалистического интернационала, кстати, с выступлением на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций в 2009 году, предложения по трем темам. Первая тема – это изменение климата, вторая тема – это энергетика и третья – это эффективное управление.
Я специально вас информирую об этом, потому что, несмотря на то, что партия, которую я возглавляю, партия «Справедливая Россия», только еще подала заявку на вступление в Социнтерн, но, видимо, таким авансом вашего покорного слугу включили
в эту комиссию, которая состоит из 21 человека. Туда входят в основном бывшие президенты стран, премьер-министры стран, она очень представительная. Такая работа ведется, и я буду постоянно работать в этой комиссии.
В этой связи, если у вас есть – а) вопросы по этим тематикам, б) идеи и предложения, милости просим. Всегда буду признателен, если получу ту или иную информацию.
Также 11-13 декабря состоялся мой первый официальный визит в Королевство Норвегия. Это наш северный сосед. Вы знаете, что у нас есть общая граница с Норвегией. Очень интересная была поездка, и также очень интересные наработки с точки зрения не только межгосударственного сотрудничества. Их очень интересуют вопросы прямого межрегионального сотрудничества между регионами России. И, конечно, особое внимание у них к Северо-Западу. Это и Мурманская область, и Карелия, и конечно, Санкт-Петербург, Ленинградская область. Они, кстати, очень хотят налаживать такие контакты напрямую между регионами Норвегии и регионами России.
Кстати, в этой связи, говоря о зарубежных поездках, я хочу сам себе напомнить и вам напомнить, что у нас в свое время была добрая традиция. Когда я выезжал как Председатель Совета Федерации в те или иные зарубежные поездки, у нас была практика, что я брал кого-либо из депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Я хочу возобновить эту добрую традицию, и в ближайшее время через своего советника Александра Рудольфовича Бородушкина я передам график своих поездок, и думаю, что по очередности, наверное, реально я смогу брать по одному человеку. Вот так вот по очереди, от каждой фракции по предложению фракции я буду брать того или иного своего коллегу в те или иные зарубежные поездки. Я думаю, что это полезный опыт, и, с точки зрения такой законодательной, законотворческой работы, тоже принесет своеобразную пользу.
Уважаемые коллеги, собственно говоря, я на этом останавливаюсь и, как опять же у нас заведено по нашей доброй традиции, готов ответить на любые ваши вопросы.
Еще раз хочу пожелать вам успехов в наступившей весенней сессии, успеха на благо петербуржцев, на благо нашего любимого города.
Большое спасибо.
В.А.Тюльпанов:
- Пожалуйста, вопросы. Мещеряков Терентий Владимирович.
Т.В.Мещеряков:
- Уважаемый Сергей Михайлович, одной из наиболее актуальных проблем для большинства наших жителей, для десятков миллионов россиян, является проблема обеспечения их доступным и комфортным жильем. В то же время для подавляющего большинства, для более чем 70 процентов лиц, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, стоимость квадратного метра, стоимость недвижимости не позволяет им существенно улучшить жилищные условия. Хотелось бы в этой связи, учитывая реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье», узнать, как вы думаете, снизится ли стоимость жилья в ближайшее время, и станет ли оно более доступным для жителей. Какие меры планируется принять в этой сфере? Спасибо.
- Уважаемый Терентий Владимирович, спасибо вам за ваш вопрос, действительно, важнейший и, к сожалению, больнейший вопрос нашей действительности.
Что планируется? Ну, сначала конкретный ответ на ваш конкретный вопрос по стоимости квадратного метра жилья. Я думаю, что не ошибусь, если выскажу предположение, что, к сожалению, цена квадратного метра будет дорожать. Здесь все очевидно. Если у нас дорожают энерготарифы, если у нас дорожают транспортные расходы, если у нас дорожают строительные материалы, тот же цемент, то совершенно очевидно, что, конечно, цена квадратного метра будет расти. Но при этом, я знаю, что здесь у нас профессиональные строители в зале присутствуют, они знаю такой секрет Полишинеля, что, к сожалению, для любой строительной компании в цене квадратного метра есть очень много, мягко говоря, накладных расходов. Это те расходы, которые на самом деле не должна нести ни строительная компания, ни кто бы то ни было, мы понимаем, о чем говорим, и это тоже наш бич, с которым нужно бороться, но уже в рамках противодействия коррупции и всей этой составляющей.
Поэтому, к сожалению, по стоимости квадратного метра можно, наверное, безошибочно сделать прогноз – насколько быстро и как будет расти, это другая тема, но то, что расти будет, это так.
Теперь по существу, как же решать жилищную проблему. Вчера мы задавали вопрос Президенту. Кстати, хочу обратить ваше внимание, в Совете Федерации созданы две новые комиссии – комиссия по культуре и комиссия по жилищному строительству и проблемам ЖКХ. Комиссию по проблемам ЖКХ возглавил Олег Михайлович Толкачев, это бывший первый вице-мэр Москвы, который отвечал за строительство и весь имущественный комплекс Москвы.
Кстати, я немножко отвлекусь. В ближайшее время, а именно, наверное, 30 января, у нас также произойдут некоторые структурные изменения. У нас до сих пор есть комитет, который называется таким образом: Комитет по науке, образованию, культуре, здравоохранению и экологии. Вот такой длинный-длинный паровоз. Будет преобразован этот комитет в комитет по науке и образованию. Здравоохранение будет передано в Комитет по социальной политике. Экология будет передана в Комитет по природным ресурсам. И, как я уже сказал, культура отдана в специальную отдельную комиссию.
Так вот, Олег Михайлович Толкачев прямо спросил Президента, сославшись на мои публичные высказывания о том, что необходимо, думая о решении жилищной проблемы, о доступности жилья, немножко пересмотреть позицию. У нас все время доступность рассматривается с точки зрения покупки, возможности покупки населением квартиры. Вы абсолютно правильно сказали: у 70 процентов россиян сегодня – пускай будет нулевая ставка по ипотечному кредиту, любые льготные механизмы – у них просто нет денег ни на первый взнос, ни просто чтобы оплачивать ежемесячные какие-то платежи. Нет денег никаких. Но они же живут в бараках, они живут не только в ветхом жилье, в аварийном жилье многие живут. И нужно решать путем строительства государственного жилья и социального жилья, от имени государства, ну, государство в данном случае широко, это может быть субъект Федерации Санкт-Петербург, то есть дома будут на его балансе и строиться за бюджетные деньги. Здесь, кстати, возможны различные гибкие схемы привлечения инвесторов, и каким-то образом эти площади делить на коммерческое и жилье, которое будет сдаваться в социальный наем, и намного дешевле, чем на рынке поднайма, как сейчас у частников снимают. От государства люди смогут брать в социальный наем квартиры и нормально решать сегодня и пролонгировать, может быть, на всю жизнь такую аренду социального жилья. И Президент ответил положительно, что да, это обязательно тоже нужно использовать как один из элементов.
Но я бы хотел, пользуясь вашим вопросом, обратить внимание на то, что мною в соавторстве с Оксаной Дмитриевой внесен законопроект о строительных сберегательных кассах. Я уже рассказывал об этом механизме, подробно не буду говорить. Но что позитивно? Вот буквально на прошлой неделе открылось уже рабочее заседание Государственной Думы, и рассматривались первоочередные вопросы, которые будут стоять в повестке дня весенней сессии. Честно говоря, я был приятно удивлен (кстати, вчера имел возможность лично Борису Вячеславовичу сказать спасибо), когда по настоянию нашей фракции, фракции «Справедливая Россия», мы рекомендовали рассмотреть обязательно законопроект о строительных сберегательных кассах, и Борис Вячеславович Грызлов сказал, что он поддерживает, предложил проголосовать за то, чтобы этот вопрос рассматривался как первоочередной. У нас есть положительное заключение Правительства на этот законопроект. Есть основания полагать, что
в весеннюю сессию закон будет принят.
Кстати, на консультациях в качестве кандидата на пост президента с Дмитрием Медведевым мы обсуждали этот вопрос. Он считает, что, действительно, этот закон приоритетный, потому что если сегодня ипотека доступна 70 процентам населения, то механизм строительных сберегательных касс позволит покупать квартиры по такому алгоритму примерно еще 25 процентам россиян. Это, конечно, значительно расширяет наши возможности.
Ну вот, может быть, немножко длинно я отвечал на ваш вопрос, но, мне кажется, я ответил. Вот такие планы и такое видение.
Т.В.Мещеряков:
- Спасибо.
В.А.Тюльпанов:
- Спасибо. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич.
О.А.Нилов:
- Сергей Михайлович, есть ли у вас информация о том, каков официальный процент инфляции по итогам седьмого года, на какой процент мы вышли? И я думаю, что вы согласитесь, что это, наверное, самая большая проблема следующего года, потому что и вклады граждан, которые находятся в банках, на самом деле подвержены большому риску. Я считаю, что по итогам седьмого года большинство вкладов наших граждан либо остались на нуле, либо «усохли» на какой-то процент значительный. В связи с этим, конечно же, все повышения пенсий, зарплат – они в лучшем случае будут выходить опять-таки в ноль. А мы говорим о борьбе с бедностью, об улучшении качества жизни. Какие есть по этому поводу, может быть, идеи на уровне Кремля, на уровне Совета Федерации, Государственной Думы? И какую информацию можно передать нашим горожанам?
- По инфляции, да?
О.А.Нилов:
- Да.
- Олег Анатольевич, вопрос, действительно, важный. Но, насколько я понимаю, сейчас идет окончательный подсчет реальной инфляции за 2007 год. И окончательную цифру сейчас пока не могу назвать, хотя в любом случае можно сказать, что она будет выше прогнозируемой, тех 8 процентов, которые планировались, она будет значительно больше.
Вот вчера как раз мы тоже этот вопрос задавали. И что, интересно, сейчас получается? Есть так называемая чистая инфляция, когда убираются все другие составляющие. И вот то повышение цен на продовольствие, которое осенью было, оно безусловно сказалось на общем уровне инфляции, но если говорить о вкладе тех или иных параметров, то оказалось, что в целом в общее повышение инфляции это не основной вклад. Есть и другие составляющие. Но вот я думаю, что в ближайшем будущем все эти расчеты будут сделаны окончательно, будут опубликованы, и мы сможем структуру инфляционной составляющей увидеть.
В качестве первоочередной на 2008 год, действительно, ставится борьба с инфляцией, потому что те надбавки, которые планируются к пенсиям и заработным платам, в том числе для бюджетников с 1 февраля, они ни в коей мере не должны быть. «съедены» инфляцией.
И здесь, конечно, очень большая предстоит работа Правительству, прежде всего. Такие меры по укрощению инфляции заложены, предусматриваются. Я, с вашего позволения, не буду сейчас публично говорить, но вчера мы просто по цифрам проходили, по самым разным составляющим, и как раз Президент показывал, каким образом планируется общую составляющую все-таки немножко задавить, для того чтобы это не сказывалось на улучшении доходной части всех россиян.
Очень сложная задача. И мы поняли, что это будет не просто, но то, что намерения такие есть и есть абсолютно реальные рычаги, я должен сказать предельно откровенно, не вдаваясь в подробности, административные. То есть понятно: экономическими рычагами будут работать в полном масштабе. Но здесь есть понимание, что должны быть просто, я не побоюсь этого слова, волюнтаристские, может быть, с точки зрения абстрактной экономики, но, я думаю, вполне разумные именно административные меры со стороны государства, со стороны власти, чтобы люди наши чувствовали, что они защищены от этой проблемы, от проблемы инфляции.
В.А.Тюльпанов:
- Пожалуйста, Ловягин Андрей Евгеньевич.
А.Е.Ловягин:
- Уважаемый Сергей Михайлович, начиная с этого года, наши вузы начнут готовить и выпускать не только уже специалистов, но также еще бакалавров и магистров. В связи с этим не возникнет ли здесь какая-то неразбериха и проблемы с трудоустройством на работу наших молодых специалистов?
- Андрей Евгеньевич, вот, Вы знаете, у меня к Вам, с Вашего позволения, встречный вопрос. Вот Вы к себе на работу бакалавра по какой-нибудь специальности возьмете?
А.Е.Ловягин:
- Я даже не представляю, что это такое. Вот поэтому я вопрос и задаю.
- С точки зрения неразберихи, действительно, есть эти проблемы. Вы знаете мою принципиальную позицию: я вообще-то противник вот такого поспешного присоединения России к Болонскому процессу. Я противник единого государственного экзамена. Я противник разделения нашей высшей школы на два уровня – бакалавриат и магистратуру. Я считаю, что это ошибка. Мы лишаем себя конкурентных преимуществ, на которых всегда базировалась наша система образования, кстати, очень онкурентоспособная. Но сейчас с точки зрения как раз приведения в норму: какие стандарты для бакалавра, какие стандарты для магистра и какие стандарты для специалиста, - сейчас Министерством образования и науки всё это готовится, всё это будет роздано. Понятно, что это должно было быть сделано еще до Нового года, но, тем не менее, всё-таки всё это сделают. Но, несмотря на то, что с точки зрения понимания, что это такое, порядок будет наведен, я считаю, что мы сделали все-таки политическую и стратегическую ошибку, пойдя по этому пути. Единственное, что в окончательном варианте всё это должно быть введено в 2009 году. И я рассчитываю, что у нас все-таки еще есть время вернуться к этому вопросу. Спасибо.
А.Е.Ловягин:
- Спасибо.
В.А.Тюльпанов:
- Спасибо. Пожалуйста, Костерев Анатолий Евгеньевич.
А.Е.Костерев:
- Уважаемый Сергей Михайлович, в Санкт-Петербурге, один из острых вопросов, одна из острых проблем – это транспортная проблема. И вот одно из решений этих вопросов – это расширение сети метрополитена. Но финансирование метрополитена: 20 процентов федеральное и 80 – городское. Наверное, это все-таки не очень разумно. 50 на 50 – это более приемлемо. Вот какая ваша позиция? И как Председатель Совета Федерации собирается активно вмешиваться в эту ситуацию? Спасибо.
- Планируем вмешиваться активно. Моя позиция выражена в четкой официальной позиции Совета Федерации – мы принимали такое решение, специальное обращение. Мы считаем, что софинансирование регионами и центром метрополитена и строительство, прежде всего, новых станций должно идти по принципу как минимум 50 на 50. А нынешние 20 процентов от федерального бюджета, а 80 процентов – от регионального… 20 и то не поступает в полном объеме, а 80, конечно, регион не набирает, потому что очень много других, что называется, первоочередных социальных проблем. Но мы будем добиваться именно такого пересмотра.
Более того, вы помните, что у нас, допустим, за прошлые годы не использовалась новая статья в бюджете – инвестиционный фонд. И есть деньги, которые можно вкладывать. И любой метрополитен в любом городе, где строится, – это полностью, до винтика, разработанная программа, только давай деньги; они знают, на что их потратить, только нужны финансы. И в этой связи мы предлагаем более внимательно посмотреть на возможности привлечения имеющихся денег для уже четко разработанных программ по развитию метрополитенов в крупных городах России, в том числе в Петербурге.
А.Е.Костерев:
- Спасибо.
В.А.Тюльпанов:
- Пожалуйста, Малков Сергей Александрович.
С.А.Малков:
- Уважаемый Сергей Михайлович, в последнее время в средствах массовой информации постоянно появляется информация о том, что по инициативе готовится Зурабова пенсионная реформа. Не могли бы вы вкратце охарактеризовать направление этой пенсионной реформы, и какую роль в ее подготовке играет господин Зурабов?
- Господин Зурабов не играет никакой роли. Действительно, я могу сказать так: наверное, думают о возможных параметрах изменения существующего законодательства. Наверное, говорить о реформе – это, во-первых, громко будет сказано, и не будет соответствовать действительности. Но корректировка существующего законодательства будет. И об этом думают в Министерстве социального развития и здравоохранения, прежде всего Татьяна Алексеевна Голикова. И об этом же думает и планирует (он об этом четко заявил) Дмитрий Анатольевич Медведев. Но никакие конкретные параметры пока не разглашаются. Но то, что такая как бы работа, можно сказать, в каких-то рабочих группах идет, насколько я осведомлен, да, готовится.
Мы, кстати сказать, в Совете Федерации свои предложения дали, в том числе с точки зрения корректировки существующего положения. Там большой спектр вопросов, начиная от возвращения страховых периодов, кончая ежегодной индексацией всех пенсий, изменения вот этого коэффициента пересчетного с одного и двух на его увеличение. Мы говорим о категориях, которые должны быть расширения с точки зрения права получения второй пенсии, например, блокадники нашего города, не инвалиды, последний военный призыв, узники концлагерей, труженики тыла и многие-многие другие. Вот эти все предложения мы туда передаем. Надеемся, что хотя бы часть из них будет использована. Более предметно пока ничего сказать нельзя. Но то, что ни в коей мере господин Зурабов не имеет никакого отношения к этим наработкам, это точно.
В.А.Тюльпанов:
- Спасибо. Пожалуйста, Риммер Игорь Сергеевич.
И.С.Риммер:
- Я всё о своём, о девичьем. Я много раз говорил, что меня и как депутата, и как гражданина не устраивает отсутствие у государства идеологии в той или иной области: в миграционной политике, в области индустриализации. Мы много говорим о приоритетных национальных программах, а я считаю, что индустриализация страны должна быть самой главной приоритетной программой, чтобы мы все-таки только переработанное вывозили с территории страны. Что это будет? Покупка, как во времена Иосифа Виссарионовича, целых индустрий, когда мы покупали в Бельгии, в Германии металлургические заводы? И понятно, что государство – плохой собственник, но у частника не будет желания вкладывать огромные деньги в нефтеперерабатывающие заводы, а покупка государством этого завода и передача в доверительное управление или другая какая-то форма конкурсного управления, наверное, логична.
Так вот, все-таки хотелось бы, чтобы и в государстве у руководства страны была сформирована внятная и понятная идеология развития страны. Есть примеры плохой миграционной политики – Германия, Франция, и есть некие разумные элементы миграционной политики. И хотелось бы понять: государство готово в ближайшее время рассказать, что оно собирается делать в той или иной области для того, чтобы мы сформировали идеологию? А дальше техническое исполнение – это уже работа технического характера.
- Уважаемый Игорь Сергеевич, я знаю ваше внимание к проблемам идеологии. Но, я думаю, здесь у вас все-таки есть некое смещение понятий. Кстати, я отвлекусь немножко от вашего конкретного вопроса. Я считаю, что в том числе нормы Конституции, которая сейчас есть, где говорится о запрете какой-либо идеологии, это было обусловлено принятием Конституции в 93-м году после наследия КПСС, вот той идеологии. Я думаю, что не нужно писать о том, что должна быть какая-то идеология, но вот такой императив запрещающий, мне представляется, в будущем, наверное, надо внимательно посмотреть
(я просто свои мысли высказываю).
То, о чем вы говорите, скорее, можно назвать, наверное, государственной промышленной политикой, потому что, слава богу, у нас нынешнее Правительство не боится этих слов, не вздрагивает, как в свое время министр экономического развития говорил, что какая может быть промышленная политика у государства, основанного на рыночной экономике?! А мы же знаем, что все тарифы, пошлины – что это, как не та же самая промышленная политика.
Но я, наверное, выскажу свое предположение, что мы получим многие ответы на вопрос, куда наша страна пойдет, как она пойдет и что будет в приоритетах, уже в послании нового Президента весной этого года. Наверное, уже после инаугурации он может выступить, наверное это будет в мае. И вот там я думаю, что по определениям мы как раз услышим, и услышим, возможно, о новой программе нового Правительства из уст Владимира Владимировича Путина. Но если это всё будет так, как мы планируем. Так что дождемся – услышим.
В.А.Тюльпанов:
- Пожалуйста, Бабич Елена Владимировна.
Е.В.Бабич:
- Уважаемый Сергей Михайлович, в прошлом году был резкий взлет цен на основные продукты питания. И одной из причин этого взлета называлась наша продовольственная зависимость от Запада. Скажите, пожалуйста, что планируется делать в области продовольственной независимости, продовольственной безопасности нашей страны? И еще скажите, пожалуйста, о ген-модифицированных продуктах, насколько это угрожает России. Спасибо большое.
- Спасибо, Елена Владимировна. Вы знаете, вчера примерно такой же вопрос, может быть немножко в другой редакции, но суть та же, мы тоже задавали Владимиру Владимировичу, потому что когда более 40 процентов продовольствия на наших столах импортное, это, конечно, представляет угрозу национальной безопасности.
И у Президента России есть понимание, что, конечно, эту ситуацию нужно менять. Резко… Ну, допустим, один из моих коллег сказал: давайте просто запретим ввоз импортного продовольствия. Но понятно, что будет у нас на прилавках наших магазинов, потому что, к сожалению, тут очень много причин. Нынешнее положение нашего сельского хозяйства не позволит прокормить нас сегодня только отечественными товарами, хотя к этому нужно стремиться, и Президент об этом сказал, то есть здесь нужно быть очень осторожными.
С точки зрения того, какие меры принимаются, ну, прежде всего, ответ лежит на поверхности. Без государственного влияния на аграрный сектор, на сельское хозяйство, а если еще проще сказать, без достаточного государственного финансирования никогда мы ничего не будем делать. Здесь я с удовольствием хочу процитировать Дмитрия Анатольевича Медведева, с которым я разговаривал как с кандидатом на пост Президента, выясняя его позиции по тем или иным вопросам. Вот он дословно сказал, что когда он занялся национальными проектами, в том числе национальным проектом по сельскому хозяйству, и стал ездить реально в российское село и передовые хозяйства и, наоборот, туда, где всё плохо, вот у него как у городского жителя абсолютно поменялись ориентиры и ценности. Он понял, что, действительно, без государственного финансирования никогда ничего никакие фермеры не сделают. Здесь нам нужны мощные современные предприятия, с современными технологиями, и обязательное мощное государственное финансирование. Я думаю, что по этому направлению мы и пойдем. Насколько быстро – ну, это будет уже другой вопрос.
По ген-модифицированной продукции. Вы знаете, что принимался закон, и мы внимательно… Мы сначала отклонили закон, который позволял запускать на наши рынки без того, чтобы показывать людям, что же реально в том или ином продукте, есть ли там измененные ген-модифицированные составляющие или нет. Я считаю, что все-таки мы не полностью решили этот вопрос, но все-таки обязали всех поставщиков (и импортного продовольствия, и нашего) указывать, если там есть ген-модифицированная продукция.
Ученые высказывают вот какое мнение. Для того чтобы понять, влияет или не влияет, должны пройти десятилетия. У нас сейчас опыт использования – 20 лет в такой активной фазе, не больше, и то только в последние годы стало более активно развиваться. Поэтому, конечно, у людей есть опасения, и они, в общем-то, оправданы. Поэтому первая задача – потребитель (покупатель) должен четко знать, есть в той или иной продукции ген-модифицированная составляющая или нет, и каков ее процент. И там есть тоже норма, которая законом сейчас установлена. Но я не думаю, что это сегодня представляет какую-либо опасность для нашего здоровья. Но мы здесь сейчас опять вернемся к проблеме или к вопросу о нашем сельском хозяйстве. Таких площадей, экологически чистых, для производства экологически чистого, не модифицированного продукта, как у России, нигде в мире нет, в Европе уж точно нет. И мы не можем, к сожалению, использовать, а у нас даже пахотные, вообще просто сельхозугодья и земли всё время сужаются, как шагреневая кожа. И здесь опять же без государственного влияния, без поддержки, без финансирования мы эти вопросы не решим. Спасибо.
Е.В.Бабич:
- Спасибо.
В.А.Тюльпанов:
- Спасибо. Пожалуйста, Тимофеев Игорь Владимирович.
И.В.Тимофеев:
- Глубокоуважаемый Сергей Михайлович, мой вопрос касается любого жителя Санкт-Петербурга. И Президент Владимир Владимирович Путин, и Губернатор Валентина Ивановна Матвиенко в своих посланиях ставили задачу об улучшении качества медицинской помощи. Первые шаги в этом направлении сделаны, постановления приняты Правительством Санкт-Петербурга, и федеральный закон сейчас передает управление качеством с федерального уровня на субъектный уровень.
Но возникает одна проблема. В этом федеральном законе прописано, что будет осуществляться контроль качества муниципальной и частной медицины. По отношению к Санкт-Петербургу и Москве это выглядит так. Муниципальной у нас нет, и, получается, вся медицина осталась на том же уровне по контролю, то есть никакой передачи субъекту серьезных полномочий по контролю качества в здравоохранении в Санкт-Петербурге, по крайней мере, не произошло. Вот согласны ли вы поддержать инициативу наших депутатов о том, чтобы внести изменения, чтобы в Санкт-Петербурге всё было, как во всей остальной стране, чтобы субъект контролировал качество медицинской помощи?
- Игорь Владимирович, я готов поддержать любую инициативу, которая будет направлена на улучшение здоровья наших граждан и на обеспечение бесплатным качественным здравоохранением наших граждан. Вы знаете, вы затронули проблему – муниципальные, государственные, частные. Я считаю, что нам нужно принимать федеральный закон о стандартах предоставления бесплатной качественной медицинской помощи. В любой поликлинике, в любом фельдшерском пункте, куда бы человек ни пришел, должен быть перечень того, что ему гарантированно дадут бесплатно: будь то анализы, будь то диагностика, будь то лечение. Если он хочет что-то еще (в этом же учреждении, не частном), пожалуйста, за деньги ты можешь еще что-то. Но то, что положено бесплатно, и то, что гарантирует любому человеку нормальное лечение или нормальную диагностику, это должно быть гарантировано государством. Вот, мне кажется, тот идеал. И такой закон о стандартах в здравоохранении нужно, мне кажется, тоже принимать на федеральном уровне, чтобы все знали, и в прямом смысле довести до каждого медицинского учреждения.
Кстати, я, пользуясь возможностью, проинформирую. Вчера выступал перед нами Дмитрий Анатольевич Медведев. Вот он тоже обратил внимание. Я уже упомянул один такой нюанс по изменению возраста молодой семьи до 35 лет (это очень важно), но он еще обратил внимание. В начале национальных проектов была ставка сделана на создание 15 новых высокотехнологичных медицинских центров, которые строятся с нуля. Но уже по ходу вдруг поняли: ну, хорошо, а у нас, допустим, в Питере уникальные клиники. Во многих областных городах есть уникальные клиники, хорошо оснащенные, там блестящие медики-профессионалы. И что же, так сказать, они? И теперь уже в 37 регионах существуют вот такие региональные центры, которые будут, в том числе, финансироваться, и через которые можно будет любому гражданину с этой территории и с ближайшей получить вот такую высокотехнологичную операцию, диагностику и так далее. Вот это абсолютно верный подход, и я думаю, что к этому нужно стремиться. Спасибо.
И.В.Тимофеев:
- Спасибо.
В.А.Тюльпанов:
- Спасибо. Пожалуйста, Ольховский Александр Сергеевич.
А.С.Ольховский:
- Уважаемый Сергей Михайлович, я хотел бы, пользуясь случаем, выразить искреннюю признательность вашему заместителю Михаилу Ефимовичу Николаеву за его колоссальную, на мой взгляд, работу по поддержке кооперации. Я считаю, что сейчас это наиболее эффективный представитель власти, который работает в сфере поддержки кооперации, в частности кредитной кооперации. Это замечают все люди, которые работают в этой сфере.
И теперь мой вопрос. Если смотреть по складывающейся документальной базе, идет сокращение контрольных функций государства по техническому контролю за строительством. Считаете ли вы вот такую тенденцию правильной, и если правильной, то каким образом вы предполагаете компенсировать риски последующих возможных неурядиц? Спасибо.
- Александр Сергеевич, я считаю, что контроль, в том числе технический контроль, во всех сферах нашей жизни должен быть обеспечен. Мы же с вами видим, что происходит в первые дни нового года: уже три взрыва бытового газа. Это же говорит о том, что, понятно, кто-то где-то включил, погасло, газ пошел. Но совершенно очевидно, что это произошло, в том числе, из-за некачественного состояния газовых труб, вот этого всего газового хозяйства. И вот мы, кстати, вчера говорили, что необходимо вообще провести ревизию и вообще просто профилактические меры нужно проводить, потому что холодно, люди греются, включают газ на кухне для того, чтобы в квартире было тепло, и потом получается то, что получается.
В этой связи какой выход? Вы знаете, что сейчас мы стоим на таком как бы безвременье с точки зрения технического регулирования. И вот законы о техническом регулировании только-только идут, их должно быть несколько тысяч на самом деле, потому что все существующие ГОСТы сейчас как бы еще действуют, но проблема именно в том, что кто-то считает обязательным для себя использовать старые ГОСТы, а кто-то считает себя свободным. Но новых технических регламентов нет, будь то строительство, будь то транспорт, любые сферы. И вот сейчас такая работа Правительством и Федеральным Собранием ведется. Первые законы, именно первые технические регламенты сейчас пойдут прямо в весеннюю сессию, там очень большой пласт работы. Но страдать в конце концов, к сожалению, будут люди, в том числе иногда путем вот каких-то человеческих жертв, потому что, если нет технического регулирования и нет контроля, это могут быть и ошибки при строительстве, когда, помните, тоже были случаи, когда только что построенный дом рухнул, потому что там не было такого контроля. Но я думаю, что вот это как раз… Как только появится нормативная база, то есть что контролировать и что проверять, с точки зрения контрольных функций, у нас они существуют: и гостехнадзор, и многие-многие другие, но они сейчас просто не вооружены. Вот это сейчас первоочередная задача прежде всего законодателя, но вместе с Правительством. Спасибо.
В.А.Тюльпанов:
- Спасибо. Пожалуйста, Солтан Павел Михайлович.
П.М.Солтан:
- Уважаемый Сергей Михайлович, планирует ли государство оказывать существенную поддержку для развития фермерства в России? Ведь это один из вопросов решения продовольственной проблемы. И потом, мы все прекрасно знаем, что за рубежом это довольно-таки успешно работает, и прежде всего люди ощущают на себе.
- Во-первых, Павел Михайлович, вы знаете, что в рамках национального проекта уделено должное внимание вот этому сектору и получению кредитов. В рамках одной из программ национального проекта по племенному скоту как раз фермерские хозяйства могли подключиться к этой программе. Я, кстати, сам по обращениям людей, граждан, помогал в этом. Я думаю, что это очень мощный сегмент в обеспечении продовольствием нашей страны. И сейчас есть интересный опыт кооперации фермерских хозяйств, то есть когда они, допустим… У них же проблема сбыта. Они сейчас умеют производить продукцию, а потом зачастую они остаются один на один с сетевыми монополистами, этими торговыми продовольственными компаниями. И вот сейчас тоже такие интересные наработки есть. Государство поддерживало и будет поддерживать фермера и в рамках национального проекта, который, кстати, обязательно будет продолжен. Сейчас два года прошло, и завершения никакого не будет по всем четырем национальным проектам, и в том числе этот аспект обязательно будет в центре внимания государства.
В.А.Тюльпанов:
- Спасибо. Пожалуйста, последний вопрос – Горлов Александр Павлович.
А.П.Горлов:
- Уважаемый Сергей Михайлович, сегодня с высокой трибуны мы давали высокую оценку Уставу города, конституции города. Я хотел бы обратить внимание Собрания и ваше на то, что в течение почти года ряд депутатов лишен права и возможности осуществлять свои функции, то есть лишен приёмных для работы с населением. Вопрос к вам такой – ваше личное отношение к этой проблеме, и не могли бы вы использовать свой авторитет для того, чтобы изменить эту ситуацию в городе?
- Уважаемый Александр Павлович, вы знаете, я с утра встречался с членами своей фракции. Насколько мне стало известно, три депутата фракции «Справедливая Россия» в трех районах не имеют своих приёмных, то есть на самом деле нарушаются не только права депутата, но и права граждан на получение консультаций и помощи от своего депутата. Я считаю, что это абсолютно недопустимо. В этой связи, Вадим Альбертович, может быть, давайте соберите вообще информацию от всех депутатов, не важно какая фракция, здесь политическая, партийная составляющая не имеет абсолютно никакого значения. Ну, давайте… я могу подключиться и готов подключиться к этому вопросу, потому что это просто недопустимо. Я еще раз сделал бы акцент не на том, что нарушаются права и не дается исполнять свои обязанности депутату, но, прежде всего, нарушаются права избирателей, права наших петербуржцев.
А.С.Ольховский:
- Совершенно верно.
- Я считаю, что это недопустимо. Надо срочно этот вопрос решать. И вы правы – год уже прошел, сейчас в марте будет год. И, конечно, за это время нужно было решить этот вопрос.
В.А.Тюльпанов:
- Сергей Михайлович, мы, как вам известно, избирались от единого округа Санкт-Петербург. Это подсчитывали голоса по бывшим территориям. Поэтому у нас…
- Вадим Альбертович, бог с ним, что по единому округу, но согласитесь, что каждый депутат… Где у него будет общественная приемная – это отдельный разговор, но то, что у него должна быть приёмная, чтобы он вел приём, мне кажется, это совершенно очевидно. И здесь надо смотреть более принципиально.
Спасибо, уважаемые коллеги. Я вижу – больше нет вопросов. Да, Вадим Альбертович?
В.А.Тюльпанов:
- Да, вопросов нет.
- Спасибо большое. Я еще раз хочу пожелать вам успехов. И до новых встреч. Как всегда после каждого заседания, а у нас открытие сессии 30 января, вы будете получать письменный отчет со всем пакетом документов, с которыми всегда можете ознакомиться у моего помощника-советника Александра Рудольфовича Бородушкина. Спасибо. Успехов вам. До свидания.
В.А.Тюльпанов:
- Давайте поаплодируем Сергею Михайловичу за ответы на вопросы.
По материалам пресс-службы Законодательного собрания г.Санкт-Петербурга.