МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на общественном форуме "Человек. Здоровье. Общество"

09 марта 2004

ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА И РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИИ

Дорогие друзья!

Рад приветствовать вас на общественном форуме "Человек. Здоровье. Общество". Нас в этом зале объединяет не только беспокойство за состояние здоровья нации, но и ответственность за положение дел в отечественном здравоохранении. Ответственность профессиональная, политическая, гражданская.

Здоровый человек - основа сильного государства и благополучного общества. Поэтому отношение человека к собственному здоровью и здоровью членов своей семьи не может быть только его личным делом. Общество должно ставить здоровье человека под свой контроль уже с момента его рождения. Такая практика больше, чем что-либо другое, свидетельствует о цивилизованности общества.

По Конституции государство обязано обеспечить доступность медицинских услуг и условия для здорового и полноценного образа жизни. Но экономика нашей страны до последнего времени - это экономика нереализованных возможностей, для которой социальные задачи всегда второстепенны. В 90-е годы мы и вовсе забыли, что экономические и политические преобразования имеют смысл только в том случае, если они направлены на создание условий для полноценной жизни людей.

России сегодня здоровья не хватает. Можно приводить много цифр и фактов, но все собравшиеся здесь знают, какова реальная картина. Мы можем потерять несколько поколений трудоспособных и полноценных россиян. Положение в здравоохранении может оказать решающее и весьма омрачающее влияние на экономические преобразования и само будущее России.

Наше здравоохранение переживает не лучшие времена. В начале 90-х годов многое надо было менять, но не надо было разрушать то, что лежит в основе жизнедеятельности современного общества - медицину и образование. Советскую систему здравоохранения разрушили быстро и безжалостно. А попытка заменить государственное здравоохранение рынком медицинских услуг, как говорится – с ходу, создало ворох трудноразрешимых проблем. Резко сократились доступность и качество первичных и высокотехнологичных медицинских услуг.

Между тем неоспоримые преимущества нашего опыта признавались многими, в том числе Всемирной организацией здравоохранения.

Особенно ценится наш - канувший в лету - опыт преемственности лечения, профилактики и реабилитации больных.

Недавно я был приглашен на съезд педиатров. Там бурно обсуждался вопрос о будущей реформе здравоохранения, концепция которой строится на создании института семейных врачей. Я не буду повторять профессиональные и более чем нелесные оценки этой реформы. Для нашего сегодняшнего разговора важно то, что реформа детского здравоохранения строится на основе западного опыта, в то время как ВОЗ ставит в пример всему миру именно российскую систему, доставшуюся в наследство от СССР.

И еще одно. На съезде выяснилось, что с новым проектом не согласны не только педиатры и гинекологи, без участия которых он разрабатывался, но и ответственные работники Минздрава. Участники съезда были откровенно

возмущены разрушением работающей системы детского здравоохранения, единственной отрасли российской медицины, в которой наблюдается хоть какой-то прогресс. Но врачи должны иметь возможность не только возмущаться, но и влиять на ход реформы. И это одна из задач нашего форума.

Медицина может быть эффективной только на основе высочайшего уровня общественной и социальной ответственности и солидарности, который пока недоступен для нас, но в направлении которого мы все же движемся. Например, в контроле движения денег по линии обязательного медицинского страхования должно участвовать множество сторон: общественность, работодатели, профсоюзы, медицинские ассоциации, сами страховщики и, конечно же, государство в лице органов здравоохранения. Только тогда общество поймет, какую систему финансирования медицины ему предлагают, и будет знать, что деньги на медицину идут на реальную помощь тем, кто в ней нуждается.

В первую очередь медицине нужна нормально работающая вертикаль административно-профессионального контроля. Я считаю, что наша медицина нажила основные проблемы, когда государство, перестав финансировать медицину в полном объеме, сняло с себя и ответственность за ее эффективность. Нигде в мире современное здравоохранение не строится только на “голом бизнесе”. Более того, государственное и муниципальное присутствие в современном здравоохранении не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Причем это никак не связано с отрицанием рыночных начал. Рынок медицинских услуг - это особый рынок. Здесь должны конкурировать клиники и врачи. Но только не деньги. На этом рынке общество и государство жестко контролируют предложение и цены. А пациент получает возможность свободно выбирать врача и медицинское учреждение, не заботясь о том, кто и как оплатит медицинские услуги. У нас же возник некий кентавр из остатков старой системы и просто платной медицин. Причем на рынке медицинских услуг активно конкурируют именно деньги. Страховыми деньгами оплачивается не столько история выздоровления пациента, сколько история его болезни. Все нарекания врачей на страховщиков, так или иначе, связаны с тем, что оплачиваются формальные медицинские услуги, отчеты, а не само лечение.

В российском здравоохранении административные органы должны жестко следить за тем, чтобы качественные первичные и высокотехнологичные медицинские услуги были доступны всему населению страны, вне зависимости от уровня доходов. Если пустить это дело на рыночный и страховой самотек, то к следующей переписи населения мы многих недосчитаемся.

Очевидно, что средства, которые идут в здравоохранение, недостаточны. Государственные расходы на медицину составляют 2.2% ВВП. Безусловно, нужно больше - в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения не менее 5 % ВВП. Я буду этого добиваться.

Я считаю, что те нефтедоллары, которые резервируются в стабилизационном фонде, должны более активно использоваться на цели экономического и социального развития, а не просто ждать снижения цен на нефть. Правительство должно постоянно помнить о неутешительном диагнозе, поставленном нашему здравоохранению. Естественным источником средств на здравоохранение является часть природной ренты, а также большая часть доходов от предлагаемого мною введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта.

Но при существующей системе формирования и расходования средств, денег на медицину не хватит никогда. Старые стоимостные нормативы нередко просто механически корректируются с помощью инфляционных индексов, причем рассчитанных для экономики в целом. Растет процент стационарного лечения, хотя оно дороже амбулаторного. Потонули такие меры, как профилактика и диспансеризация. Из внебюджетных средств можно приобретать дорогостоящее оборудование и даже сделать ремонт, но заработную плату врачам повысить нельзя.

Страховая медицина не решила проблему достойной оплаты труда врачей. Ассигнования государственного бюджета на эту цель должны быть увеличены в разы. Гонорарная система, введенная по линии ОМС, должна быть серьезно пересмотрена с позиций адекватной оценки врачебного труда.

На съезде педиатров я высказал свое убеждение, что врачи, работающие в государственной медицине должны получить статус госслужащих со всеми вытекающими отсюда гарантиями. Это важнейшее положение. Это не только права, но и обязанности, а также особая ответственность перед людьми, перед страной.

Кроме административно-профессионального контроля нужна общая ответственность медицинского сообщества за свой “цех”, или, другими словами, вертикаль корпоративного контроля. Качество медицинской помощи - это, прежде всего, правильный диагноз и адекватное лечение. Здесь может действовать только профессиональная оценка. Во многих странах сами медицинские ассоциации занимаются лицензированием, сертифицированием деятельности, создают системы постоянного повышения квалификации врачей.

В рамках административной реформы многие функции государственного управления будут постепенно переданы профессиональным ассоциациям. И медицинская общественность должна быть к этому готова.

Самым "узким местом" отечественного здравоохранения является, конечно, пассивность общества. Без общественной поддержки, без подключения общественных инициатив здравоохранение не будет эффективным.

Один пример. Правительство сейчас пишет новый закон “Об обязательном медицинском страховании”. Дело продвигается очень медленно. Нет ясного представления о том, как пациенты будут осуществлять свое право выбирать тех, кто лечит. Не ясно, как обеспечить доступ к высокотехнологичным медицинским услугам социально незащищенным категориям граждан и населению отдаленных территорий.

Но проблема этого закона - в другом. Такой закон не может быть принят только с подачи экономистов, без его всестороннего обсуждения с врачами и общественностью. Если обязательное медицинское страхование не станет предметом публичной политики, если врачи не сумеют за себя постоять, если общество не захочет правильно платить за свое здоровье, то новый Закон об обязательном медицинском страховании ничего не решит.

Я глубоко убежден, что без встречного движения общественности, в том числе, конечно, и медицинской общественности, реформа здравоохранения обречена на неудачу. Законодательство должно создавать для общественных инициатив в медицине все условия.

Все перечисленные мною проблемы говорят о том, что пора наметить стратегические пути дальнейшего развития здравоохранения и начать подготовку Медицинского кодекса, регулирующего одни из самых сложных отношений в обществе - отношений врача и пациента. Я намерен поддерживать продвижение законов “О здравоохранении”, “О социальных гарантиях медицинским работникам” и ряд других. Без совершенствования законодательной базы, без достойного финансирования, без поддержки медицинской науки невозможно решить главную задачу - защитить право на жизнь и охрану здоровья.

По моему глубокому убеждению, российское здравоохранение должно стать общественно-государственной системой. Необходимы:

- общественная поддержка государственных медицинских программ,

- общественный контроль негосударственной медицины,

- общественный мониторинг здоровья населения,

- общественная сертификация части продукции, предназначенной для лечебных и профилактических целей.

Большую роль общественные инициативы должны играть в продвижении идей и ценностей здорового образа жизни, освоении прогрессивных подходов к питанию, физической культуре и спорту, самооздоровлению.

Только тогда мы сможем создать эффективное здравоохранение и добьемся положительных изменений в состоянии здоровья нашего общества.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International