Уважаемые коллеги!
Мы сегодня обсуждаем с вами вопросы, на которые нацелено внимание всего нашего общества. Впервые за последние годы у российского государства появились реальные возможности решать задачи, на которые раньше просто не хватало средств. Сейчас в руках государства этих средств достаточно, чтобы формировать и целеустремленно реализовывать национальную социально-экономическую политику, направленную, прежде всего, на повышение уровня и качества жизни российских граждан.
Наступил этап реализации долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, направленной на устойчивый экономический рост, который позволит решить большинство социальных проблем.
Правительство Российской Федерации в лице Германа Грефа утверждает, что все национальные проекты социальной направленности, названные Президентом Российской Федерации, хорошо проработаны, и в проекте федерального бюджета на 2006 год уже заложены 115 млрд. рублей, необходимые для их финансирования.
Однако многие эксперты, в том числе Счетная палата, считают, что выделяемых средств недостаточно. А проект федерального бюджета необходимо скорректировать с учетом приоритетных задач, поставленных Президентом.
Резервы для этого есть. Как сказал Президент: «сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России». Главное, что для этого нужно – это активная экономическая политика Правительства. Она в полной мере должна проявиться в ходе доработки и принятия бюджета 2006 года.
Однако сегодня, согласно замыслу Правительства, значительный объем средств фактически выводится из бюджетного процесса. Профицит федерального бюджета составляет огромную величину – 776 млрд. рублей (3,2% ВВП).
С другой стороны, несомненным достижением проекта бюджета 2006 года является создание Инвестиционного фонда в размере 69,8 млрд. рублей. Вместе с тем на наш взгляд, существуют реальные возможности по существенному увеличению Инвестиционного фонда за счет профицита федерального бюджета. При этом проблема заключается не только в объеме средств, которые будут аккумулированы в Инвестиционном фонде. В условиях отсутствия прозрачной, с участием парламентариев и бизнес-сообщества, процедуры отбора проектов эффективность его использования вызывает обоснованные сомнения.
Как все знают,в проекте бюджета–2006 значительно увеличивается финансовая помощь регионам – средства раздела «Межбюджетные трансферты» достигают 520,5 млрд. рублей. Однако в условиях отсутствия полного перечня передаваемых регионам полномочий и оценки их реальной «стоимости» пока нельзя с уверенностью говорить об их достаточности.
Практика показывает, что недостаток полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований часто становится тормозом экономического развития регионов.
Как известно, сейчас по инициативе Президента Российской Федерации готовятся документы по передаче или делегированию значительного числа полномочий с федерального на региональный уровень. Не менее важно, чтобы одновременно был передан достаточный объем средств на их исполнение.
12 апреля 2005 года был создан Совет по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания.
Совет по федеральным и региональным программам имеет конкретные предложения и проекты по развитию территорий в рамках федеральных и региональных программ. Мы рассчитываем на внимание Правительства Российской Федерации к этим предложениям и к проектам.
Совет по федеральным и региональным программам может стать площадкой для представления, обсуждения, экспертизы, доработки значимых проектов и программ, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Совет намерен пригласить к работе ведущих российских ученых, специалистов и начать серьезное осмысление программно-целевых методов планирования и программирования социально-экономического развития как регионов, так и страны в целом. Совет должен наладить тесное взаимодействие с министерствами и ведомствами, отвечающими за разработку и реализацию федеральных целевых программ. Необходимо, чтобы предложения Совета, сформированные на базе предложений субъектов Российской Федерации, рассматривались и учитывались в федеральных программах, в программах и проектах, финансируемых Инвестиционным фондом, в проектах, финансируемых по линии Совета по приоритетным национальным проектам. Мы будем рассматривать, дорабатывать и представлять проекты и программы для включения их в федеральные целевые программы, федеральную адресную инвестиционную программу, программы Инвестиционного фонда, проекты Совета по реализации приоритетных национальных проектов при Президенте Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации получают сейчас реальный шанс реализовать свои жизненно важные программы и проекты при поддержке Совета по федеральным и региональным программам. Прежде всего, это приоритеты, названные в выступлении Президента 5 сентября. Это также инвестиционные программы и проекты, направленные, прежде всего, на развитие инфраструктуры (дороги, мосты, аэропорты) и способные привлечь частные инвестиции.
Структура Совета представлена в раздаточных материалах. В Совете предусмотрено 5 секций. Это секция бюджетных программ, руководитель Е.В.Бушмин, секция инновационных программ, руководитель О.А.Оганян, секция программ развития регионов, руководитель А.И.Казаков, секция социальных программ, руководитель В.А.Петренко, и секция аграрно-продовольственных программ, руководитель Г.А.Горбунов. При необходимости количество секций может быть увеличено. При Совете организовано Экспертное управление для экспертизы поступающих предложений. При необходимости могут создаваться рабочие группы по доработке проектов. После этого проекты могут быть рассмотрены на секциях, а наиболее значимые – на Совете.
Уважаемые коллеги!
Убежден, что у России есть все материальные, финансовые и интеллектуальные предпосылки для значительного роста экономики и повышения уровня и качества жизни основной массы граждан во всех регионах. Однако для того, чтобы этот потенциал «пришел в движение», необходимы совместные целенаправленные действия федеральных и местных властей, заинтересованность бизнеса.
Поэтому сегодня, когда цели и задачи развития определены, стране как никогда нужна ясная программа действий на перспективу, согласованная с регионами и принятая бизнесом. На основе этого и регионам легче выстраивать собственную стратегию развития. Словом, нужны конкретные шаги, нацеленные на решение задач, поставленных Президентом.