МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Выступление на заседании Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России"

12 ноября 2004

Уважаемые коллеги!

Нашу встречу в Ставропольском крае Национальный комитет "Интеллектуальные ресурсы России" начал готовить задолго до событий в Беслане, но эти события внесли серьезную корректировку в сегодняшнюю повестку дня.

Проблема безопасности жизни человека неразрывно связана с экономическим и социальным развитием страны. Борьба с терроризмом проходит не только по "линии огня". Успех в этой борьбе обеспечит развитие собственного экономического потенциала Северного Кавказа, улучшение качества жизни его населения.

Северный Кавказ занимает особое место в стратегии развития России. В этом регионе опасно переплелись политические и социально-экономические противоречия нынешней российской действительности, обострение которых может угрожать территориальной целостности страны.

Война в Чечне подорвала экономический потенциал региона, вызвала катастрофический спад в уровне жизни населения, спровоцировала вынужденную миграцию, создала потоки контрабанды, привела к разграблению природных ресурсов региона. Регион наиболее незащищен перед лицом надвинувшейся на Россию террористической угрозы.

Конечно, терроризм нельзя искоренить только решением социально-экономических вопросов. Но мы должны стремиться к тому, чтобы политические спекуляции на тяжелом социальном положении людей свести к абсолютному минимуму.

Я знаком с итогами социально-экономического развития Ставропольского края в первом полугодии. Они неплохие. Поэтому я прошу ставропольцев не относить персонально на свой счет все проблемы, о которых я буду говорить далее. Но «болевые точки» Северного Кавказа нельзя вылечить автономно, не учитывая общую ситуацию в Южном федеральном округе.

Многие показатели Южного федерального округа значительно ниже как среднероссийских, так и показателей развития других федеральных округов. Так, валовой региональный продукт на душу населения отстает от среднероссийского в 1,9 раза, а от других федеральных округов — в 1,4–3,7 раза. Среднемесячная заработная плата здесь в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России.

В Южном федеральном округе больше всего как зарегистрированных, так и "скрытых" безработных. Уровень безработицы по Южному федеральному округу от двух до пяти раз превышает среднероссийский показатель. 67% безработных — это жители села.

Очень низка инвестиционная активность, притом что в округе самый высокий удельный вес полностью изношенных основных фондов.

Эти и другие различия воспринимаются населением региона как нарушение принципов социальной справедливости. Не должно быть никаких иллюзий в отношении того, что накопившиеся проблемы могут разрешиться быстро или они разрешатся сами собой.

В течение последних трех лет социально-экономическое положение Северного Кавказа по сравнению с другими регионами России не ухудшилось. Но отсутствуют и положительные изменения, что, конечно, не может нас устроить.

Межрегиональные различия уровня жизни — это общая проблема для всей России, и связана она со многими факторами. Во-первых, эта проблема возникла в результате включения механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, во-вторых, эта проблема обострилась в связи со значительным ослаблением регулирующей роли государства, в-третьих, эта проблема отражает фактическое неравенство субъектов Федерации в их отношениях с центром.

Но Северный Кавказ имеет и свои конкретные причины отставания. Там сложились наихудшие стартовые условия для начала экономических реформ, затем перманентно вспыхивали военные конфликты. Именно поэтому прекращение целенаправленной государственной поддержки социально-экономического развития отдельных регионов в 90-х годах оставило на Северном Кавказе самые глубокие социальные рубцы.

Хозяйственный комплекс Северного Кавказа создавался на основе широкой производственной кооперации с юго-восточными областями Украины и республиками Закавказья. Поэтому в результате распада СССР Северокавказский экономический регион потерял около 70% связей с республиками Закавказья, 50% — с Украиной, 30-35% — с территориями России и 85-90% — с бывшими членами СЭВ. По оценкам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, коэффициент зависимости для Северокавказского экономического региона составляет 0,75, т.е. 75% валового регионального продукта производится на основе кооперации с предприятиями других регионов, включая поставки сырья, материалов и электроэнергии. Уже из этого можно сделать вывод, что одним лишь предпринимательством проблему экономики в регионе не решить. Нужна государственная программа.

К сожалению, федеральная целевая программа "Юг России" (на 2002-2006 годы) не соответствует предъявляемым к целевым программам требованиям, она имеет нечеткие цели и задачи, носит описательный характер, в ней отсутствуют необходимые бизнес-планы. Поэтому надежды на ее реализацию пока не оправдываются. Уже сейчас ясно, что программа должна быть пролонгирована. В новой редакции необходимо четко сформулировать основные региональные приоритеты, повысить целевой характер выделения средств, определить те объекты, которым в первую очередь необходима помощь, предусмотреть конкретные проекты для инвестирования.

Не думаю, что экономическую активность на Северном Кавказе можно насаждать искусственно, без учета местных возможностей и традиций. Если мы говорим о крупных государственных инвестициях, то это должны быть инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, создающие реальную возможность включить внутренние ресурсы региона в хозяйственный оборот, в том числе и за счет частных инвестиций.

На Западе уже давно работает идея государственно-частного партнерства. На одном из октябрьских заседаний правительства эта идея была сформулирована и для России. Хочу здесь особо подчеркнуть слово "партнерство". Надо не просто увещевать частный бизнес вкладывать деньги в северокавказский регион, а понять простую вещь, что частный инвестор будет активно вкладывать деньги туда, куда их вкладывает государство.

И еще одно. В регионе надо развивать внутрихозяйственные связи. На мой взгляд, это важнейшая часть не только экономической, но и всей государственной политики на Кавказе. Уверен: взаимовыгодное экономическое сотрудничество субъектов Федерации Южного федерального округа станет действенным способом предотвращения возможных конфликтов.

Национальный комитет "Интеллектуальные ресурсы России" может предложить для программы социально-экономического развития Юга России свои разработки по темам экономического роста на инновационной основе, развитию информационных технологий, охране окружающей среды, изменению образа жизни населения.

Первым и важнейшим источником развития Северного Кавказа является сельское хозяйство. На нем основаны рабочие места и традиционный образ жизни сотен тысяч людей.

По инициативе академика Александра Александровича Жученко наш комитет начал разработку программы развития зернового производства в России. Мы посчитали, что будет правильно, если эта программа будет заявлена именно в Ставрополье, в житнице страны. Ставропольский край может стать и пилотным регионом по отработке программы. Думаю, что губернатор края Александр Леонидович Черногоров поддержит нашу идею.

Вторым источником развития региона я бы назвал комплексное освоение недр. В этой связи наш комитет представляет программу "Недра и развитие". Инициатива разработки этой программы принадлежит ведущим ученым и специалистам нефтегазового сектора и вызвана рядом проблем, которые пока не находят решения. Сегодня мы будем говорить о возможных путях решения этих проблем.

Необходимо максимально использовать и транзитные возможности Северного Кавказа. Развитие коммуникаций интегрирует регион в мировое экономическое пространство, что, в свою очередь, ускорит формирование внутренних хозяйственных связей, о политическом значении которых я уже говорил.

Сейчас регион активно включается в международную систему грузопотоков по проекту "Голубой поток" (поставки российского газа в Турцию) по поставкам сырой нефти из Казахстана в порт Новороссийск, по транспортировке туркменской нефти в российские порты Черноморского бассейна.

Сегодня здесь, в Рыздвяном, на предприятии "Кавказтрансгаз", мы видим, как на практике реализуется это направление в развитии региона. Предприятие эффективно использует месторасположение и ресурсные возможности региона, причем делает это в экологически щадящей форме. Магистральные газопроводы, эксплуатируемые предприятием, проложены на огромной территории от калмыцких и астраханских степей до предгорий Кавказа.

В рамках реализации проекта "Голубой поток" ведется строительство сухопутного участка магистрального газопровода "Россия – Турция".

Здесь решена одна из острейших проблем нефтегазового сектора: земля после исчерпания недр не превращается в безжизненную пустыню. Именно здесь мы увидели пример того, как недра после исчерпания запасов благодаря применению инновационных подходов продолжают работать на благо человека, края и страны.

И последнее. Необходимо восстановить рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Это капиталоемкая задача, но именно ее решение во многом определит перспективу и роль региона в территориальном разделения труда.

Здесь в Ставрополе мы представляем еще одну программу, ориентированную на человека, его здоровье — программу «Медицина общества знаний». Медицина — отрасль консервативная, любые инновации проходят серьезную проверку, прежде чем войдут в лечебную практику. Но одно можно сказать определённо: медицина будет активно осваивать информационно-коммуникационные технологии, в частности, телемедицину, обладающую огромным потенциалом повышения качества медицинского обслуживания и подготовки медицинских кадров.

Представление программы "Медицина общества знаний" пройдет завтра в Ставропольской краевой клинической больнице, где запланирован телемедицинский сеанс между Москвой и Ставрополем. Из московского центра консультацию врачам больницы проведет академик Сергей Павлович Миронов, который возглавил эту программу.

В Ставропольском крае, где половина населения живет в сельской местности, не говоря уже о горных районах Северного Кавказа, развитие телемедицинских услуг может реально повысить доступность и качество медицинской помощи.

Это только часть программ, которые задумал осуществить наш комитет. Более широкий список вы может найти в буклете. Список не закрыт.

Наши программы — не просто идеи, это реальные инициативы, которые выдвинуты профессиональными сообществами, непосредственно работающими на инновационное развитие страны, на формирование в России общества, основанного на знаниях.

Одна из задач комитета — вовлекать в эту работу российские регионы. Мы очень рассчитываем на сотрудничество со Ставропольским краем и надеемся, что одним из итогов сегодняшней встречи станет создание здесь Северокавказского отделения Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России".

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International