МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Интервью программе "Актуальный разговор" на 3 канале

23 января 2011

- В понедельник на совещании Президента с представителями обеих палат Федерального Собрания обсуждался один из самых болезненных для России вопросов - национальный. Председатель Совета Федерации, Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов предложил на этом совещании принять в России закон "О национальной политике". С Сергеем Мироновым мы побеседуем в программе "Актуальный разговор".

-  Сергей Михайлович, на встрече с президентом в понедельник Вы предложили внести на рассмотрение в Госдуму законопроект "О национальной политике". А что, по вашему мнению, должно быть в этом законопроекте?

- Россия - многонациональное и многоконфессиональное государство. Совершенно очевидно, что все взаимоотношения между разными народностями, нациями в нашей стране должны строиться на основе закона, который говорит о том, что же такое национальная политика и межнациональные отношения в нашей стране. Закона, который, безусловно, ориентируется на развитие и укрепление национально-культурных основ любого народа и любой нации. И здесь, прежде всего, нужно сказать о русском народе и о русской великой культуре. Мы ни в коем случае, не должны о ней забывать, понимая, что это фундамент.

Более предметно, наверно, не имеет смысла говорить; закон вводит дефиниции, юридические определения. И закон  регулирует, действительно очень непростую ткань правоотношений, которые вольно или невольно возникают в этой сфере. Поэтому наша Палата, которую мы не без основания называем Палатой регионов, взялась за подготовку такого законопроекта. Ведет ее профильный Комитет по федеративным делам и региональной политике. На встрече с президентом я сказал, что работа завершается.

- А как  на это отреагировал  президент? Он согласен, что такой закон?

- Думаю, необходимость и значимость такого закона очевидна для всех. Президент уточнил, кто работает над этим законом.

- А как вы относитесь к предложению Геннадия Зюганова ввести в Совете Федерации палату национальностей и официально признать русский народ основой российского государства? Вот я процитирую Геннадия Андреевича, он на этом совещании с президентом сказал: "Отношения сейчас к русскому народу по всем критериям международной практики попахивают геноцидом".

- Геннадий Андреевич полемически заострил ситуацию, как он это умеет делать. Безусловно, никакого геноцида нет. Однако я считаю неправильным, когда мы, не забывая о малых народах нашей страны, считаем нормой не упоминать о русском народе, о значимости русской культуры как о само собой разумеющимся. Мы не должны забывать о том, какая культура составляет основу нашего государства и на какой базе, умножаясь и обогащаясь, стоятся национальные культуры в нашей стране. Поэтому я считаю, что действительно необходимо принимать такой закон.

Вы упомянули высказывание Зюганова, вообще-то, это была встреча руководства двух палат с президентом. От нашей палаты выступили двое, от Государственной Думы выступило 6 человек: из них двое почему-то - представители либерально-демократической партии. Выступления и одного и второго представителей ЛДПР, мягко говоря, были не самыми лучшими. Многие высказывания этих "господ" даже были оскорбительны для меня, как для русского человека.  В частности, оскорбительными для меня и моего заместителя Ильяса Магомеда-Саламовича Маханова, прозвучали  рассуждения о достоинствах и недостатках тех или иных национальностей.  То что, вольно или невольно, к сожалению, звучало из уст представителя ЛДПР,  абсолютно недопустимо.

- Но выступал еще и Зюганов. И вот как вы относитесь к этому предложению о введении Совета по национальностям?

- Спасибо, что напомнили. Из 166 членов Совета Федерации 104 являются коренными выходцами из тех или иных регионов. Да, это не 166. Но согласитесь, значительно больше половины. В нашей палате работают представители 42-х национальностей нашей страны. И если Геннадий Андреевич этого не знал, то мне остается только сожалеть. Мы неформально называем Совет Федерации палатой регионов, ведь он представлен практически всеми национальностями и народностями, которые есть в нашей стране.

- Ангела Меркель недавно признала, что из Германии не получился "плавильный котел народов". Владимир Путин после событий на Манежной сказал, что и у нас "пока не получается создать новую общность людей и российский народ". А мы с вами хорошо помним, как начинается наша Конституция: "Мы многонациональный народ Российской Федерации". При этом о русском народе ни слова нет в нашей Конституции…

- Я на встрече с президентом сказал, что нам четко нужно разделять "этнический" и гражданский национализм. Когда мы выезжаем за рубеж не важно, представитель какой ты национальности. Ты из России – ты русский! Но у нашего многонационального народа есть и коренные национальные интересы. Мы четко должны помнить, что большинство нашего народа составляют русские и ни в кое мере не должны как бы в кавычках забывать об этом факте  нашей жизни.

Когда мы говорим, нужен ли "плавильный котел", я хочу напомнить об уникальной особенности России  на всем историческом развитии. Еще Екатерина Великая сказала, что Россия, "сколько народов приняла, столько и сохранила". Именно сохранила, как народ с языком, с культурой, своими национальными традициями.

Да, мы ощущаем себя великой нацией. Наше достоинство и наше даже конкурентное преимущество то, в том, что у нас есть уникальный опыт не только совместной жизни.  Кстати, ненавижу это "толерантность" которое нам навязывают. Мне все время видится при этом слове такая картина: вот сидит один человек, зубы сжал и крепится, что есть силы, значит, а ему очень все не нравится.

Нас связывает настоящая дружба, настоящее единение; у нас общие цели, у нас история.

 Если мы возьмем историю Великой отечественной войны и посмотрим даже на список героев Советского Союза, вы увидите там практически все нации и народности. И поэтому я убежден, что Россия не должна быть "плавильным котлом". Россия - это уникальное образование, в котором каждый народ развивается на основе своих традиций, но на фундаменте великой русской культуры и, в том числе, благодаря чертам русского народа. Благодаря великодушию русского народа, уважению к соседям, умению договариваться, жить в дружбе, а не воевать, уважать чужие обычаи.

Когда мы ездим к кому-то в гости, мы никогда не ведем себя так, как мы можем позволить себя вести у себя дома. Мы помним, что мы все-таки находимся в гостях. Это к вопросу уже о том, что очень волнует и, мягко говоря, беспокоит наших граждан. Я об этом тоже говорил.

- Если можно, Сергей Михайлович, об этом мы чуть позже поговорим.

- Хорошо.

- Обязательно. Вспомнили начало Конституции?

- Да.

- Как вы считаете, может быть стоит подправить его?

- А я считаю, что поправлять не обязательно. А вот сказать в нем о роли и значимости русского народа, я считаю вполне возможным и нужным.

- Вы уже затронули эту тему: президент призвал бороться с национализмом и поставил его в один ряд с расовой нетерпимостью и неонацизмом. Но как Вы совершенно справедливо сказали, национализм бывает и позитивным,  когда человек заботится о своем народе и ничего плохого не думает о других…

- Безусловно, поэтому и нужно об этом не только думать, но и в хорошем слове, пропагандировать и учить этому.

Я убежден, что давным-давно в наших школах нужно ввести такой предмет, как история традиционных конфессий. Ну, скажем так, традиционными считаются четыре: православие, ислам, иудаизм и буддизм. Пускай на Кавказе, в кавказской школе изучают и что такое православие и что такое, безусловно, ислам и что такое иудаизм и буддизм. И в Москве, и в Петербурге, и на Дальнем Востоке и в республике Саха-Якутия, и в Татарстане и в Башкирии… Для чего? Да для того, чтобы не удивлялись, почему у такого то народа такие-то традиции. Почему в такие-то дни у них принято делать так, а в такие-то дни принято делать иначе.

Я вас уверяю, если бы это было в школе, у нас бы не было неприятных инцидентов. Когда, например, в очень значимый день у мусульман, когда идет жертвоприношение, бедного барана не режут прямо на улице, на глазах у ничего не понимающих детей и у тех, кто жил здесь всегда и таких обычаев не видел. Нашим дорогим и уважаемым мусульманам просто не пришло  бы в голову это делать, если бы они представляли, какое недоразумение возникнет.

Я убежден, что в нашем многонациональном государстве нужно формировать национальную и межнациональную политику и проводить ее в жизнь. В том числе через воспитание, через обучение, через знания. Обратите внимание, любой маленький ребенок, если к вам в гости пришел незнакомец, бежит, схватится за маму или папу, пока не увидит, что родители с добром встречают гостя, расположены к нему.  Психология взрослого человека на самом деле, она очень похожа, особенно, молодежи. Незнакомое сначала вызывает настороженность, которую так легко превратить в отчуждение и ненависть…

Многие этим пользуются, нужно сказать очень умело, потому что, коль никто не занимается воспитательным процессом, свято место пусто не бывает. Находятся люди, которые говорят: У тебя нет работы, и ты нигде не учишься! А это знаешь, кто виноват? Вот - понаехали, вот они все и виноваты! Да? И начинается, то, что уже как раз и называется словом "национализмом". Это вообще недопустимо для нашей страны, победившей фашизм.

И вот все-таки я тогда возвращаюсь к тому, о чем я начал говорить: мы бываем в гостях, то мы должны себя вести соответствующим образом. Если у нас свободное перемещение и у нас абсолютно любой гражданин России из любого субъекта федерации может жить там, где он хочет. Но я считаю, что местные власти, не должны сквозь пальцы наблюдать, как на территории традиционного проживания одних народов создаются анклавы, поселки, улицы, иногда отдельные кварталы, где приезжие не хотят жить по тем традициям и по тем правилам, по каким живет основное население.

- Это вызывает напряженность ...

- Это вызывает не то, что напряженность, это вызывает столкновения, на национальной почве. Если ты приехал, будь добр уважать традиции, обычаи, чувства, в том числе и чувства верующих людей, которые исповедуют другую религию, и не навязывай им свою манеру поведения. Со стороны властей нужно следить за коррупционной составляющей, из-за которой зачастую такие анклавы возникают. Где-то получили взятку, получили разрешение, получили еще, еще и еще… И вот уже люди не понимают, почему мы тут испокон веков жили, а потом приехали люди, которые не хотят считаться с нашими традициями и с нашими обычаями. К сожалению, иногда и не хотят считаться даже с законами. Позволяют себе, имея, может быть, какие-то деньги, откупаться. Вот что вызывает возмущение и что вызывает просто неприятие.

Если мы вспомним те же события на Манежной площади, то, прежде всего, молодые люди были возмущены несправедливостью со стороны правоохранительных органов, которые отпустили лиц, обвиняемых и подозреваемых в убийстве. Вот что их возмутило. И в этой связи мне представляется, что вот здесь очень внимательно нужно следить всем органам власти за тем, чтобы никогда не было возможности почвы для вот такого ощущения несправедливости, тем более на национальной почве. Тем более на национальной почве в нашем многонациональном государстве.

Я убежден, что еще одна есть причина, которая приводит к сегодняшним столкновениям на национальной почве — огромное социальное расслоение наших граждан. Кроме отсутствия воспитания,  отсутствия пропаганды, в хорошем смысле слова, и отсутствия даже самой идеологии — той самой национальной и межнациональной политики в нашей стране, которую только вот мы пытаемся сформулировать и сформировать на базе закона, у нас еще есть очень большие проблемы, связанные с социальным неблагополучием, с социальным самочувствием наших граждан. Когда у нас разница в доходах  (по официальной статистике в самых низкооплачиваемых и высокооплачиваемых в 17 раз, а в Москве эта цифра достигает 45 раз), очень легко можно направить это неудовольствие своей жизнью, невозможность ее устроить на то, что в этом кто-то виноват, тот, у кого другой цвет глаз или другой цвет волос… Это абсолютно недопустимо, и государство должно думать о том, как обеспечить нормальное социальное самочувствие всех граждан. Как обычно говорят: обыкновенных граждан. Потому что чиновники и люди, имеющие толстые кошельки сами о себе заботятся, и прямо скажем, очень хорошо заботятся.

Я не люблю слова «простые люди». У нас каждый человек - это Вселенная, у нас вообще простых людей не бывает. Особенно россияне, которые всегда, как в песне поется, думают "сначала о Родине, а потом о себе". Россияне задают вечный вопрос: "А почему мы живем? А зачем мы живем?". "А как мы живем, а что мы строим в нашей стране? А куда мы идем? А в какой стране будут жить наши дети?". Это то, что искренне волнует россиян.

Еще Достоевский говорил, это то чувство, без которого россияне жить не могут. И здесь, безусловно, неудовлетворенность вот этим социальным расслоением, неудовлетворенность своим материальным положением. Когда люди видят как некие, непонятно значит, за какие красивые глаза, имеют все, а они ничего, создается почва, на которой произрастает национальная рознь.

- Если продолжить социально-экономическую тему. Действительно, похоже, здесь существует экономическая подоплека, потому что дотационные, так скажем, кавказские республики получают в 6 раз больше, чем любая из центральных областей России. Значительная часть этих денег разворовывается местными элитами. И они отправляют своих детей с большими деньгами или учиться, или отдыхать в центральные области России, а большие деньги вызывают чувство вседозволенности, так?

- Это то, о чем я уже и говорил. После известных трагических событий на нашем Северном Кавказе, я имею в виду первую, и вторую чеченскую войну, осталось очень активное бандподполье, которое до сих пор не уничтожено.  Там существует очень много проблем. Причина того, что молодые люди на Северном Кавказе зачастую идут к этим боевикам, кроется, в том числе отсутствие работы, отсутствии возможности учиться, нормально жить, потому что и у родителей денег нет. Эта экономическая причина актуальна.

Я специально хочу напомнить события уже фактически 6-летней давности в Нальчике в 2005 году, когда были совершены вооруженные нападения на здания органов власти. Тогда несколько сот боевиков,  участвовавших в этом нападении, были убиты. Пусть справедливо, но все-таки оборвалась жизнь молодых людей. Когда потом выяснилось, что туда приехали и взяли автоматы в руки студенты из петербургских и московских вузов, дети, родители которых выехали за рубеж, у них там все, простите, как молодежь говорит, «в шоколаде». Приехали туда они за идею. Вот это я считаю просто упущение государства. Повторюсь, свято место пусто не бывает. Если никто не занимается молодежью, найдутся те, которые начнут что-то внушать, например, внушать то, что никогда не присуще даже тому же исламу. Например, противоправные действия, осознанную смерть.  А причина в том, что в тех мечетях, в которых они посещали, зачастую проповедовали совершенно не то, что всегда было присуще традиционному исламу на территории России. И это тоже было упущение со стороны государства.

Возвращаюсь к мысли, когда мы говорим об экономической составляющей, которая подпитывает террористическое бандподполье, то не надо забывать и об идеологической составляющей — ее никто не отменял. Опять я говорю о необходимости принятия закона о государственной национальной политике — это все звенья одной цепи. Работа, я убежден, должна проводится повсеместно, не в режиме авральной пожарной команды. Проблемой на постоянной основе должны заниматься государство и все органы государственной власти: и муниципалитеты, которые ближе всего к людям, и региональная власть, и федеральная власть.

- И еще попустительство со стороны правоохранительных органов...

- Это отдельно...

- И коррупция в правоохранительных органах.

- Это отдельная тема, очень большая. Недавний арест генерал-лейтенанта милиции за взятки - это красноречивое свидетельство неблагополучия в милицейской среде.

Неслучайно проводится реформа, но здесь надо прийти к тому, что люди сегодня боятся милиционеров, не верят милиционерам. Притом, что милиционеры каждый год, и каждый день идут под нож, под бандитские пули, защищая нашу безопасность, и спасая жизни граждан, людей. Переименовать то переименуем. Парадокс, что когда, не дай Бог, с кем-то из нас случается, мы с вами кричим "Милиция" в расчете на то, что нам окажут содействие, нас спасут, нам помогут. И в тоже время, общий настрой - страх перед милицией, потому что действительно огромная коррупция, огромный не профессионализм. Здесь, безусловно, нужна реформа, но очень бы хотелось, чтобы эта реформа действительно привела к позитивным результатам.

Коль скоро эту тему затронули, не могу не сказать: я убежден, что все-таки в базовом законе нужно прописать все социально-материальные гарантии для сотрудников будущей полиции. Не потом, а сейчас, чтобы начать в милицию, или будущую полицию, не набирать, абы кого, а отбирать. Причем, отбирать лучших, чтобы работа в полиции была престижной, и чтобы человек понимал, что он получает очень большую зарплату, у него социальный пакет, решена жилищная проблема, отличная пенсия - только работай честно, работай для людей и не пытайся использовать свое служебное положение для решения своих материальных проблем. Помни, что ты давал присягу стране и ты, действительно, стоишь на страже закона. Вот как должно быть, надеюсь, что в конечном итоге мы к этому придем.

- Продолжим тему Кавказа. Поведение некоторых представителей кавказских народов в Центральных областях России вызывает такое отношение местного населения, может быть, даже уже ненависть, можно так сказать, что значительная часть русских жителей не только русских уже не хотят жить в одном государстве с некоторыми этими народами. Есть такой факт, правда? И что бы вы ответили тем, кто предлагает убрать Кавказ из состава Российской Федерации или построить отношения России с Кавказом, на примере отношений Израиля и Палестины?

- Наши отцы и деды не простили бы нам такую легкомысленность и такой очень упрощенный подход. Наши предки не для того собирали Единое Великое Государство Российское, собирали очень непросто и защищали в войнах. И прежде всего, в самой страшной войне – Великой  Отечественной война. Мы помним как в 42 году, когда немцы были уже на Кавказе, и когда поднимали там свои фашистские флаги, какой ценой отвоевали мы все это обратно. "Расфукать"  все это проще простого. Я убежден, что мы не должны никогда поступиться даже единой пядью нашей земли. Мы не должны ее отдавать, а должны создать такие условия жизни для всех народов и национальностях в нашей стране, что бы она действительно была святой для каждого из них.  Я абсолютно убежден, что нельзя «отгораживаться забором». Нельзя сказать: вот, вы идите той дорогой, а значит, мы пойдем своей дорогой. Это наша земля, это наша родина, общая родина, это наш общий дом и мы должны совместными усилиями наводить порядок в своем доме. Мы должны пресекать любые проявления и национализма, вот такого именно этического, и нацизма. Мы должны действительно сделать так, чтобы закон был одинаков для всех без исключений, несмотря ни на посты, ни на звезды, ни на толщину кошелька, ни национальность. Вот это должно быть просто единым правилом. И тогда, я вас уверяю, что многие вопросы просто автоматически начнут сниматься.

Еще раз хочу подчеркнуть: воспитание, в том числе преподавание в школе, доведение сути нашей межнациональной политики до каждого гражданина нашей страны - это обязанность государства.

- Как вы думаете, Сергей Михайлович, может быть, в составе того закона, который вы предлагаете, стоит ли ввести уголовную ответственность за русофобию?

- Если мы говорим об уголовной ответственности, что такое "русофобия"?  Это преследование или уничижение русского народа. Значит, если мы говорим о недопустимости любых проявлений превосходства любого народа над другим, то это должно быть обязательным для всех, для любой нации и для любой национальности, включая, безусловно, и русскую. И закон, как я сказал, должен быть один для всех. Но если мы говорим об ужесточении мер наказания за разжигание межнациональной розни, то это, безусловно, не этот закон, о котором мы говорим.

- В имени вашей партии есть слово "справедливость". И у многих русских есть сейчас ощущение, что именно справедливости и им не хватает. И та партия, которая пообещает справедливость русскому народу на честных выборах наверняка победит с разгромным счетом. Как вы считаете?

- Наша партия действительно на своих знаменах написала святое для всех россиян слово "справедливость". Я уже говорил, это чувство справедливости присуще русскому народу, да и всем народам нашей великой родины. Мы говорим именно о базовых принципах справедливости, для нас это - "жить по совести".

Когда вы поговорите с любым человеком, с любимым образованием и любой национальности, расскажете бытовую или, напротив, мегаполитическую ситуацию и спросите справедливо или нет, человек безошибочно ответит. Внутренние весы в сердце каждого россиянина, чувство справедливости и несправедливости, существует. И мы действительно хотим, чтобы люди в нашей стране жили в соответствии с духовными, и материальными, потому что мы -  великая нация. Мы великий народ, многонациональный народ России и это наше действительно конкурентное преимущество и в XXI веке. Я убежден, что Россия покажет всему миру тот путь, тот выход из тупика интеллектуального, даже, материального, которое показывает общество потребления. И мы абсолютно убеждены, что Россия станет интеллектуальным и духовным лидером.

- То есть вы - оптимист?

- Безусловно, оптимист, потому что я верю в справедливость для России.

- Большое вам спасибо, Сергей Михайлович, что вы согласились ответить на вопросы программы "Актуальный разговор".

- Спасибо.

 

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International