Уважаемые участники и гости конгресса! Уважаемые дамы и господа!
Уважаемые коллеги и друзья!
От имени Совета Федерации и Организационного комитета хочу приветствовать Вас на первом Дальневосточном международном экономическом конгрессе, поблагодарить всех, кто проявил заинтересованность в его проведении и откликнулся на наше приглашение.
Считаю, что инициатива проведения такого форума, с которой в начале этого года выступили руководители нескольких регионов, является очень своевременной. Она была одобрена Советом Федерации и получила поддержку, как со стороны наших коллег – парламентариев, так и от федеральных и региональных органов власти, научных и деловых кругов. Хотел бы выразить особую благодарность Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Константину Борисовичу Пуликовскому, губернатору Хабаровского края Виктору Ивановичу Ишаеву. Они не только во многом инициировали этот процесс, но и взяли на себя основной груз работы по его подготовке и проведению конгресса.
Основная цель и направленность конгресса выражены в его девизе – «Горизонты партнерства России с государствами АТР: человек, природа, экономика».
Дальний Восток – это «окно» России в Азию и на Тихий океан. Нам нужна стратегия, которая позволит эффективно использовать уникальное геополитическое положение этого края, его богатейшие человеческий и природный потенциал, традиционные связи со странами АТР. Для этого нужно обеспечить дальнейшую интеграцию дальневосточных регионов в единое экономическое пространство страны и одновременно укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мировом хозяйстве.
Не менее важно создать условия, чтобы жители Дальнего Востока явственно ощущали, что Россия - это не что-то далекое, а она здесь – в Приморье, Хабаровском крае, Амурской области, на Камчатке и Сахалине.
Думаю, что такой подход отвечает как государственным, так и региональным интересам. Выгоден он и зарубежным партнерам, поскольку создает более надежную и долгосрочную основу для сотрудничества.
За последние годы на Востоке России интенсивно развивается внешнеэкономическая деятельность. Мы знаем, что руководители регионов прилагают немалые усилий по улучшению предпринимательского климата и привлечению инвестиций. Растет заинтересованность сопредельных стран, прежде всего, Китая, Японии и Республики Корея в развитии международного сотрудничества с Россией. Создано немало совместных предприятий, значительно выросли их возможности.
Мне довелось побывать во многих субъектах дальневосточного округа и напрямую общаться не только с их руководителями и депутатами, но и трудовыми коллективами. Не раз убеждался в том, что здесь в последние годы происходят позитивные перемены.
Вы лучше меня знаете о подвижках. Но хочу сказать об одном. Открыт прямой проезд по федеральной трассе Чита - Хабаровск. Он связывает весь комплекс экономики Дальнего Востока с центром России и Сибирью, дает прямой выход к Тихому океану, к Находке.
Вместе с тем, по многим показателям условия жизни и работы людей на Дальнем Востоке не могут нас устроить.Это касается бюджетной обеспеченности, развития инфраструктуры и качества жизни. Особое беспокойство вызывает продолжающийся миграционный отток населения. На остроту этой проблемы мы не раз обращали внимание на заседаниях Совета Федерации.
Как известно, принята и реализуется Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2010 года». Однако финансирование этой программы недостаточно, а эффективность вложенных средств - не на высоком уровне, они распыляются по многим объектам.
Главное, что сегодня необходимо для прогресса Дальнего Востока – это крупные инвестиции.
В последние годы стабильно растет вклад федерального центра в инвестиционный потенциал регионов Дальнего Востока. В проекте бюджета на 2006 год запланировано инвестировать в округ 17,7 миллиарда рублей, что почти в шесть раз больше, чем в 2003 году. Использовать эти средства нужно грамотно, с соблюдением прозрачности принятия решений по инвестиционным проектам. И здесь широкие полномочия предоставлены региональным руководителям.
Другая сторона вопроса состоит в том, что рост тарифов естественных монополий может «съесть» значительную часть запланированных инвестиций. В этой связи нужно отметить, что известные решения по «замораживанию» цен на нефть на внутреннем рынке - лишь временное, решение. Нужно выходить на долговременные, экономические механизмы антимонопольного регулирования цен и тарифов на энергоресурсы. Это ключевой фактор жизнеобеспечения России.
Дальний Восток занимает второе место по притоку иностранных инвестиций в России. Однако объем накопленных здесь за полтора десятилетияиностранных инвестиций, который составляет лишь 9 миллиардов долларов, мало сказать, недостаточен, он просто несопоставим с потенциалом и с масштабом проблем региона. Думаю, что прежде, чем ждать большого притока капиталов из-за рубежа, необходимо чтобы государство и отечественный бизнес начали вкладывать серьезные средства в Дальневосточный регион.
Чтобы изменить ситуацию, нужно выстроить сбалансированную систему управления, где инициатива регионов будет реализована в рамках единой государственной политики, при реальной поддержке центра.
В Совете Федерации мы всегда призывали более взвешенно подходить к разграничению полномочий и централизации бюджетной системы. Ведь из Москвы все проблемы Дальнего Востока не решить по определению.
И сейчас по инициативе Президента Российской Федерации готовятся документы по передаче или делегированию многих федеральных полномочий на региональный уровень. Не менее важно, чтобы одновременно были предусмотрены реальные финансовые ресурсы для их обеспечения.
Хотел бы обратить ваше внимание, что необходимость разработки комплекса мер по обеспечению экономического роста в Дальневосточном регионе была определена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2005 года в качестве одного из основных направлений политики государства. Было особо подчеркнуто значение развития трансконтинентальных коридоров и повышение роли этих территорий в сотрудничестве с сопредельными государствами.
Убежден, что у нашей страны сегодня есть все материальные и финансовые возможности для решения этих задач. Если государство будет занимать активную позицию и проводить в жизнь намеченные планы, то совместно с руководителями Дальневосточных субъектов, можно добиться кардинальных и позитивных изменений в решении острейших проблем, существенно поднять темпы экономического роста и улучшить условия жизни людей.
Уважаемые коллеги!
Дальневосточному конгрессу мы хотим придать большую практическую направленность. Убежден, что участие в конгрессе руководителей высшего звена дает прекрасную возможность сконцентрировать обсуждение на вопросах, которые имеют для нас принципиальное значение. Конгресс должен позволить выйти на подписание конкретных соглашений и контрактов, дать путевку в жизнь наиболее перспективным инвестиционным проектам и экономическим идеям.
Наш конгресс станет своего рода интеллектуальным или, как говорят, «мозговым штурмом» и поможет в выработке государственных подходов к формированию эффективной политики развития Дальнего Востока.
Главная задача Дальневосточного экономического конгресса состоит в том, чтобы попытаться дать четкие ответы на вопрос – как радикально изменить ситуацию в регионах Дальнего Востока к лучшему?
В работе конгресса принимают участие представители российских и зарубежных органов власти, деловых кругов, общественных организаций, объединений, ассоциаций, ученые и общественные деятели, наши партнеры из многих стран. Думаю, главное, что объединяет всех, собравшихся в этом зале, - это огромный интерес к российскому Дальнему Востоку, искреннее стремление наладить деловое сотрудничество.
Убежден, что потенциал Дальнего Востока может и должен работать в полную силу на благо самих регионов и всей нашей страны, обеспечить хорошие прибыли бизнесу, в том числе, и нашим зарубежным партнерам. И изменить к лучшему жизнь людей здесь, на Дальнем Востоке и во всей России.
Желаю всем нам успешной работы.
Благодарю за внимание.