Сегодня мы включили в повестку дня чрезвычайно важный вопрос. Речь идет о политическом курсе и фундаментальных принципах развития страны, определенных Президентом Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также о приоритетах и программе конкретных действий палаты по реализации этого курса в соответствии с конституционным статусом Совета Федерации.
Комитеты и комиссии палаты подготовили свои предложения для формирования такой программы и принятия Постановления Совета Федерации по данному вопросу. Проекты соответствующих документов вам розданы. Учитывая значимость и сложность вопроса, на Совете палаты мы предварительно определили последовательность нашей работы следующим образом. Сегодня мы обсуждаем предложенные проекты документов и принимаем их за основу. Далее берем две недели на тщательную доработку с тем, чтобы на следующем заседании принять окончательное решение.
В своем выступлении хочу акцентировать ваше внимание на ряде принципиально важных аспектов, которые необходимо принимать во внимание в этой работе.
1. Мы должны четко понимать, что Конституция Российской Федерации однозначно определила главные источники государственной политики в ее стратегическом измерении. Это законы и послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Цитирую. Статья 80, часть 3: «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.». Статья 84, пункт «е»: «Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.».
При этом глава государства обращается через Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации – ко всему многонациональному российскому народу, ко всем территориальным сообществам России.
У каждого органа государственной власти есть право на участие в конкретизации политики государства, формировании ее тактических задач, есть свои инструменты по ее реализации. Нет только одного права – права ревизовать конечные цели, базовые принципы и приоритеты государственной политики. Поэтому совершенно недопустимы ситуации, которые мы констатировали в нашем Докладе о состоянии законодательства в Российской Федерации. Ситуации, когда результаты конкретных действий по реализации той или иной реформы, обоснованные (если не сказать «прикрытые») ссылкой на приоритеты государственной политики, оказываются прямо противоположными тем конечным целям и базовым ориентирам, которые ставил в своих посланиях Президент страны.
2. Послание Президента Российской Федерации 2005 года имеет особое, поистине историческое значение. В нем глава государства:
• дает краткую, но емкую оценку условий, направленности и результатов государственной политики, проводимой в течение всего новейшего периода российской истории;
• закрывает предыдущую страницу политики стабилизации и открывает новый этап – политики, устремленной в будущее, но сохраняющей вместе с тем преемственность стратегических ориентиров и целей развития страны;
• утверждает фундаментальные принципы государственной политики развития страны на долгосрочную перспективу. Прежде всего, это приверженность конституционным ценностям и международным стандартам демократии, прав и свобод человека при суверенном праве России на самостоятельный выбор темпов, приоритетов и методов построения и развития демократического, свободного и справедливого общества и государства;
• подтверждает сформулированные ранее конечные цели политики и, соответственно, критерии оценки результатов ее проведения. Это эффективное государство, устойчивый экономический рост и конкурентоспособность, социальное благополучие, достойное место России в мировом сообществе и ее равноправное участие в решении актуальных мировых проблем.
Мы должны также учитывать политическую значимость текущего момента – мы будем подводить итоги реализации обсуждаемого Послания Президента Российской Федерации за два года до завершения восьмилетнего политического цикла в жизни страны. И достигнутые результаты будут во многом определять то состояние Россия, в котором она войдет в будущее.
3. Работа по реализации основных направлений государственной политики тесно связана с работой над Докладом Совета Федерации о состоянии законодательства в Российской Федерации.
Хочу отметить, что выводы нашего первого Доклада во многом созвучны положениям обсуждаемого Послания. Достаточно сказать лишь о таком принципиальном предложении Совета Федерации, как необходимость перехода от исчерпавшей себя политики фрагментарных преобразований и антикризисного управления к формированию долгосрочной целе- и ценностноориентированной стратегии развития страны. То есть стратегии, учитывающей в должной степени базовые ценности российского общества, направленной на повседневное укрепление гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан.
Но главное даже не в этом. Работа над Докладом позволяет нам выявить слабые места в механизмах реализации государственной политики, критические точки в состоянии законодательства – главного инструмента власти в конституционном государстве. И не только выявить, но и определить конкретные способы решения этих проблем.
Это означает, что мы должны увязывать в единый комплекс задачи реализации как положений Послания Президента России Федеральному Собранию, так и выводов первого Доклада Совета Федерации, а также задачи подготовки следующего Доклада палаты о состоянии законодательства в Российской Федерации.
4. Послание Президента Российской Федерации – это политический документ, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества и государства и весь спектр проблемных вопросов. Реализация программных установок государственной политики – это совместное дело всех органов публичной власти – от федеральных до местных. Вместе с тем, каждый государственный орган должен следовать конституционным принципам разделения властей, действовать строго в рамках своей компетенции.
Поэтому, определяя приоритетные направления усилий Совета Федерации по реализации положений государственной политики, мы должны исходить не только из значимости тех или иных задач, поставленных главой государства, но и строго соотносить их с конституционными вопросами ведения и полномочиями Совета Федерации.
Мы знаем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы ведения Совета Федерации ориентированы прежде всего на региональные аспекты общенациональной политики. Кроме того, Совет Федерации разделяет с Президентом Российской Федерации ответственность за состояние дел в таких важнейших сферах, как национальная безопасность и обороноспособность страны, соблюдение режима конституционной и общей законности, укрепление федеративных и национальных отношений, а также единства экономического пространства, равенства прав и свобод граждан на всей территории России...
Этот перечень может быть продолжен. Но сейчас более важно отметить, что для выполнения своей высокой миссии Совет Федерации наделен достаточно сильными полномочиями и в кадровой политике, и в области контроля за деятельностью исполнительной власти, и, главное, в сфере законодательной деятельности.
В этой связи представляется, что основные приоритеты формируемой нами программы должны быть направлены на следующие задачи, поставленные Президентом Российской Федерации.
В сфере государственного строительства:
• укрепление Федерации, в том числе объединение субъектов Российской Федерации, завершение разграничения полномочий между всеми уровнями публичной власти, совершенствование порядка формирования региональных органов государственной власти;
• повышение эффективности государственного аппарата, особенно в правоохранительной и судебной системе, и исключение коррупционных факторов в его работе; в центре нашего внимания должны быть оценка результатов административной реформы, анализ и совершенствование законодательства о государственной службе и, что не менее важно, о статусе должностных лиц;
• развитие институтов гражданского общества и общественного контроля за деятельностью государственных органов, в первую очередь, - в регионах России;
• совершенствование инструментов парламентского контроля, в том числе парламентских расследований.
В финансово-экономической и социальной сферах нашими приоритетами должны быть, прежде всего, вопросы:
• развития межбюджетных отношений; полагаю, что пришла пора ставить перед Правительством Российской Федерации вопрос о рассмотрении не только федерального бюджета, но и о тщательном анализе состояния консолидированного бюджета Российской Федерации;
• результатов и методов реформирования социальной сферы, обеспечения равенства социальной защиты граждан независимо от места их проживания;
• обеспечения экономической эффективности и соблюдения условий национальной безопасности при привлечении инвестиций, смене форм собственности, легализации капиталов;
• государственной поддержки социально-экономического развития в проблемных и стратегически важных регионах страны, в том числе таких как Юг и Дальний Восток России, Калининградская область.
И, конечно, Совет Федерации должен принимать самое активное участие в решении всех задач по развитию внешнеполитических и внешнеэкономических связей Российской Федерации.
Кроме того, Совет Федерации в силу своей конституционной роли должен рассматривать все проходящие через парламент законы с точки зрения качества формируемого законодательства, соответствия принимаемых законов конституционным ценностям и целевым установкам государственной политики, соблюдения всех необходимых условий для введения их в действие и эффективного применения.
Обращаю ваше внимание также на то, что новые задачи требуют принципиально иного уровня и развития методической базы и экспертного обеспечения принимаемых нами решений. Здесь тоже широкое поле для приложения наших усилий.
5. Полагаю, что с учетом вышесказанного, программа Совета Федерации должна быть максимально конкретной.
По каждому тематическому приоритету нам следует определить действия Совета Федерации в следующих направлениях:
• по подготовке и реализации законодательных инициатив Совета Федерации;
• по формированию критериев оценки приоритетных законов и выработке позиции Совета Федерации при их рассмотрении на заседании палаты;
• по контролю за подготовкой необходимых условий для введения законов в действие;
• по мониторингу правоприменительной практики и эффективности действия принятых законов.
Полагаю, что наше сегодняшнее обсуждение и последующая доработка программы и Постановления Совета Федерации позволят нам принять эти документы в виде, соответствующем значению обсуждаемого Послания Президента Российской Федерации, конституционной роли Совета Федерации, а также объективным потребностям страны и общественным ожиданиям.