Большую озабоченность авторитетом законодательной власти в центре и на местах выразил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он выступил 17 октября на семинаре-стажировке руководителей пресс-служб представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Руководитель СФ подчеркнул, что от их активности во многом зависит доверие народа к властным структурам. “Мы имеем очень большой авторитет и личный рейтинг Президента, что соответствует реальности, - сказал он, - но если говорить о законодательной ветви власти, то здесь цифры просто приводят в уныние”. По данным опроса населения, Совету Федерации доверяют 16 процентов граждан - вдвое больше чем в январе 2002 года. С одной стороны, это, конечно, прогресс, но такая популярность высшего законодательного органа России “не может удовлетворять, более того, вызывает очень большую тревогу”,- заявил С.Миронов.
В идеале, гражданин, когда в стране все в порядке, не замечает власть и, тем более, не разделяет ее на исполнительную и законодательную. Председатель Совета Федерации констатировал, что “в России в настоящее время, конечно, есть определенное предубеждение к представителям органов государственной власти, к законодательным органам власти. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что это некие странные люди, которые только, как говорится, чешут языками, ничего не делают, проедают народные деньги и вообще непонятно, для чего существуют”. Именно поэтому, считает он, сегодня надо уделять серьезнейшее внимание “формированию общественного мнения через средства массовой информации, через ту информацию, которая доходит до избирателей, в том числе через пресс-службы представительных органов власти в субъектах Российской Федерации”.
История современного парламентаризма в России началась по сути в конце 80-х - начале 90-х годов и развивается в общем русле международной практики, считает политик. “За последние 30 лет количество верхних палат в мире увеличилось в полтора раза. Сейчас в 67 странах существует бикамеральность, - сообщил он. - При этом тенденция последних десятилетий уникальна. Стала совершенно очевидна необходимость верхней палаты при федеративном устройстве государства, которая представляет именно регионы”.
Сергей Миронов упомянул о поездках по стране, которые очень много для него “значат и помогают лучше узнавать те проблемы, с которым сталкиваются наши регионы. На сегодняшний день я побывал в 28 из них. Я не скрываю своих амбициозных планов следующей осенью побывать во всех 89 регионах России. Думаю, что мне это удастся, может быть за каким-то малым исключением. Но то, что я наблюдал и, самое главное, из общения с депутатами законодательных органов власти, позволяет сделать вывод о необходимости более тесного сотрудничества с нашими коллегами в регионах”, - подчеркнул он.
Председатель СФ отметил в этой связи большую роль, которую призван играть созданный этой весной новый орган - Совет законодателей. В него входят все руководители законодательных органов власти страны. 25 октября, сообщил он, на очередном пленарном заседании Совета будут обсуждаться проблемы межбюджетных отношений и готовящейся реформы местного самоуправления. Совету законодателей сможет также, используя право законодательной инициативы СФ доводить до рассмотрения в Государственной Думе наиболее значимые инициативы субъектов Российской Федерации, исключая их дублирование.
Как конструктивное и очень тесное охарактеризовал С.Миронов взаимодействие двух палат Федерального Собрания. С января этого года на заседаниях Совета верхней палаты и Совета Думы присутствуют первые заместители руководителей соответствующих палат и могут “оперативно вмешиваться в законодательный, законотворческий процесс, внося определенные коррективы”. С февраля этого года по инициативе СФ на все законопроекты, которые внесены Правительством и Президентом в Госдуму, до начала их рассмотрения дается заключение профильных Комиссии или Комитета Совета Федерации. Таким образом Госдума, зная оценку концепции законопроекта верхней палаты, может принимать ее за основу, вносить те или иные поправки, будучи уверенной, что Совет Федерации поддержит ее.
“Не менее эффективно мы сотрудничаем с Правительством, - сообщил Председатель СФ. - Учреждены должности Полномочных представителей Совета Федерации в Правительстве, Счетной палате, Генеральной прокуратуре, в Верховном, Арбитражном и Конституционном судах, в Министерстве юстиции. Задействована и обратная связь с этими органами государственной власти”.
Сергей Миронов обратил внимание на “уникальную особенность” Совета Федерации: “в отличие от Президента, Правительства, и Государственной Думы он никогда, ни по каким основаниям, ни на день, ни на минуту не прекращает своих полномочий”. В этом сенатор видит мощное стабилизирующее начало государственной власти в России, которое накладывает на Совет Федерации очень большую ответственность.
Учитывая серьезность задач и объем полномочий верхней палаты, С.Миронову “представляется, что мандат члена Совета Федерации должен быть намного выше, чем нынешний, когда мы являемся назначенцами органов государственной власти. Я думаю, что будущее формирование Совета Федерации за всенародной избираемостью”, - заявил он. Председатель СФ сообщил, что уже разработан законопроект, который позволит, не меняя Конституции, перейти к выборности членов верхней палаты парламента. В случае его одобрения, он будет введен действие с 1 января 2005 года и даст доработать теперешним сенаторам. Законопроект предусматривает также поэтапное, по мере завершения полномочий органов власти в субъектах, переизбрание членов Совета Федерации. “Таким образом, палата ни на один день не будет прекращать свои полномочия”, - заявил С.Миронов.
Председатель палаты высоко оценил работу нынешнего состава Совета Федерации. По его оценкам, активно работает 120 сенаторов из 178. “Это очень большой процент”, - подчеркнул он. И если в палату назначаются люди, “мягко говоря, мало имеющие отношение к региону, то этот вопрос нужно задавать тому органу власти, который делегирует такого представителя”, - заявил политик.
Сергею Миронову “представляется, что нынешний состав Совета Федерации вполне адекватен тем задачам, которые перед ним стоят”. А это: систематизация всего законодательства России, правоприменительная практика и возможность долгосрочного государственного законодательного планирования, которое до сих пор просто-напросто отсутствовало. “Главной стратегической целью” палаты регионов сенатор назвал создание равных возможностей, в социальном и материальном обеспечении, в заработке, медицинском обслуживании и образовании для любого гражданина России.
“Мы понимаем, что эта цель быстро недостижима, в чем-то она идеальная, но, памятуя призывы нашего Президента, который требует от Правительства амбициозных планов, по-другому поступать не можем и не хотим”, - заявил Сергей Миронов.
Отвечая на вопросы, Председатель Совета Федерации поддержал идею установления тарифов на электрическую и тепловую энергию, раз в год и пообещал, что сенаторы “попытаются найти взаимоприемлемую формулировку, которая устраивала бы и депутатов Госдумы, и нас, как представителей регионов, и Правительство. Именно для этого мы отклонили закон с созданием согласительной комиссии”.
Сергей Миронов призвал регионы интенсифицировать процесс партийного строительства, чтобы к 14 июля 2003 года, когда вступит в силу новый закон о выборах, не нарушились права субъектов Федерации. “К счастью, до июля 2003 года больше половины регионов России пройдут избирательный цикл.
Таким образом, для многих субъектов де-факто этот закон станет актуальным через 4-5 лет. За этот период, хочется верить, что реальные российские партии создадут реальные отделения в регионах”, - заявил он.
Руководитель палаты подтвердил необходимость совершенствования законов о СМИ и о гарантиях избирательных прав, подчеркнув, что это длительный процесс, в результате которого законодательство должно устраивать все заинтересованные стороны и “не должно превратиться в инструкцию”.
Сергей Миронов успокоил представителей регионов, заявив, что никаких инициатив из центра по поводу укрупнения субъектов Федерации не будет. По его мнению, властные структуры должны начинать движение в этом направлении “только, если население готово и осознает все выгоды такого объединения”. “Никаких, усилий сверху, ни из федерального центра, ни из региональных властных структур быть не должно”, - подчеркнул он.
“При любом таком объединении создается новый субъект Российской Федерации. Не может быть речи о присоединении, поглощении. Раз новый субъект - новая законодательная база: новый устав, новая конституция”. И текст таких документов надо согласовывать уже в начале объединительного процесса, пояснил руководитель палаты.