Первый вице-премьер Игорь Шувалов на днях фактически объявил, что дороги в России рано или поздно станут платными без создания альтернативных бесплатных. "Собеседник" попросил прокомментировать это странное заявление экс-спикера Совета Федерации депутата Госдумы Сергея Миронова.
– Пока ввести повсеместную плату мешает федеральный закон. Надолго ли? Что этому напору власти могут противопоставить общество и Дума?
– Заявление Шувалова действительно дикое. В мае "Справедливая Россия" внесла проект федерального закона, где мы предложили закрепить следующие позиции. Ни в коем случае не делать платными дороги, если нет альтернативного пути, состояние которого должно поддерживаться на достойном уровне. Это раз. Большинство федеральных (да и местных) трасс было построено в советское время на деньги налогоплательщиков. Все эти дороги уже не единожды оплачены нами. И делать их платными недопустимо.
Потому что введение платы за проезд по дорогам (без создания альтернативы) – это удар по кошелькам граждан. Это непременный виток инфляции и рост цен на все товары, которые перевозят по дорогам. Ясно же, что все расходы перевозчики будут закладывать в тарифы. Пока большинство в Госдуме у единороссов, опасность введения платных дорог очень велика: если велят изменить статью федерального закона, все дружно проголосуют "за".
– Может быть, если введут платные дороги, отменят транспортный налог?
– Вряд ли. Пока правительство к этому, кажется, не готово.
– Но ведь Росавтодор создали именно для того, чтобы строить федеральные трассы. Бесплатные. А они сразу заговорили о введении платных дорог. Создали местные дорожные фонды. А регионы уже просят разрешить использовать деньги на другие цели. То есть деньги есть, а все плачут, что без платных дорог – одни колдобины. Почему?
– Скажу грубо, но зато будет точно: пилить становится нечего. В принципе вся суть "платных" предложений сводится только к этому.