Стенограмма выступления Лидера Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Сергея Миронова в программе "Неделя глазами Сергея Миронова".
- C вами Михайлова Лариса. В эфире программа "Неделя глазами Сергея Миронова".
Здравствуйте, Сергей Михайлович. Ни одна из недель, которую мы с вами освещаем, не проходит без удивительных событий, которые наложат большой отпечаток на последующие 5-6 лет. Сейчас уже все говорят о том, как пройдут первые 100 дней нового российского правительства. Я имела честь наблюдать за выражением вашего лица в тот момент, когда вы слышали состав нового правительства. И что же лицо выражало? Лицо выражало гамму чувств от растерянности до удовлетворения, потому что, насколько мы знаем, были очень большие слухи и очень большой разброс самих кандидатур. Теперь уже, наверное, вы внутри себя разложили по полочкам весь состав правительства. Расскажите нам, пожалуйста, ваши впечатления.
- Наверное, все-таки весь состав обсуждать не будем. Скажу как раз о той составляющей гамме чувств, которую вы, вероятно, видели, потому что слухи были самые разные. Были в том числе разговоры о том, что на те или иные позиции будут назначены, скажем так, одиозные люди. В том числе кто-то из бывших министров. Сразу хочу сказать, что абсолютно не в логике нового правительства переназначение министром обороны господина Сердюкова. Он как раз из одиозных министров. Я считал, что нужно, конечно, пожалеть нашу армию и флот, и нужен другой министр, но будем наблюдать, что будет происходить.
С точки зрения тех назначений, которые прошли. Например, то, что будет один первый вице-премьер, абсолютно правильно. То, что это Шувалов... С одной стороны — Шувалов как либерал, с другой стороны — Шувалов как прагматик и профессионал. Поэтому можно сделать предположение, что Дмитрий Анатольевич Медведев будет много времени уделять политическому представительству и представительским функциям, реально же координировать работу премьеров и министров, наверное, будет этот единственный первый вице-премьер Игорь Иванович Шувалов. У него еще подготовка к АТЭС, и, надеюсь, что этот форум мы проведем на достойном уровне, что после того как гости иностранные уедут, все дороги, мосты и прочая инфраструктура не рассыпется по мановению палочки, как в известном фильме "Золушка". Надеюсь, что это послужит как раз и приморцам, и жителям Владивостока, и всем гражданам РФ. В любом случае кандидатура единственного первого вице-премьера, несмотря на то что его взгляды скорее я как социал-демократ не разделяю, но объективно это профессионал, это прагматик.
Такие вице-премьеры, как Дмитрий Казак, как Рогозин, я считаю, что эти люди на своих местах, это сильные вице-премьеры.
- А Лавров?
- Мы сначала говорим о вице-премьерах. Каждый из них будет курировать ту или иную сферу, и потом мы увидим, насколько они эффективны. То, что оставили Сергея Викторовича Лаврова — позитивно. Я его знаю. Это блестящий профессионал, и за внешнюю политику РФ в данном контексте я спокоен. У нас там много проблем, но они в меньшей степени зависят от позиции министра иностранных дел, потому что внешнюю политику вырабатывает и проводит президент. Плюс те проблемы, которые сегодня есть в международных отношениях. Некоторые из них десятилетиями не решаются, например, как так называемое ближневосточное урегулирование. Сейчас горячая ситуация вокруг Сирии, но я думаю, что все-таки внешняя политика России, самое главное, будет прагматичной. Зная Лаврова, думаю, что будет именно так.
То, что Фурсенко ушел из министерства образования и науки, это хорошо. То, что министерство не разделили на два, это плохо. То, что господин Ливанов ничего лучше не придумал, как в первом же интервью сказать, что ЕГЭ это замечательно и мы будем это усовершенствовать, я понял, что наше образование ничего хорошего не ждет, поэтому я от этого министра ничего позитивного не жду. Следующее заявление о необходимости сокращения вузов. Нет понимания вообще, чем живет Россия. В Москве, где очень много вузов и действительно здесь можно что-то посмотреть, это одно, а когда в том или в ином городе единственный вуз и для выпускников школы этого города нет возможности ездить в другие города и получать высшее образование и есть только единственная возможность получить высшее образование, то закрыть этот вуз неправильно. Давайте лучше пойдем другим путем, подтянем этот вуз до уровня, чтобы он соответствовал. Дадим нормальные зарплаты преподавателям, дадим возможность приехать в этот вуз преподавателям из других городов. Вот каким бы путем я пошел на месте министра, а министр делает те заявления, которые сделал.
То, что министерство здравоохранения и социального развития разделено на два, это то, на чем настаивала партия "Справедливая Россия". То, что пришла профессионал-врач по образованию, профессор, доктор наук, замечательно. То, что это заместитель министра Голиковой, настораживает. С учетом того, что все одиозные министры стали помощниками президента, не будет ли у нас как в советское время, когда любой министр должен был идти к соответствующему секретарю ЦК КПСС, курирующему отрасль, и согласовываться с ним. Не получится ли так, что у нас по-прежнему образованием и наукой будет командовать Фурсенко, здравоохранением — Голикова, транспортом — Левитин и т. д.
Это, честно говоря, настораживает. Говоря, например, о таком направлении деятельности правительства, как многострадальное сельское хозяйство, я сомневаюсь, что, может быть, блестящий юрист Федоров что-то там вообще сможет сделать. Это опять принцип такой, что неважно, имеет человек профильное образование, не имеет, имеет какой-то опыт работы или не имеет, он удобный, хороший человек, так давайте дадим ему пост. Как раньше на культурку бросали или на село, сейчас на село бросили Федорова. Боюсь, что нас ничего хорошего в этой связи не ждет. Даже беглый взгляд на правительство говорит о том, что противоречивые оценки, практика покажет.
Единственное, что тоже порадовало, не скрою, назначение профессионала Колокольцева на пост министра внутренних дел. То, что Нургалиева "ушли", правильно. Опять же, он теперь заместитель руководителя Совбеза. Может быть, на этой должности он как раз свои лучшие профессиональные качества и проявит, потому что Нургалиев явно не справлялся с руководством министерством внутренних дел. Но при этом я могу сказать, что вообще сам-то он человек порядочный. Другое дело, что, может быть, не смог выстроить работу и не очень адекватно представлял себе все сложности проведенной им реформы, которая, на самом деле, ни к чему хорошему не привела, собственно говоря, как и идеология самой реформы, переименование милиции в полицию, от него ничего толком позитивного мы не получили. Колокольцев — человек, который работал и в министерстве, и на земле, начальником ГУВД, прошел практически все ступени службы в милиции (полиции). Я думаю, что эта кандидатура вполне позитивна.
Очень много споров сейчас вызывает министр культуры Владимир Мединский. Я бы не торопился критиковать. Я бы, наоборот, высказал осторожный оптимизм, зная его взгляды, его умение четко вникать в проблему и докапываться до сути. Он неплохой полемист. Я рассчитываю, что как минимум хуже не будет, а как максимум мы действительно увидим то, с чего, собственно говоря, и начал Владимир Мединский. Его первые заявления вполне позитивны, когда он сказал, что нельзя финансировать культуру по остаточному принципу. Он вспомнил о работниках культуры. Он четко понимает, что нужно организовывать очень серьезную работу сначала по восстановлению позиций великой нашей русской культуры, а потом уже и по ее прибавлению и умножению. Поэтому я склонен скорее поддержать данное назначение и хочу пожелать Владимиру Мединскому успехов. Несмотря на то, что я возглавляю оппозиционную в том числе ему лично партию "Справедливая Россия", я думаю, что мы как раз можем найти очень много общих позиций по поддержке, развитию и укреплению нашей великой русской культуры, потому что это основа основ. Его слова о значимости культуры, образования и науки — это мое кредо, это программные положения партии "Справедливая Россия", такие его заявления и знакомство лично с ним вселяют в меня, как я уже сказал, осторожный оптимизм. По крайней мере если министр будет стараться что-то поменять в позитивном ключе, он всегда может рассчитывать в том числе и на поддержку нашей оппозиционной партии "Справедливая Россия", потому что неслучайно мы даже в программном документе, с которым мы шли на выборы в Государственную Думу, раздел "Культура" был открывающим программу. Всегда культура у нас по остаточному принципу, в конец, а мы наоборот — в самое начало, тем самым подчеркивая значимость культуры для всех процессов: и в экономике, и в политике, и в социальной жизни нашей страны.
- Есть еще очень молодой министр, которому всего 29 лет, Никифоров, который возглавляет министерство связи и массовых коммуникаций. Как вы вообще относитесь к младоминистрам?
- Как раз по поводу молодости более чем уместно вспомнить хорошую русскую пословицу: "Цыплят по осени считают". 100 дней пройдет, посмотрим, что у нас в сфере коммуникаций и высоких технологий будет, и тогда будем делать какие-то выводы. То, что молодым дают дорогу, это хорошо. Насколько такой скачок с республиканского уровня на федеральный — не закружится ли голова и сможет ли он адекватно отвечать на те вызовы, с которыми Россия сталкивается в том числе и в информационной, в IT-технологии, покажет время. Хочу пожелать ему успехов, удачи. Я был в Татарстане, я видел, как работают IT-парки, как все это функционирует. Очень позитивно и реально. Это не у сети и некая вывеска, мы просто заходили в обычный центр и видели, как они подходили, распечатывали нужные документы, тут же проводили какие-то оплаты, тут же получали консультации и все это с единого портала. Дай Бог, что мы увидим развитие этого и по всей нашей матушке России.
- Человек, который возглавляет правительство, премьер-министр Медведев, также возглавил в субботу и оппозиционную вам партию. Как вы теперь относитесь к его фигуре на посту премьер-министра?
- Собственно говоря, вы знаете, что наша фракция не поддержала и голосовала против кандидатуры Медведева. Мы остаемся при своей позиции. Мы знали, что Медведев возглавит "Единую Россию". Не скрою, до сих пор не понимаю, зачем и лично ему это нужно, потому что партия одиозная, партия, которая тащит всех и вся на дно. Владимир Путин очень вовремя понял, что нужно как можно скорее сбросить этот груз. Зачем эта партия Медведеву? Не знаю. Те благие намерения, которые звучали на съезде, почему-то, мне кажется, останутся намерениями, потому что не вижу, что мог бы изменить этот профсоюз бюрократов, где главенствование — это чиновничье желание угодить и сделать, что хочет высшее начальство. Желание членов партии быть в ней, потому что через это хотят сделать карьеру, неистребимо. Как вести какие-то демократические начала? Говорят о праймериз. Мы помним, как праймериз проводила "Единая Россия" — это полный блеф, это профанация, конечно, потому что побеждал тот, кто нужен Москве, а не тот, за кого голосовали даже рядовые члены партии и беспартийные. Поэтому я не верю в успех или в некую реинкарнацию "Единой России". То, что у Дмитрия Медведева явно будут проблемы с тем, что он не просто премьер, а премьер, нагруженный тяжелым грузом, веригами в лице "Единой России". Я думаю, что эти проблемы все-таки будут сказываться на эффективности работы его как премьера.
- Еще один вопрос к вам и как к парламентарию. У нас скоро вступит в силу закон о выборах губернаторов и сейчас идет просто ежедневное назначение и утверждение новых губернаторов, чтобы успеть в предвыборный период перед вступлением закона в силу. Зачем надо было "Единой России" голосовать за этот закон, чтобы потом специальные усилия предпринять, чтобы он реально вступил в силу только через 5 лет?
- Потому что команда поступила, что закон нужен. Все нутро "Единой России" противится самой сути этого законопроекта, поэтому поправками сделали так, что фактически нельзя говорить о реальной конкуренции, о реальной возможности для представителей оппозиционных партий, для выдвигающихся кандидатов. Это барьеры, причем федеральный закон говорит, что необходимо собрать 5-10% подписей — практически везде сейчас идет сплошное голосование в региональных парламентах, где господа-единороссы говорят 10% и ликвидируется даже сама гипотетическая возможность самовыдвиженцев. Делают из закона, конечно, некий одиозный механизм по продвижению все равно же кандидатов только от партии при власти. Какой бы ни был закон, даже в этих условиях мы будем бороться, мы будем пытаться зарегистрировать нашего кандидата и не только, но и привести его к победе. Мы не боимся даже тех бюрократических завалов, которые создала "Единая Россия", потому что народная воля превыше всего. Мы хотим опираться на самый главный политический ресурс, не на административный ресурс, как привыкла "Единая Россия", а на доверие избирателей. Это доверие очень тяжело заслужить, но люди уже разобрались. Сейчас в Красноярске идут интересные процессы при выборе мэра — у них буквально в июне уже выборы. Коммунисты там борются против "едросов". Дело в том, что у нас есть основание полагать, что все-таки удастся договориться о поддержке единого кандидата. Это, наверное, будет как раз кандидат Кропочинский, от нашей партии "Справедливая Россия". Такие переговоры идут, я надеюсь, что удастся сделать так, чтобы красноярцы голосовали за единого кандидата от оппозиции против кандидата от "Единой России". Это как раз очень позитивный хороший пример.
- Не могу не затронуть тему еще одного законопроекта, естественно, о митингах. То, что происходит сейчас — каждый раз разворачивается картинка: то девочку 18-летнюю арестуют, то что-то еще. Становится понятно, что это есть череда событий и действий со стороны государства и со стороны полиции. Государство по Ленину — это аппарат насилия и машина угнетения, и теперь оно становится таковым. Что делать?
- Я очень коротко скажу, потому что сказано уже очень много. Мы категорически против самого закона, подаем разумные поправки. Если их не примут, будем голосовать против и во втором, и в третьем чтении. Что получим на выходе? К сожалению, я реалист. На выходе мы получим антинародный закон, который пытается заткнуть рот народу. И, самое печальное, что после принятия этого законопроекта многие вполне адекватные политические силы либо общественные движения не захотят брать на себя ответственность за организацию митинга, в результате которого можно подставить кого угодно. И мы увидим как раз больший крен в пользу стихийных несанкционированных митингов. Получается, что вроде как кто-то нам говорит, что мы хотим все в рамки закона, но вы получите вакханалию, потому что когда любой организатор рискует получить штраф в 1,5 млн рублей, то он сделает все, чтобы не организовывать никакого митинга. А желание людей не остановить, и будут стихийные митинги, несанкционированные, не разрешенные, со всеми вытекающими последствиями. Уже идут каждый день почти. Поэтому я считаю, что очень большая ошибка делается с этим законопроектом. Еще раз напомню, что позиция партии "Справедливая Россия" категорически против этого закона.
- Следующая неделя опять парламентская. Будут какие-то важные социально-значимые законопроекты рассматриваться? Пока не могу сказать, потому что повестка дня формируется в понедельник на заседании совета Думы.
- Могу сказать только одно, что очень важные социально значимые законы, которые в том числе выдвигает наша фракция, либо не ставятся в повестку дня, либо ставятся на 70-80-ю позицию, заранее зная, что в течение дня и даже следующего дня мы до этой позиции не дойдем. Это уловка партии власти, которая не хочет рассматривать те законы, которые действительно нужны людям.
- Последний вопрос про фракцию, про людей, которые стоят за вами, которые вместе с вами борются в такой сложной ситуации. Сейчас перед глазами лицо Мизулиной, Риммы Марковой...
- Давайте мы про фракцию поговорим отдельно, потому что об этом нужно говорить не в конце, а в начале. Давайте мы будем зарисовки делать — я буду рассказывать о каких-то моих товарищах по фракции, по партии, небольшие портреты, потому что они того стоят, фракция, это команда профессионалов. Я очень дорожу нашим командным духом, который мы продемонстрировали в том числе и во время голосования по кандидатуре Медведева. Вы знаете, что те, кто ослушался общего солидарного решения фракции, исключены из партии, из фракции, и мы очень четко проявили себя командой во время голосования и обсуждения закона о выборах. Поэтому давайте мы о моих товарищах по фракции поговорим отдельно.
- Ловим вас на слове. Спасибо большое, Сергей Михайлович. До свидания. Удачи.