"Справедливая Россия" одной из первых поддержала Ассоциацию туроператоров в борьбе с законодательными властями, которые одобрили ко второму чтению проект поправок в "Закон о туризме". О том, почему "Справедливоросы" поддержали АТОР, а также о перспективах развития туризма в стране, рассказывает глава фракции "Справедливая Россия" Сергей Михайлович Миронов.
– Сергей Михайлович, фракция "Справедливая Россия", которую вы возглавляете, поддержалапозицию Ассоциации туроператоров России (АТОР) – не принимать, одобренные Комитетом по предпринимательству и экономической политике Госдумы поправки в "Закон о туризме".
– Удивительно то, что Комитет по предпринимательству одобрил поправки, которые, по сути, ограничивают предпринимательство в сфере туризма. Как вы знаете, подавляющее большинство туристических компаний являются малыми предприятиями. Мы, наша партия, поддерживает "демократию участия", когда каждый предприниматель свободен и готов к любым инициативам, а уж задача государства – создать такие условия, при которых малый бизнес мог бы действительно процветать и развиваться. Ведь именно малое предпринимательство – основа экономики многих развитых стран.
– Сейчас развитие внутреннего и въездного туризма – в центре внимания многих властных структур. Как вы оцениваете перспективы отрасли?
– Ну, если у нас будут принимать такие законопроекты, которые проталкивал думский комитет, то мы вообще о любом туризме сможем скоро забыть. Бизнес уйдет в тень, а суды будут завалены жалобами обманутых туристов. Не очень понятно, кому вообще это может быть выгодно.
Что касается развития внутреннего туризма, то мы в "Справедливой России" считаем, что лучший способ воспитать патриотические чувства и гордость за свой народ – это путешествия по нашей стране, возможность увидеть многообразие культур и их общность.
– К сожалению, путешествовать по стране довольно дорого. И этой возможности зачастую лишены даже социально- активные слои населения, что уж говорить про пенсионеров или школьников. По статистике, столицу своей Родины видели лишь 2% населения России.
– Это огромная проблема. В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, пенсионеры, инвалиды. У нас, по разным оценкам, насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. Но возникает вопрос – как расходуются эти средства. И, кроме того, если в странах ЕС предусмотрены специальные цены на все услуги, в том числе транспортные и туристические, то у нас этого и в помине нет.
Вот, например, в советское время, объем обслуживания туристов БММТ "Спутник" составил 6,2 млн. человек в год, а объем услуг - 365 млн руб. (в ценах 1989 г.).Различного рода скидки и льготы на туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% от их стоимости, и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.
В 90-х вся система социального туризма распалась, а ее элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом.
– Формально у нас есть, например, студенческие тарифы на транспорте, однако это, по сути, фикция, поскольку, в денежном выражении эти тарифы мало чем отличаются от базовых, стандартных тарифов.
– Именно эти вопросы и должно решать государство – возрождение социального туризма для учащихся и пенсионеров, специальные цены для нуждающихся в них категорий граждан. Мы – за справедливое распределение доходов и расходов общества между поколениями, чтобы молодежь могла рассчитывать на поддержку в начале жизненного пути, а пожилые люди – на нормальную старость. Одним из признаков нормальной старости в любом цивилизованном обществе считается, в том числе, и возможность путешествовать. Я уверен, что и наша страна придет к этому, при активном содействии партии "Справедливая Россия".