МИРОНОВ Сергей Михайлович
Председатель Социалистической политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Руководитель фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ» в Государственной Думе ФС РФ VIII созыва
интернет-приёмная

Вступительное слово на совещании по вопросам развития метрополитена г.Санкт-Петербурга 6 октября 2005 года

06 октября 2005

Уважаемые коллеги!

У нас уже давно была договоренность о встрече с представителями администрации, метрополитена и метростроя Санкт-Петербурга. В жизни города подземка играет огромную роль. И трудности ее развития проявляются буквально во всех сферах, причем очень чувствительно для людей. Надо вместе обсудить пути решения этих сложных и острых проблем.

Но думаю, что правильно будет сегодня, на конкретном примере Петербурга, поставить вопрос более широко. Значение каждого российского метрополитена не ограничивается рамками одного города. Каждый из них – это инфраструктурная система, которая важна для экономики всей страны. Это необходимо четко понимать. И с учетом этого строить принципы и механизмы государственной поддержки развития метро в масштабе всей России.

В мегаполисах-миллионниках живет каждый пятый наш гражданин. Здесь производится почти половина ВВП страны. Такие города – это экономические центры национального и даже, можно сказать, международного значения. Не только для прилегающих областей, а для обширных регионов каждый из них служит локомотивом экономического развития.

И чтобы такое развитие было успешным, одно из важнейших условий, это наличие скоростной транспортной системы, способной связать огромный город в единый хозяйственный механизм.

Надо сказать, что понимание общенациональной важности метростроя в прошлом, примерно до конца 80-х годов, было видно в государственной политике. Развитие метро планировалось в масштабе страны с учетом социальной и экономической перспективы. Каждый объект рассматривался как государственный, и основная часть финансирования шла из центрального бюджета.

Но с тех пор, скоро уже 20 лет, российский метрострой не получает нормального финансирования. Сначала из-за кризиса, когда резко сократилось выделение средств. А потом из-за изменения системы финансирования. Объекты метростроя стали передавать на уровень регионов. Фактически приравняли их к другим системам городского хозяйства.

В 1996 году принято распоряжение Правительства № 1093-р, по которому доля федерального бюджета в строительстве метро должна была постепенно уменьшиться до 50%. А в 2000 году и это положение было отменено распоряжением Правительства № 1433-р. Доля федерального бюджета уменьшилась до 20%. Если даже регионы не снижали свои инвестиции, общая сумма вложений в развитие метро сразу падала почти на 40%. И это по сравнению с уже и без того пониженным, кризисным уровнем.

К чему это привело, все мы хорошо знаем. В других отраслях шестой год идет подъем. А метростроение по всей стране на долгие годы задержалось в фазе кризиса.

Бюджеты регионов перегружены. Даже Москва и Петербург, где уровень бюджетной обеспеченности сравнительно высок, не в состоянии компенсировать резкий спад федерального финансирования метростроя. Тем более это нереально в других городах.

Я недавно вернулся из Китая. Там говорят: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она хорошо ловила мышей». Так и в нашей ситуации: не столь важно, из какого именно источника придут деньги на возрождение и развитие метростроя. Надо использовать все возможности, чтобы сделать дело и получить результат.

Хорошо, если средства найдутся в региональном бюджете или удастся привлечь частных инвесторов. Но в сегодняшней реальной ситуации расчеты на то, чтобы полностью покрыть потребности из этих источников – это чистой воды утопия. А раз так, надо использовать больше средств федерального бюджета. Такие вложения окупятся сторицей. Инфраструктурные проблемы, в том числе и проблемы метро, - это серьезная помеха экономическому росту. Их надо решать. Не понимает этого тот, кто на своем месте действительно мышей не ловит – уже по русской пословице.

Даже в Москве, по оценкам, не хватает 100 км туннелей. В Петербурге, площадь которого в полтора раза больше, а метро развито меньше, транспортные проблемы стали одним из главных негативных факторов. Они тормозят использование громадного потенциала и уникального положения города для экономического роста и решения социальных проблем. Во многих других городах проекты метростроя практически заморожены или реализуются неудовлетворительными, черепашьими темпами.

Словом, решения о сокращении бюджетного финансирования метростроя были явно неудачными и надо прямо, настойчиво ставить вопрос об их пересмотре.

Сейчас Правительство говорит о готовности начать серьезные вложения в инфраструктурные проекты. Приходит понимание того, что это необходимо для развития бизнеса, для привлечения частных инвестиций. Считаю, что метрострой надо рассматривать именно в таком качестве. Это ключевая инфраструктура, причем сосредоточенная в очень важных для экономики страны зонах.

Рассчитываю, что в ходе сегодняшнего совещания мы выработаем общую позицию, которую будем отстаивать в ходе работы над проектом федерального бюджета. Со стороны Совета Федерации у нас участвуют те, кто координирует процесс внесения поправок. Это Светлана Юрьевна Орлова, заместитель Председателя Совета Федерации, и Владимир Анатольевич Петров, первый заместитель председателя Комитета по бюджету. Прошу по результатам совещания взять на контроль реализацию тех предложений, которые мы здесь согласуем.

Официальный сайт Сергея Михайловича Миронова
Полное или частичное копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт mironov.ru [n]
В случае возникновения вопросов и замечаний просьба обращаться по адресу: reception@mironov.ru
Все материалы сайта mironov.ru доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International