Уважаемые коллеги!
У нас уже давно была договоренность о встрече с представителями администрации, метрополитена и метростроя Санкт-Петербурга. В жизни города подземка играет огромную роль. И трудности ее развития проявляются буквально во всех сферах, причем очень чувствительно для людей. Надо вместе обсудить пути решения этих сложных и острых проблем.
Но думаю, что правильно будет сегодня, на конкретном примере Петербурга, поставить вопрос более широко. Значение каждого российского метрополитена не ограничивается рамками одного города. Каждый из них – это инфраструктурная система, которая важна для экономики всей страны. Это необходимо четко понимать. И с учетом этого строить принципы и механизмы государственной поддержки развития метро в масштабе всей России.
В мегаполисах-миллионниках живет каждый пятый наш гражданин. Здесь производится почти половина ВВП страны. Такие города – это экономические центры национального и даже, можно сказать, международного значения. Не только для прилегающих областей, а для обширных регионов каждый из них служит локомотивом экономического развития.
И чтобы такое развитие было успешным, одно из важнейших условий, это наличие скоростной транспортной системы, способной связать огромный город в единый хозяйственный механизм.
Надо сказать, что понимание общенациональной важности метростроя в прошлом, примерно до конца 80-х годов, было видно в государственной политике. Развитие метро планировалось в масштабе страны с учетом социальной и экономической перспективы. Каждый объект рассматривался как государственный, и основная часть финансирования шла из центрального бюджета.
Но с тех пор, скоро уже 20 лет, российский метрострой не получает нормального финансирования. Сначала из-за кризиса, когда резко сократилось выделение средств. А потом из-за изменения системы финансирования. Объекты метростроя стали передавать на уровень регионов. Фактически приравняли их к другим системам городского хозяйства.
В 1996 году принято распоряжение Правительства № 1093-р, по которому доля федерального бюджета в строительстве метро должна была постепенно уменьшиться до 50%. А в 2000 году и это положение было отменено распоряжением Правительства № 1433-р. Доля федерального бюджета уменьшилась до 20%. Если даже регионы не снижали свои инвестиции, общая сумма вложений в развитие метро сразу падала почти на 40%. И это по сравнению с уже и без того пониженным, кризисным уровнем.
К чему это привело, все мы хорошо знаем. В других отраслях шестой год идет подъем. А метростроение по всей стране на долгие годы задержалось в фазе кризиса.
Бюджеты регионов перегружены. Даже Москва и Петербург, где уровень бюджетной обеспеченности сравнительно высок, не в состоянии компенсировать резкий спад федерального финансирования метростроя. Тем более это нереально в других городах.
Я недавно вернулся из Китая. Там говорят: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она хорошо ловила мышей». Так и в нашей ситуации: не столь важно, из какого именно источника придут деньги на возрождение и развитие метростроя. Надо использовать все возможности, чтобы сделать дело и получить результат.
Хорошо, если средства найдутся в региональном бюджете или удастся привлечь частных инвесторов. Но в сегодняшней реальной ситуации расчеты на то, чтобы полностью покрыть потребности из этих источников – это чистой воды утопия. А раз так, надо использовать больше средств федерального бюджета. Такие вложения окупятся сторицей. Инфраструктурные проблемы, в том числе и проблемы метро, - это серьезная помеха экономическому росту. Их надо решать. Не понимает этого тот, кто на своем месте действительно мышей не ловит – уже по русской пословице.
Даже в Москве, по оценкам, не хватает 100 км туннелей. В Петербурге, площадь которого в полтора раза больше, а метро развито меньше, транспортные проблемы стали одним из главных негативных факторов. Они тормозят использование громадного потенциала и уникального положения города для экономического роста и решения социальных проблем. Во многих других городах проекты метростроя практически заморожены или реализуются неудовлетворительными, черепашьими темпами.
Словом, решения о сокращении бюджетного финансирования метростроя были явно неудачными и надо прямо, настойчиво ставить вопрос об их пересмотре.
Сейчас Правительство говорит о готовности начать серьезные вложения в инфраструктурные проекты. Приходит понимание того, что это необходимо для развития бизнеса, для привлечения частных инвестиций. Считаю, что метрострой надо рассматривать именно в таком качестве. Это ключевая инфраструктура, причем сосредоточенная в очень важных для экономики страны зонах.
Рассчитываю, что в ходе сегодняшнего совещания мы выработаем общую позицию, которую будем отстаивать в ходе работы над проектом федерального бюджета. Со стороны Совета Федерации у нас участвуют те, кто координирует процесс внесения поправок. Это Светлана Юрьевна Орлова, заместитель Председателя Совета Федерации, и Владимир Анатольевич Петров, первый заместитель председателя Комитета по бюджету. Прошу по результатам совещания взять на контроль реализацию тех предложений, которые мы здесь согласуем.