МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Общенационального совета Российской партии ЖИЗНИ

28 сентября 2004

Гражданское сопротивление террору — политическая задача

демократического пути России

Уважаемые коллеги!

Наш народ переживает тяжелые испытания. После Беслана Россия стала другой.

Другими становимся и мы сами. Мы должны крепить то чувство общности, общей

судьбы, которое возникло в эти горькие дни, и на его основе поставить заслон

терроризму. Пришло время действовать.

Террор — угроза всей человеческой цивилизации. Цель и расчет террора —

посеять страх, панику, которые ведут к хаосу и самоуничтожению. Любая уступка,

любое соглашение с терроризмом невозможно. Если мы начнем платить бандитам своей

честью, то потеряем и честь, и страну.

Безопасность нашей страны можно обеспечить только тогда, когда российское

общество возьмет на себя ответственность за то, что нам дорого. Это не дежурные

слова. Спецслужбы должны, безусловно, повысить свою эффективность, но без

поддержки общества им террор не победить. Одной лишь политической решимости со

стороны власти сейчас тоже недостаточно. Идет война, которая стоит нам много

крови и слез. И в этой войне победа должна быть за нами.

Но первое, что ради победы должно сделать российское общество, — это

перестать быть обществом с ограниченной ответственностью. Мы должны понимать,

что сможем сберечь лишь то, за что готовы бороться всем миром.

На вооружение спецслужб сегодня берутся новейшие открытия и технические

изобретения. Недавно Партия совместно с Национальным комитетом "Интеллектуальные

ресурсы России" и центром "Новая Политика" провела круглый стол "Оружие

несмертельного действия как средство борьбы с террором". Специалисты дали

высокую оценку такому оружию. Однако все участники круглого стола пришли к

однозначному выводу, что даже наличие подобного вооружения не снимает с общества

ответственности за организацию гражданского сопротивления террору.

Беслан ясно показал бреши в системе государственного устройства, пробелы

законодательства и слабость гражданского общества.

Сейчас рядом СМИ активно внедряется точка зрения, я думаю, не без умысла, что

наше общество вообще не готово самостоятельно противостоять терроризму. Якобы

нет ни сплачивающих идей, ни общественных институтов, способствующих

самоорганизации людей. Поэтому призыв к мобилизации всех сил народа перед лицом

общей опасности, якобы, не получит того отклика и той поддержки, на которые он

вправе рассчитывать.

Я могу согласиться лишь с тем, что российское общество еще не стало

гражданским обществом в полном смысле слова. Но это означает только, что

общественные механизмы борьбы с терроризмом не смогут появиться в одночасье и

что успех этой борьбы еще долго будет зависеть от политической решимости и

организованности власти. В том, что общественная поддержка скоро придет, я

уверен. Я уверен также и в том, что в нашей культуре восстановится понятие

долга, а за ним и чувство долга каждого гражданина перед своей страной.

Хочу обратить ваше внимание на то, что президент видит процесс формирования

политической активности общества в дальнейшем развитии партий и общественных

объединений. Именно партии в современном цивилизованном политическом процессе

наиболее эффективно могут и должны вести диалог с государством, представлять

интересы общества и всех его граждан. Именно партии могут и должны выдвигать

идеи и отстаивать ценности, необходимые для строительства стабильной и

благоустроенной страны. С их помощью общественность сможет оказывать постоянное

давление на государство, добиться от властных структур создания самой

современной системы безопасности. Только системная деятельность партий и

общественных организаций способна объединить российский народ вокруг своего

президента в это трудное для страны время.

Участвуя в последних парламентских и президентских выборах, мы приобрели

бесценный опыт. Но мы также увидели, как надуваются политические мыльные пузыри,

как партии возникают под выборы, а потом бесследно исчезают. Из-за них слово

"партия", усилиями некоторых средств массовой информации, превращается в синоним

политического пиара, а не реального дела. В то же время деятельность тех партий,

которые опираются на реальные гражданские инициативы, замалчивается. Такие

партии, даже если они не прошли в Государственную Думу, формируют реальную

основу полноценного гражданского общества.

Считаю правильным и своевременным предложение о создании Общественной палаты.

Следует найти такой формат ее деятельности, чтобы этот форум мог аккумулировать

энергию гражданских инициатив, способствовать углубленному обсуждению идей

развития страны и, что не менее важно, — способствовать пропаганде этих идей в

широких слоях населения. В палате могли бы активно работать партии, не прошедшие

в нынешний парламент, но обладающие интеллектуальным потенциалом и пониманием

перспектив развития страны.

Общественная палата может стать и "генератором идей" в борьбе за безопасность

страны.

Наша Партия готова выступить инициатором создания Общества друзей Кавказа для

восстановления разрушенной системы культурного обмена. Мы рассматриваем

возможность разработки программ «Дети Кавказа» и «Педагоги Кавказа», учитывая

реальную ситуацию с организацией учебы и отдыха детей в кавказском регионе.

Наша Партия должна принять непосредственное участие в разработке законов о

национальной безопасности. В частности, подлежит проработке вопрос об

обоснованности риска при пресечении террористических действий, а также об

ответственности за бездействие и халатность должностных лиц.

Мы не сможем обойти эти вопросы и при разработке программы "Гражданское

сопротивление террору", к созданию которой призвали внепарламентские партии и

общественные объединения.

Мы должны принять участие и в разработке законов, противодействующих

коррупции, о чем я буду говорить ниже.

Назову вещи своими именами — да, президент подталкивает общество к ускорению

процессов самоорганизации, ибо у нас всех просто нет времени на раскачку.

Я не вижу таких конституционных прав и свобод, которые следовало бы

ограничить в борьбе с терроризмом. Напротив, весь вопрос в том, какие

конституционные права и свободы можно и нужно использовать в борьбе с

терроризмом.

Сейчас принимается ряд политических решений во многом в силу сложившихся

обстоятельств. Это необходимые стране решения. Но одновременно идет и

идеологически-правовое обоснование новых, более эффективных мер противодействия

терроризму и слом устаревших стереотипов, не отвечающих реалиям сегодняшнего

дня.

Некоторые горе-идеологи сейчас витийствуют о сумерках демократии в России,

закатывая настоящую политическую истерику. На Западе, куда обращены их взоры,

уже полным ходом идет переоценка сложившихся там политических и социальных

механизмов, причем даже в старых демократиях открыто говорят, что «старые

либеральные ценности стали тормозом к обеспечению реальной национальной

безопасности». Угрозу демократии представляет террорист, имитирующий идею

суверенитета, религиозных ценностей для оправдания себя в глазах сочувствующих,

а по сути являющийся разновидностью вооруженного бандита. Как нужно переиначить

мозги, чтобы видеть угрозу демократии не в бандитах, а в борьбе с бандитами?

Борьба с терроризмом не может быть успешной без проведения целого ряда

пропагандистских, политических и социальных мероприятий. Когда идеология

государства смело апеллирует к многовековым общенациональным ценностям, к

национальной гордости россиян, то происходит именно то, что должно происходить.

Только тогда, когда государственная власть сможет четко и честно опереться на

народную решимость, она нанесет терроризму решающий удар.

Ничего сверхъестественного не требуется от средств массовой информации.

Только одно — учитывая сложившуюся обстановку внутри страны и за ее пределами,

пора прекратить ругать свою страну. Пора, наконец, понять грань между критикой и

хулой, информированием общества и нанесением обществу моральных травм.

Каждый из нас должен нести свою ответственность за происходящее. СМИ не могут

быть над обществом, они неотъемлемая его часть.

Нет «зажима демократии» и в предлагаемой президентом системе выборов. В

отрицательной реакции некоторых международных политических кругов я склонен

видеть не столько предвзятость, сколько непонимание. Что же касается наших

доморощенных критиков, то они просто лицемерят. Им ли не знать, что к 2000 году

в общих чертах закончился период консолидации и легализации многих региональных

преступных сообществ, и теперь они предельно ясно выражают свои корпоративные

политические цели и активно продвигают “своих” людей во властные структуры,

используя свои же медиа-холдинги. Им ли не знать, в какую грязь превращаются в

некоторых регионах предвыборные технологии.

Важнейшим, и весьма своевременным демократическим шагом является подключение

к процессу борьбы с терроризмом духовных лидеров ислама.

Религиозным общинам необходимо не только во всеуслышание заявлять о своем

жестком отношении к террористической деятельности, но и активно утверждать идею

защиты общечеловеческих ценностей и норм морали.

Накануне нашего совета в Исполкоме Партии был проведен круглый стол "Жизнь

против террора: межконфессиональный диалог", на котором обсуждалось

взаимодействие различных конфессий по формированию идеологии противостояния

террору. Материалы круглого стола будут изданы.

* * *

Выявление внешних глобальных источников терроризма не освобождает нас от

необходимости принципиального и скрупулезного анализа самых опасных внутренних

вызовов, перед которыми поставлена страна. Именно наши собственные социальные

болезни и нерешенные проблемы сегодня стали той питательной средой, которая

порождает нетерпимость и враждебность в обществе. «Гроздья гнева», вызревающие в

нашем обществе, могут быть использованы в своекорыстных интересах отдельными

группами лиц внутри страны и привести к разрушительным последствиям.

Среди таких вызовов:

— коррупция во всех ее видах и проявлениях;

— низкая техническая оснащенность армии, отсутствие полноценной общественной

поддержки военнослужащих;

— слабость спецслужб;

— принявшее беспрецедентные масштабы социальное расслоение общества.

Многие наши сограждане говорят: "Нас призывают к консолидации и сплочению. С

кем сплачиваться? С олигархами, покупающими недвижимость и футбольные клубы за

рубежом и не вложившими ни копейки в развитие собственной страны?"

Во время Великой Отечественной войны многие известные деятели науки и

культуры, имевшие относительно высокие заработки, отдавали свои сбережения на

строительство самолетов, кораблей и танков. Существуют реальные опасения, что

поведение нашей экономической и политической элиты приведет общество не к

сплочению, а расколу.

Продолжу перечень:

— отсутствие внятной национальной политики в нашей многонациональной

стране;

— отсутствие в обществе постоянного межконфессионального и межэтнического

диалога;

— отсутствие государственной молодежной политики, особенно в экономически

отсталых регионах.

Конечно, ответить на все эти вызовы в течение одного-двух лет не удастся.

Одним махом экономику не поднять и социальные проблемы не решить. Но многое

можно и надо сделать незамедлительно, делать сегодня, завтра и каждый

последующий день. Прежде всего, я имею в виду искоренение коррупции и наведение

порядка в правоохранительной и судебной системах.

Президент не случайно говорит о прямой связи терроризма и коррупции.

Я хочу привести некоторые положения разрабатываемой Партией программы

гражданского сопротивления коррупции, а также ряд неотложных законодательных

инициатив в этой области. Работа над программой уже идет. Мы очень надеемся на

сотрудничество в этом деле внепарламентских партий и общественных организаций.

Вы знаете, что мы обратились к ним с открытым письмом.

Сейчас идут активные консультации с рядом партий, общественных организаций.

Поступают дельные предложения и просто от активных граждан, как в Оргкомитет,

так и на мой персональный сайт. Мы наметили провести 9 октября круглый стол всех

участников этого диалога.

В нашем обращении было сказано: "Без противодействия каждого гражданина любым

проявлениям коррупции наши спецслужбы будут бессильны". Сегодня я хочу добавить:

без встречного движения общественности президенту будет тяжело справиться с

коррупцией чиновников. И еще — без государственной поддержки низовых

антикоррупционных инициатив коррупцию также не победить.

Суть гражданского общества состоит в том, что ответственность граждан

общества смыкается с ответственностью государства. Только так возникает сила,

которая может победить разъедающую общество болезнь.

Есть страны, которые более или менее успешно справляются с коррупцией. В этих

странах коррупция осознается не просто как одна из проблем, а как проблема

национальной безопасности. Взяточничество с точки зрения закона приравнивается к

государственной измене. При этом коррупция рассматривается и как внешняя, и как

внутренняя угроза. Общественное мнение считает коррупционера чуть ли не врагом

государства.

После трагедии Беслана мы понимаем, как надо расценивать коррупцию. Мне

приходилось неоднократно говорить, и сегодня я вновь повторю: после Беслана на

каждой взятке кровь ребенка. Продажность государственного аппарата и

национальные интересы России несовместимы.

Борьба с коррупцией — это и есть главное направление гражданского

сопротивления террору. Граждане страны должны создавать такую общественную

среду, которая исключала бы возможность существования и распространения

коррупции.

Борьба общественности с коррупцией может успешно вестись только на основе

мониторинга тех сфер, в которых возможно появление взятки. Поэтому жизненно

важно установить общественный контроль над деятельностью ряда должностных лиц,

добиться открытости информации в системе государственной службы и свободы прессы

в отражении фактов коррупции. Думаю, обязательна подача чиновниками

имущественной декларации.

В России деятельность публичных органов власти пока остается закрытой. Закон

о свободе доступа граждан к информации, которой владеют государственные и

муниципальные органы, разработан, и скоро начнется его обсуждение в Думе.

Какие требования общество должно предъявить государству?

Первое. Задача государства — не только поддержать организованный гражданский

контроль над системой государственного администрирования, но и предоставить

гражданам реальную возможность возбуждать уголовное преследование

коррупционеров.

Второе. Для того чтобы успешно выявлять коррупцию, прозрачность должна

охватить и финансовую сферу. Профессиональные ассоциации вполне способны

проконтролировать реальную открытость процедуры проводимых тендеров при закупке

товаров для государственных нужд. Для контроля открытости процедур распределения

государственных заказов могут быть использованы и независимые аудиторские

службы.

Третье. Следует ввести независимую службу государственного контролера и

обеспечить подотчетность лиц, наделённых властными полномочиями, этой службе.

При этом, убежден, будет правильно представлять государственных контролеров в

СМИ для самой широкой аудитории на местном, региональном и федеральном уровне и

постоянно освещать их деятельность так, чтобы сами эти лица чувствовали себя

подконтрольными и подотчетными общественности.

В США расследованием уголовных дел в отношении высших должностных лиц

занимается независимый прокурор, назначаемый специальным подразделением

окружного федерального суда в Вашингтоне. Опыт США показывает: никакие этические

соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с

опасением быть разоблачённым и наказанным.

Четвертое. Политический опыт последнего десятилетия дал нам всем

почувствовать значимость принципа разделения властей. Но работа по обеспечению

общественного контроля за всеми ветвями власти, созданию системы "сдержек и

противовесов" еще только начинается. Одна из проблем — засилье корпоративных

интересов. Перед гражданами нередко выстраивается глухая стена, и сквозь нее

невозможно пробиться в поисках справедливости.

В частности, обострилась проблема ответственности и, скажем прямо,

неподкупности судей. На днях Совет Федерации будет обсуждать законодательную

инициативу о новом порядке формирования Высшей квалификационной коллегии судей.

Мы должны быть уверены, что независимость судебной власти не означает ее

независимости от общества.

Пятое. Система наказаний за коррупционные действия должна включать запрет на

дальнейшую работу в государственных организациях и потерю всех социальных льгот,

которые предоставляет государственная служба. Хочу отметить, что во многих

странах, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их

наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически

отсутствует.

Шестое. Учитывая масштабы коррупции и реальную опасность подрыва системы

безопасности страны, может быть рассмотрен вопрос о создании специальной

антикоррупционной полиции. Ее работа должна быть прямо скоординирована с

деятельностью низовых общественных организаций, борющихся с коррупцией.

Седьмое. Во избежание распространения скрытой формы незаконного использования

должностного положения, необходима четкая и полная регламентация ситуаций,

определяемых в праве понятием "конфликт интересов". В России проект "Кодекса

поведения государственных служащих" даёт определение "конфликта интересов",

однако, нет полной ясности в том, как в реальных условиях России системно

воспрепятствовать такому явлению.

Необходимо признать, что отечественное законодательство о борьбе с коррупцией

до настоящего времени носит «фрагментарный» характер. Ни законопроект "О

противодействии коррупции", ни "Основы антикоррупционной политики" (находящиеся

в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ) не соответствуют

масштабам запущенности проблемы.

Ввиду той опасности, которую коррупция представляет для российской

государственности, отечественное антикоррупционное законодательство должно

строиться на комплексном законе прямого действия. Соответствующие законы должны

быть максимально конкретными, исключать положения, позволяющие их двойственное

толкование, содержать минимум отсылочных норм, а при наличии таковых указывать

на конкретные законы.

* * *

Главная программная задача Российской партии ЖИЗНИ — сохранение жизни на

территории России — становится в нынешних политических условиях и главной

общенациональной задачей. Именно сейчас проявляются преимущества того, что

Партия не строилась как партия левой или правой идеологии.

Наша идеология жизни ставит цели, понятные миллионам россиян,

декларирует ценности, идеи и идеалы, которые со временем приобретают все большую

актуальность и значимость.

После призывов к бдительности и мобилизации сил на борьбу с терроризмом

большинство партий столкнулись с проблемой, что делать дальше.

Для нас такой проблемы не существует. Наши практические дела и опыт

сотрудничества с общественными организациями дают нам возможность продолжать уже

начатую работу. В нынешних условиях надо, прежде всего, поддержать те

общественные структуры и общественные инициативы, которые наполнены реальным

содержанием, которые вносят заметный вклад в самоорганизацию граждан нашего

общества.

Например, совместная работа Партии с Национальным комитетом «Интеллектуальные

ресурсы России» дает нам возможность непосредственно участвовать в организации

разработок современных средств борьбы с терроризмом, в подготовке

законодательства и общественного мнения к применению против террористов новых

видов оружия.

Проведенные комитетом выездные заседания в различных городах России и

открытие по итогам обсуждений региональных отделений комитета — это успешная

попытка консолидировать профессиональные сообщества страны не через вертикальное

подчинение, а путем создания сетевой структуры. Так реально формируется

гражданское общество.

Комитет разрабатывает множество программ, и я не располагаю временем обо всем

рассказать. После трагедии Беслана появилось много задач, решение которых не

терпит отлагательства. И в этой связи некоторые приоритеты в работе комитета

будут пересмотрены.

Но самой эффективной, с точки зрения достижения конечной цели, всегда

оказывается работа, которую мы делаем на будущее. Такой работой «на завтра»,

которую надо начинать уже сегодня, является работа по программе комитета

«Дистанционное образование военнослужащих». Возможность не прерывать учебу,

получить профессию в корне изменит отношение нашей молодежи к армии и военной

службе.

Успешно складывается сотрудничество Партии с организациями врачей в рамках

программы «Здоровье нации». Мы оказали содействие в организации III съезда

иммунологов России, XIX съезда Физиологического общества имени Павлова, дав

возможность участвовать в них десяткам молодых специалистов. Профессиональные

ассоциации врачей хотят, чтобы их привлекали к разработке законов о медицинском

страховании, о педиатрии, других законов, и мы должны им в этом помочь.

Надо наладить тесное сотрудничество с врачами и психологами, оказывающими

профессиональную помощь жертвам терактов.

Я намерен и дальше поддерживать борьбу Леонида Михайловича Рошаля за

сохранение и развитие системы отечественной педиатрии.

По-прежнему высоко мы ценим сотрудничество Партии с Международной

конфедерацией служб спасения.

Нам надо оказывать непосредственную помощь правоохранительным органам на

местах, поддерживать их усилия по наведению порядка в жилых домах и местах

отдыха людей. Необходимо использовать силу и опыт людей, прошедших срочную

военную службу. Мне уже приходилось высказываться о необходимости привлекать

этих людей для поддержания конституционного порядка в стране и борьбы с

терроризмом на принципах комплектования национальной гвардии, а также для охраны

южных рубежей страны на основе традиций казачества. Партия должна выступить с

этим предложением и начать консультации с заинтересованными общественными

организациями.

Партия наметила и целый ряд других конкретных мероприятий.

Уверен, что развитие структур гражданского общества наиболее активно

происходит на местах. Поэтому очень важны инициативы наших региональных

отделений, направленные на формирование общественного мнения, на организацию

мероприятий, сплачивающих людей, на помощь правоохранительным органам, на работу

с детьми и молодежью, просто на моральную поддержку людей в это тяжелое

время.

Я внимательно прочитал все письма, которые пришли в Исполком Партии и на мой

сайт от наших региональных отделений. Делается много, причем в условиях

понимания того, что Партия не является финансовой корпорацией. Многие

региональные отделения Партии приняли непосредственное участие в организации

митингов «Россия против террора», прокатившихся по всей стране.

Получает поддержку наших «первичек» работа Партии в Национальном комитете

«Интеллектуальные ресурсы России». В частности, председатель совета Челябинского

регионального отделения Василий Михайлович Рожко стал директором некоммерческого

партнерства «Технопарк-Челябинск». В том же Челябинске усилиями членов нашей

Партии в городскую службу спасения рекрутируется молодежь.

Советом регионального отделения Партии в Республике Калмыкия разработаны

предложения по созданию в каждом субъекте Российской Федерации общественных

комитетов безопасности, а также по разработке программ "Мой дом — моя крепость".

Марийское региональное отделение подготовило соглашение с Общественной

организацией ветеранов войны и военной службы, с командованием войсковой части

по военно-шефской работе. В частности, удается изыскивать средства на

материальное обеспечение командировок ОМОНа на Кавказ.

Исполком Партии будет добиваться укрепления партийной дисциплины и повышения

мобильности региональных отделений. Наши отделения должны оперативно реагировать

на события, происходящие в стране и мире, на действия местных властей. Исполком

рассчитывает на непосредственное и конструктивное участие всех членов Партии в

работе по программе «Гражданское сопротивление террору». Для этой работы будут

изданы материалы, информирующие население и гражданские организации о

возможностях и формах гражданского участия в предотвращении терактов, борьбе с

коррупцией, развитии межэтнических отношений.

* * *

Ряды нашей Партии растут. В некоторых регионах отделения нашей Партии уже

сейчас являются самыми крупными среди региональных отделений действующих партий.

Мы рассчитываем увеличить численность Партии в ближайший год до 170-200 тысяч

человек.

Мы намерены также увеличить количество местных и первичных отделений. Центр

политической борьбы уже в самое ближайшее время переместится в регионы, на

уровень муниципальных образований. Создать в каждом крупном муниципальном

образовании местное отделение Партии — задача ближайшего периода.

У нас за плечами опыт участия в двух общефедеральных избирательных кампаниях

и в ряде местных выборов. Надо работать дальше и выходить в лидеры. В

сегодняшней ситуации нашим главным средством политической борьбы должны стать

ответственность, исполнение профессионального долга и неравнодушие каждого из

нас.

Демократия и ответственность — в этом я вижу ответ России на вызов

терроризма!

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International