Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые дамы и господа!
Позвольте мне от лица Совета Федерации поприветствовать всех собравшихся в этом зале в Страсбурге – городе, который в последнее время стал центром европейского парламентаризма.
Мне особенно приятно представлять здесь парламент Российской Федерации, где в последнее десятилетие произошли крупные демократические преобразования.
В декабре 2003 года с соблюдением всех демократических процедур у нас был избран новый состав Государственной Думы, в марте этого года состоялись очередные президентские выборы и 7 мая прошла инаугурация Владимира Путина. Это является наглядным подтверждением того, что основы демократии прочно утвердились в России.
Говоря о демократических выборах, хотелось бы сказать несколько слов об интересных наработках в рамках МПА СНГ, председателем которой я являюсь. Свою законодательную функцию Межпарламентская Ассамблея обеспечивает за счет принятия модельных законов, кодексов и рекомендаций. Принимаемые Ассамблеей модельные законодательные акты – это международные, прежде всего, европейские правовые демократические стандарты, адаптированные к специфике СНГ. Таким образом, модельное законотворчество Ассамблеи не только сближает законодательство стран СНГ, но и приводит его в соответствие с законодательством стран Европы.
Хотел бы подчеркнуть, что и у нас и в странах ЕС одинаковое понимание демократии. Разрабатывая модельные законы, мы учитываем "Копенгагенские критерии", принятые странами ЕС в 1993 году, согласно которым демократию гарантируют стабильное правовое государство, права человека, уважение и защита прав меньшинств, конкурентоспособность рыночных экономик.
Одной из ключевых предпосылок развития и укрепления демократии в любом государстве является законодательное обеспечение избирательного процесса и электоральных прав граждан.
Межпарламентская Ассамблея СНГ уже на протяжении 10 лет осуществляет непрерывный мониторинг процесса формирования органов государственной власти и местного самоуправления.
Накопленный Ассамблеей опыт в этой сфере был реализован в инициированной ею Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. Разработанная МПА СНГ Конвенция была подписана руководителями семи государств СНГ и вступила в силу после ее ратификации.
На сегодняшний день можно констатировать, что данная Конвенция, является первым международным избирательным стандартом, имеющим прямое действие. Конвенция законодательно обеспечивает соблюдение таких общепризнанных принципов, как равенство прав избирателей, свобода и независимость президентских, парламентских выборов и выборов в местные органы власти, присутствие на них международных наблюдателей, "прозрачность" избирательного процесса и другое, что имеет непосредственное значение для демократизации национальных выборных систем в государствах Содружества.
При работе над проектом Конвенции учитывались национальные особенности организации избирательного процесса в каждой стране, а также положения, зафиксированные в документах Организации Объединенных Наций, ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций.
Используя накопленный опыт в области разработки избирательных стандартов, сегодня Межпарламентская Ассамблея СНГ непосредственно участвует в разработке европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод, проект которой одобрен Ассоциацией организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы.
Уважаемые коллеги!
В условиях перехода к информационному обществу, при сохранении базовых принципов современного демократического общества, трансформируются механизмы их реализации, приобретая, в частности, электронную форму.
Поэтому отраден тот факт, что проблема современной технологии и демократических процедур стала одной из тем нашей конференции.
Что касается практики построения "электронной демократии" в России, то в рамках реализующейся у нас в настоящее время федеральной целевой программы "Электронная Россия" именно этим вопросам уделено ключевое внимание.
В этом направлении уже многое сделано. Практически все федеральные и региональные органы государственной власти имеют свои сайты в Интернете, с помощью которых они доводят до населения основное содержание своей деятельности, в доступной форме отвечают на интересующие граждан вопросы, учитывая их мнения при решении актуальных проблем.
Продолжает совершенствоваться государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы". Не за горами тот день, когда весь процесс выборов в России будет проходить в электронной форме.
Обе палаты российского парламента – Совет Федерации и Государственная Дума имеют свои интернет-сайты, где представлена подробная информация об истории, составе и текущей работе парламента. Кроме того, многие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют свои персональные сайты.
Таким образом, достигается, говоря современным языком, "транспарентность" нашей работы для всех заинтересованных лиц и инстанций.
Только обеспечив гражданам юридические и технические возможности осуществления своих прав на современной технологической основе, можно говорить о полноценном становлении основ "электронной демократии".
И в этом направлении также сделано немало. Коммуникационная инфраструктура в России стремительно развивается, в том числе за счет поддержки государственных программ. Интернет становиться доступным в самых дальних уголках нашей страны.
Немаловажным фактором успешного становления "электронной демократии" является образование. Ведь человеку недостаточно только предоставить право и возможность воспользоваться информационными технологиями, необходимо его научить, как это делать. Важную роль в решении этой проблемы играет дистанционное обучение, программы которого эффективно внедряются в наших регионах.
Есть все основания полагать, что в результате осуществления проектов, проводимых в рамках программы "Электронная Россия", будет создан прочный фундамент полноценной системы российской "электронной демократии".
Мне кажется, что именно парламенты могут сыграть позитивную роль в развитии механизмов "электронной демократии". Например, как отмечалось на Информационном международном форуме, прошедшем в Калининграде в апреле этого года, парламенты Европы могут не только наращивать собственные информационные ресурсы, но и объединять их в процессе межпарламентского информационного обмена.
Считаю, что наша сегодняшняя конференция вносит позитивный вклад в развитие межпарламентского информационного взаимодействия.
В 2006 году в России будут отмечать 100-летие российского парламентаризма, с мая по ноябрь 2006 года Российская Федерация будет председательствовать в Кабинете Министров Совета Европы, поэтому для нас было бы большой честью, если бы следующая конференция спикеров европейских парламентов и председателей межпарламентских организаций состоялась бы в России, например в Санкт-Петербурге.
Благодарю за внимание.